Кулешова Екатерина Николаевна (Москва, Россия) – кандидат психологических наук.
Ключевые слова: Аристотель, отношение, соотношение, смысл жизни.
Kuleshova Ekaterina Nikolaevna (Moscow, Russia) – candidate of psychological Sciences.
Keywords: Aristotle, attitude, ratio, meaning of life.
Советский философ А.Ф. Лосев справедливо заметил: «В Древней Греции, кажется, не было мыслителя большего энциклопедического размаха, чем Аристотель. Это был человек, который всюду искал, прежде всего, смысл действительности…» [4, с. 277]. Многие и многие понятия, которые современный человек, в частности, психолог, использует в своей жизнедеятельности, два с лишним тысячелетия назад предложил миру Аристотель. И если верить А.Ф. Лосеву, вообще нет ни одной крупной области знания, за исключением военного искусства, которой не интересовался бы древнегреческий учёный и исследователь.
Если вдуматься, мысль, Слово, действие, человеческая жизнь и её смыслы – все эти понятия проистекают из множественных соотнесений и таковые же выражают, но не все из них – соотношения. Однако, Аристотель, как ни странно, особое внимание уделил «соотнесённому» [2, с. 66–72], тогда как о «соотношении» упоминал в своих научных трудах время от времени. Сравнение этих двух слов как грамматических категорий изначально наводит на мысль, что «соотнесённое» – результат процесса «соотношения». (Несколько иное Понимание соотношения выводилось в широком контексте в авторской статье «”смысл жизни” и ”отношение”: о соотношении».) Но такой итог рассуждений – вероятно, лишь один из возможных частных ответов на вопрос о сходствах и различиях «соотношения» и «соотнесённого», если следовать общему и единичным контекстам в сочинениях Аристотеля. Иначе как «в контексте» читать Аристотеля практически невозможно.
Считается, что философские тексты Аристотеля довольно трудны для чтения и понимания. Но ведь очень многое зависит от перевода и даже от года издания. Последний факт достоверно подтверждается, если, например, сравнить два высказывания из главы «Соотнесённое» трактата «Категории» о «крылатом» и «окрылённом» существе из двух печатных изданий разных лет, казалось бы, одного и того же переводчика [2, с. 71; 3, с. 1058]. Многие тексты Аристотеля подвергались различным комментариям, что также могло вносить определённые искажения в его тексты [6, с. 5].
Соотнесённое, по Аристотелю, есть то, что оно есть «в связи с другим» или находится «в каком-то ином отношении к другому» [2, с. 66], тогда как соотношение должно быть указано «подходящим образом» [2, с. 69], в виде логического доказательства, т.е. в контексте. Рассмотрение жизнедеятельности Аристотеля в определённом контексте, в «законченной в смысловом отношении части текста» [5, с. 286], позволяет кратко обозначить несколько соотношений отношений, придававших его жизни смысл.
Аристотель, в отличие от других учеников Платона, наравне с теоретическими рассуждениями активно наблюдал за жизнью окружающего мира. Предметом своих психологических исследований он представлял «совокупность всех явлений психической жизни, составляющей принадлежность всего животного и даже растительного царства и прогрессивно развивающейся до высших явлений духовной жизни человека. …Анализ душевных явлений он неразрывно связывал с анализом физиологических явлений и состояний тела» [6, с. 8].
Вчитываясь в его описания, касающиеся живых существ, поражаешься тому, скольким обязана ему психологическая наука. Но, конечно, не всё, с учётом временны́х изменений в психологии и смежных с ней науках, нужно принимать на веру. Аристотель – это, его же словами, «первое общее» практически для всех наук, но отнюдь не толковый словарь терминов. Так, его трактат «Исследование о душе», который и послужил, вероятно, отправной точкой в развитии психологии как науки, ещё в конце девятнадцатого века характеризовался как «только изложение главного, основного, руководительного, – общий обзор…» [6, с. 10]. То есть, читая философские сочинения психологической направленности Аристотеля, необходимо сверять им написанное с реалиями современной жизни. Впрочем, так поступал и он сам в поисках истины, соглашаясь со своими предшественниками, соратниками или высказывая своё собственное мнение, и делал он это с различных позиций – соответственно от имени «мы» или «я» [1, с. 93; 2, с. 68, 72].
Но задолго до научного «мы» как соотношения сложилось «мы» семейное. Аристотель был сыном довольно известного врача в Стагирах, где родился будущий философ, и, по преданию, Аристотель даже считался потомком «божественного врача» Асклепия, сына Аполлона. Вероятно, из интереса к медицине в конечном итоге вызрело его стремление к познанию человека. Свои философские рассуждения он часто сопровождал примерами из медицинской практики и, «несомненно, отличался научным отношением к медицине…» [4, с. 33].
В юности Аристотель, по недостоверным сведениям (со слов Лосева А.Ф.), был учеником Исократа в риторической школе последнего, «занимался знахарством, врачеванием и даже был солдатом» [4, с. 32]. Но стремление обрести смысл жизни примерно в восемнадцатилетнем возрасте «привело его в самую богатую, развитую, самую в те времена возвышенную философскую школу – в Академию Платона» [4, с. 278]. Дорогие перстни, необычная причёска при невзрачной внешности – такие привычки молодого философа не могли не вызывать раздражение у окружающих, особенно пожилых людей. Платон, который был гораздо старше Аристотеля, часто был недоволен поступками строптивого ученика, любившего, по-видимому, покрасоваться не только в одеянии, но и в речах.
Что можно сказать о соотношении отношений Аристотеля и Платона? Между ними, взаимодействующими друг с другом в течение семнадцати лет, случались незначительные расхождения по вопросам бытового характера. В научном познании Аристотель, в отличие от Платона-идеалиста, видел, чувствовал и понимал реальность, отдавая предпочтение правде жизни: «… и хотя Платон и истина мне дороги, однако священный долг велит отдать предпочтение истине» [цит. по: 4, с. 45]. Это высказывание, более известное в виде поговорки «Платон мне друг, но истина дороже», как нельзя лучше отражает суть их взаимоотношений как мыслителей. Аристотель превзошёл своего учителя, к которому, несомненно, относился с почитанием, в познании жизни, стал мудрым наставником у других – вероятно, именно это было важно для Платона, доверявшего своему дерзкому по молодости ученику. Из общего «мы» с Платоном и его школой постепенно вызревало «я» Аристотеля, в итоге приведшее его к идее создания собственной школы – Ликея. (Не сходные ли отношения в диаде «учитель – ученик» нередко наблюдаются в истории психологии?) Одним из его учеников был Александр, сын царя Македонии Филиппа. Родившись на границе между Македонией и Грецией, Аристотель всё-таки считал себя греком, что не мешало, однако, ему благожелательно относиться к македонянам, в том числе к представителям высших кругов, несмотря на политические разногласия обоих государств. Он «до конца жизни оставался типичным греком, не признававшим варваров за настоящих людей», в отличие от Александра, который «при всём его уважении ко всему греческому …никогда не мог признать варваров лишёнными человеческого достоинства» [4, с. 165]. Их отношения нельзя назвать безоблачными, между ними так же, как когда-то у Аристотеля с Платоном, случались небольшие разногласия, но по довольно серьёзным, с точки зрения учителя поводам (постоянные военные походы императора и невозможность систематически уделять время наукам), что и послужило причиной возникновения слухов об участии Аристотеля в отравлении императора Александра.
Что было «первее» – теория или практика – в жизнедеятельности Аристотеля? Такой вопрос невольно возникает, осмысливая его отношение к этим областям знания. Судя по высказываниям А.Ф. Лосева, он мог сначала логически вывести суждения, и лишь потом находились им подтверждения в реальной жизни. При этом его интересные житейские наблюдения в качестве примеров уместно дополняют абстрактные умозаключения. А.Ф. Лосев писал: «…удивительным способом Аристотель объединял в себе философскую отрешённость мысли и практически жизненную заинтересованность…» [4, с. 11].
Аристотелю в силу его способностей, глубоких знаний, жизненного опыта удавалось мыслить о многом, его интересовала окружающая действительность, которую он стремился познать, понять и донести её истинный смысл до современников и потомков. В изучении «общего» для него было важно учитывать «единичное», а в «единичном» видеть «общее». Аристотель – первый и единственный на сегодняшний день психолог в современном мире, чьё учение является общим для всех живых существ на земле. Многие стороны его жизнедеятельности могут быть рассмотрены и изучены в соотношениях отношений. «Аристотель для нас является бескомпромиссным и мужественным ответом на вопрос о смысле жизни» [4, с. 280].
Литература
- Аристотель. Сочинения в 4-х т. Т. 1 / Ред. В.Ф. Асмус. М.: Мысль, 1976. 550 с.
- Аристотель. Сочинения в 4-х т. Т. 2 / Ред. З.Н. Микеладзе. М.: Мысль, 1978. 687 с.
- Аристотель. Этика. Эстетика. Поэтика. Минск: Харвест, 2011. 1280 с.
- Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Аристотель: жизнь и смысл. М.: Детская литература, 1982. 286 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов / С.И. Ожегов; Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. – 24-е изд., испр. М.: ОНИКС 21 век; Мир и Образование, 2005. 896 с.
- Психологические сочинения Аристотеля / пер. с греч. В. Снегирёва. – Казань: Типография императорского Университета, 1885. 98 с.
Комментарии
Добавить комментарий