Ж.А. Лукьянчикова ГОУ СПО Колледж музыкально-театрального искусства № 61, г. Москва
Изучение индивидуально-психологических различий, являющееся важнейшим разделом научной психологии, разработанное в школе Б.М. Теплова – В.Д. Небылицына, актуально для многих направлений психологической науки, в том числе и для нейропсихологии.
Интенсивно развивающимся направлением нейропсихологии в настоящее время является исследование индивидуальных различий в контексте проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия, то есть поиск тех принципов мозговой организации, которые наряду с другими факторами детерминируют индивидуальную вариабельность психики человека (Хомская, 1996, 1998; Ахутина, 1998; Микадзе, 1999, 2002).
Понятие «индивидуальный профиль асимметрии» (Брагина, Доброхотова, 1981), или «профиль латеральной организации» (ПЛО) мозга (Хомская, Ефимова, 1989), означающее определенное сочетание сенсорных и моторных асимметрий, характерное для того или иного субъекта, прежде всего, право-левое соотношение функций основных анализаторных систем: двигательной, слуховой и зрительной, – позволяет оценить индивидуальные различия в парной работе полушарий головного мозга.
Существует связь типа межполушарной организации мозга с успешностью выполнения определенных видов профессиональной деятельности, проведен анализ распределения типов ПЛО в различных профессиональных группах (Доброхотова, Брагина, 1994; Ефимова, 1996; Хомская и др., 1997; Москвин, 2002).
Перспективным является использование нейропсихологического подхода при изучении различных способностей. Показана связь способностей к обучению языкам со слабо выраженной асимметрией при восприятии речи (Котик, 1992). Успешность в отдельных видах спорта характерна для спортсменов с определенным профилем латеральной организации функций (Ефимова, 1996; Хомская и др., 1997; Бердичевская и др., 2007). На модели математической одаренности продемонстрировано накопление симметричных признаков в типе ПЛО среди одаренных подростков (Лукьянчикова, Ениколопова, Степанова, 2006). Музыкальные способности закономерно связаны с типом межполушарной организации мозга (Хомская и др., 1997), показаны слабо выраженная асимметрия слуховой неречевой функции и преобладание амбидекстральных показателей в мануальной сфере (Панюшева, 2007, 2008).
В настоящем исследовании в качестве моделей, позволяющих соотнести тип ПЛО с определенной профессиональной ориентацией, исследованы следующие виды одаренности: музыкальная, художественная и одаренность в области хореографии.
Работа с одаренными обучающимися является важнейшим направлением современного образования и требует особого психолого-педагогического подхода при обучении и социализации, включающего кропотливую работу в области психодиагностики.
Целью исследования явилось изучение распределения типов ПЛО подростков, одаренных в области хореографии, музыкального и художественного творчества. В исследовании принимали участие подростки, обучающиеся в Колледже музыкально-театрального искусства № 61, созданном на базе школы, носящей имя Г.П. Вишневской. Подавляющее большинство из них – лауреаты международных конкурсов и фестивалей художественного творчества. В исследовании приняли участие 80 человек, обучающихся на отделениях вокального искусства, хореографического искусства, инструментального исполнительства, театральнодекорационного искусства (по 20 человек с каждого отделения). Контрольную группу составили учащиеся общеобразовательных школ г. Москвы – 100 человек. Средний возраст испытуемых в экспериментальной и контрольной группе – 16 лет.
В работе были использованы следующие методы: методика оценки профиля латеральной организации мозга (Хомская и др., 1995) включала три группы тестов: а) оценка мануальной асимметрии – опросник на определение ведущей руки (Аnnett, 1970), моторные пробы Лурии; б) оценка слухоречевой асимметрии – методика дихотического прослушивания; в) оценка зрительной асимметрии – проба Розенбаха, проба «прицеливание».
Исследование типов профиля латеральной организации функций и особенностей их распределения в экспериментальной и контрольной группе позволило выявить 6 типов ПЛО, характеризующихся определенными сочетаниями сенсорных и моторных асимметрий:
- «чистые» правши, различающиеся степенью выраженности правшества во всех анализаторных системах (в экспериментальной группе: 5% – художники; 15% – инструменталисты; 35% – вокалисты; 10% – балет и 36% в контрольной группе);
- праворукие испытуемые, у которых правая мануальная асимметрия сочетается с различными вариантами доминантности уха и глаза (50% – художники; 40% – вокалисты и инструменталисты; 60% – балет и 49% в контрольной группе);
- амбидекстры с правосторонними сенсорными признаками (10% – художники; 5% – инструменталисты, вокалисты, балет и 4% в контрольной группе);
- амбидекстры со смешанным характером сенсорных признаков, один из которых правосторонний (15% – художники; 25% – инструменталисты; 10% – вокалисты, балет и 6% в контрольной группе);
- амбидекстры с отсутствием правосторонних сенсорных признаков (15% – художники; 10% – инструменталисты, балет; 5% – вокалисты и 2% в контрольной группе);
- леворукие испытуемые (у которых левая мануальная асимметрия сочетается с различными вариантами доминантности уха и глаза) и «чистые» левши (5% – в экспериментальной группе на всех отделениях и 3% в контрольной группе).
Анализ полученных данных показал, что существует ряд отличий в распределении типов ПЛО между экспериментальной и контрольной группами.
В группе подростков, одаренных в области хореографии, музыкального и художественного творчества выявлено уменьшение числа учащихся с преобладанием правосторонних признаков в типе ПЛО («чистых» правшей и праворуких) по сравнению с контрольной группой (в экспериментальной: 55% – художники, инструменталисты; 70% – балет, 75% – вокалисты и 85% в контрольной) и увеличение числа учащихся с преобладанием симметричных и левосторонних признаков в типе ПЛО (амбидекстров, леворуких, «чистых» левшей) по сравнению с контрольной группой (в экспериментальной: 45% – художники, инструменталисты; 30% – балет; 25% – вокалисты и 15% в контрольной).
В группу одаренных обучающихся входило существенно большее число амбидекстров – лиц с симметрией мануальных функций (в экспериментальной: 40% – инструменталисты; 35% – художники; 25% – балет; 20% – вокалисты и 12% в контрольной группе).
Проведенное исследование позволило выявить особенности распределения типов профиля латеральной организации функций в различных видах одаренности, а также показать перспективность использования нейропсихологических методов для изучения проблемы индивидуальных различий.
При работе с одаренными обучающимися в области хореографии, музыкального и художественного творчества необходим комплексный подход, при котором целесообразно использование нейропсихологических методов диагностики типов ПЛО. Такой подход способствует более гармоничному развитию и успешной адаптации одаренных подростков.
Нейропсихологические исследования вносят свой вклад в изучение проблемы индивидуальных различий в таких видах одаренности, как хореография, музыкальное и художественное творчество.
Комментарии
Добавить комментарий