М.Н. Мельник ГОУ СОШ № 864, г. Москва
Обучение математике и информатике, математические способности определяются исследователями как значимые для развития интеллекта и интеграции детей в систему высшего и среднего профессионального образования. В частности, социологи США выявили статистически значимые корреляции между успешным прохождением школьных тестов знаний по математике и получением образования на уровне колледжа (вне зависимости от выбранной специальности) и, наоборот, обнаружено, что так называемые математические неспособности или трудности в обучении математике связаны с проблемами социализации, такими как незавершение обучения в школе до уровня аттестата, с асоциальным поведением подростков (Социология образования, обзор зарубежных исследований, 2010). В России по наблюдениям педагогов средней школы вполне возможно обнаружить аналогичные закономерности, то есть те дети, которые с большим трудом осваивают курс математики в начальной школе, не только оказываются слабоуспевающими по другим предметам, но и проявляют раннюю склонность к асоциальному поведению и впоследствии не завершают образования в колледжах или профессионально-технических училищах, что больше характерно для мальчиков. В то же время, если ребенок успешно обучался математике в начальной и средней школе и при этом имел проблемы с поведением или успеваемостью по другим предметам, то он более вероятно получит среднее или даже высшее профессиональное образование.
Обобщив опыт своей практической деятельности и результаты экспрессопроса 20 коллег – учителей математики и информационных технологий, было сделано наблюдение, что у современных детей наблюдается некое расхождение в успешности обучения математике и информатике, то есть не очень успешные в освоении курса математики дети могут быть успешными в освоении курса информационных технологий, что позволило сделать предположение о различиях в математических способностях и способностях к освоению информационнокоммуникативных технологий на уровне задатков и индивидуальных различий. Также мы предполагаем, что в современных российских условиях наиболее сильная корреляция проявится скорее между эффективностью обучения информационно-коммуникативным технологиям и общей социализацией ребенка, чем между его успешностью освоения школьного курса математики и социализацией путем получения профессионального образования, включенности в рынок труда и общественные отношения.
В школе Б.М. Теплова был заложен методологический подход, позволяющий объединять в общие структуры различные способности и находить их общие основы. Две монографические работы Б.М. Теплова «Психология музыкальных способностей» и «Ум полководца», ставшие классическими образцами психологического изучения способностей, отражают не только интегративную методологию исследования общих и специальных способностей, но и тесную взаимосвязанность способностей с индивидуальностью. Более того, косвенно в работах Б.М. Теплова обнаруживается определение взаимосвязи способностей и таланта в том или ином виде деятельности с формально-динамическими свойствами индивидуальности, со свойствами темперамента, такими как эмоциональность, способность выносить большие нагрузки, сочетание боевого настроя с концентрацией внимания, а также Интеграция различных свойств интеллекта, например, равновесия процессов анализа и синтеза.
Методология интегративного целостного исследования индивидуальности и способностей является сильной стороной российской психологической науки и психологической практики в обучении и представлена фундаментальными трудами таких ученых, как В.С. Мерлин, В.М. Русалов, Л.Я. Дорфман и др. На интеграцию способностей и индивидуальности обращают внимание такие классики российской психологии труда и исследователи проявления способностей в трудовой деятельности, как О.К. Тихомиров, Ю.М. Забродин, В.Д. Шадриков и др.
В рамках обозначенного теоретико-методологического подхода нами предпринята попытка интегративного изучения способностей к математике и информатике. Было проведено пилотажное исследование, участниками которого стали учащиеся девятых-десятых классов ГОУ СОШ № 864. Измерения способностей и индивидуальных особенностей проводились при помощи структурного теста интеллекта Р. Амтхауэра, опросника формально-динамических свойств индивидуальности В.М. Русалова и теста «Включенные фигуры» Уиткина.
Испытуемые были разбиты на подгруппы по критерию среднего балла по курсу алгебры и геометрии и по курсу ИКТ, таким образом, мы сформировали группы – «троечники» (средний балл 3,2 по всем трем предметам) – 45,6%, «математики» (средний бал по математическим предметам выше, чем по ИКТ на 0,4–2 балла) – 10%, «информатики» – средний бал по ИКТ выше, чем по математическим предметам на 0,4–2 балла) – 24,4%, школьников, успевающих одинаково хорошо как по математическим предметам, так и по информатике – 20%.
Предварительный анализ данных показал, что существуют характерные особенности для каждой подгруппы испытуемых. В частности, группа троечников характеризуется низкими показателями абстрактного, систематического мышления и понятийно-интуитивного мышления, низкими показателями арифметических способностей, средними и низкими показателями интеллектуальной эргичности, общим медленным выполнением теста «Включенные фигуры».
Самой специфичной оказалась группа «математиков», для которой характерны крайне высокие значения по вербальным и математическим субтестам Р. Амтхауэра, полярно высокий уровень интеллектуальной эргичности и скорости, быстрое время и малое количество ошибок при выполнении теста Уиткина.
Группа «информатиков» показала самый высокий уровень по перцептивным субтестам, значения остальных исследуемых переменных разнообразны, но можно отметить, что преобладают значения среднего и высокого уровня формально-динамических свойств в интеллектуальной сфере.
Группа хорошо обучающихся в целом демонстрирует самые различные значения показателей в структурах интеллекта, у них могут преобладать какие угодно способности – вербальные, перцептивные, математические, но в целом уровень развития этих структур выше среднего. По формально-динамическим свойствам индивидуальности относительно интеллектуальной сферы также характерны показатели выше среднего.
Тенденций к повышению или снижению значений показателей по формально-динамическим сфойствам в психомоторной и коммуникативной сфере не выявлено, то есть дети разных групп успеваемости очень разные по проявлениям этих свойств.
В целом данные требуют расширения за счет увеличения выборки испытуемых и выделения субгрупп, поиска закономерностей на основе математикостатистической обработки всего полученного массива. Предварительные данные позволяют утверждать, что успешность обучения по предметам математического цикла может быть обусловлена формально-динамическими свойствами индивидуальности как природными задатками к тому, что ребенок способен к интеллектуальному напряжению и быстрой обработке информации. В свою очередь специальные способности к математике и информатике могут значимо различаться по структуре, например, в первом случае может доминировать только абстрактное мышление, а во втором – только перцептивное.
Комментарии
Добавить комментарий