Разделы психологии:
М.К. Кабардов, Е.А. Бауэр (rsmirr@mail.ru) Учреждение РАО «Психологический институт», г. Москва
Тема миграции, адаптации и интеграции мигрантов является чрезвычайно актуальной во всем мире в условиях глобализации. В контексте миграционных процессов настойчиво проявляются тенденции и феномены этнокультурного многообразия, характерного для стран с высоким показателем миграции. Речь идет, в первую очередь, о языковом и религиозном многообразии, а также о так называемых видимых отличительных признаках различных национальных меньшинств. При этом нельзя не учитывать и высокий показатель конфликтности. Мультикультурные общества далеки от гармоничной идиллии и характеризуются высокой степенью выраженности различных конфликтов. В странах Западной Европы в условиях плюралистичной демократии предпринимаются попытки ненасильственного и политически грамотного урегулирования данных конфликтов (Treibel, 2008). Последние события в Норвегии, где в результате террористического акта погибло несколько десятков невинных людей, еще раз указывают на важность изучения темы адаптации и интеграции мигрантов.
Психолого-социальная адаптация мигрантов является очень сложным и многоплановым процессом (Бауэр, 2010). Значительные языковые и социокультурные различия между мигрантами и местным населением обостряют и без того сложную интеграцию в новое общество. Лишь учет данных кросскультурных особенностей различных групп мигрантов позволит облегчить и ускорить процесс интеграции и адаптации к условиям другой страны. Проблемы адаптации и интеграции мигрантов также очень актуальны и для России. В связи с этим очень полезным может оказаться опыт стран Западной Европы, в частности, Германии. Как показывают многочисленные исследования, миграция сопровождается разрушением привычного социального окружения и стрессом, что создает благоприятную почву для возникновения различных психических расстройств и заболеваний (Givens, 2007). Речь идет о взаимосвязи между миграцией и возникновением отклоняющихся социальных и личностных структур (Lambert, McKevitt, 2002).
В связи с этим хотелось бы отметить значение проблемы межкультурной адаптации, при успешном прохождении которой мигрант приспосабливается к новой социальной и культурной среде. Составляющими частями межкультурной адаптации являются психологическая и социальная адаптация. Если психологическая адаптация связана с ощущением благополучия или удовлетворенности, то социальная – с достижением соответствия новому социокультурному окружению (Günter, 1999).
адаптация в новую культуру, которая сопровождается потерей родины и социальных связей, является типичным стрессофактором (L. Grinberg, R. Grinberg). К факторам, усиливающим негативное влияние миграции на психику человека, относятся, наряду с переменой климата, социального окружения, также культурный шок и недостаточное знание иностранного языка.
Проведенный нами опрос русскоязычных мигрантов в Германии (в опросе участвовали 300 человек в возрасте от 18 до 65 лет) показал, что к наиболее частыми проблемами после переезда в Германию были: недостаточное или полное незнание иностранного языка (65%); невозможность найти подходящую работу (60%); недоброжелательное отношение со стороны местного населения и официальных учреждений (56%); экономические трудности (40%); проблемы со здоровьем (45%); проблемы в семье (20%). Как показывает данный опрос, проблема знания языка является очень актуальной для мигрантов. От знания языка зависит социальная, экономическая и, в конечном счете, психологическая (чувство субъективного благополучия, удовлетворенность своей жизнью) адаптация и Интеграция мигранта. Несмотря на многообразие курсов немецкого языка для мигрантов, при их организации и проведении совершенно не учитываются индивидуально-психологические особенности учащихся.
Нами проводится исследование, основной целью которого является экспериментально-теоретическое изучение индивидуально-психологических особенностей овладения иностранным языком в условиях пребывания в стране изучаемого языка. Важная цель исследования – выявление характеристик когнитивных стилевых особенностей разных групп овладения иностранным языком и изучение психологических и психофизиологических особенностей коммуникативной деятельности. Кроме того, к приоритетным задачам исследования относится разработка и применение методик, учитывающих индивидуальнотипические особенности учащихся, обусловленные межполушарной асимметрией мозга, и активизирующие доминирующий тип овладения иностранным языком (ИЯ). Речь идет о выделенных М.К. Кабардовым типах овладения ИЯ – коммуникативно-речевом, когнитивно-лингвистическом и смешанном (Кабардов, 1983; Кабардов, Арцишевская, 1997).
Психологическое исследование индивидуальных стратегий усвоения ИЯ позволяет существенно углубить характеристику индивидуальных стратегий деятельности и, в конечном итоге, помочь при разработке новых методов обучения. При этом особое внимание уделяется особенностям общения учащихся между собой и с носителями ИЯ.
Исследование проводилось на скомбинированной выборке молодых испытуемых общим количеством 50 человек в возрасте 18–26 лет и осуществлялось на базе курсов немецкого языка при интеграционных центрах г. Кельна (Германия) для русскоговорящих учащихся. Преобладающий метод обучения – традиционный с элементами коммуникативной методики.
Кроме того, нами был проведен формирующий эксперимент с целью повышения эффективности обучения ИЯ с использованием принципа активизации доминирующей индивидуальной стратегии усвоения ИЯ. Как показали результаты данного эксперимента и ранее проводимых исследований, существуют достаточно устойчивые индивидуально-типические особенности, проявляемые при обучении ИЯ. Эти особенности имеют тенденцию сохранения от возраста к возрасту: их наличие обнаруживается уже в младшем школьном возрасте, сохраняясь в подростковом, юношеском и более старшем возрастах (Кабардов, 2006; Смирнова-Бауэр, 2007).
Типы овладения ИЯ являются индивидуальным стилем деятельности. Характеристики межполушарного взаимодействия и латерализация функций, являющиеся важнейшей индивидуально-природной предпосылкой формирования и развития способностей и индивидуализации, имеют фундаментальное значение для изучения вопросов, связанных с мозговыми механизмами речевой деятельности, коммуникацией и логико-грамматическими аспектами языковых способностей. Анализ полушарных функций имеет особое значение при изучении типов овладения ИЯ и разных видов способностей. В выделенных нами типах овладения ИЯ наиболее четко проявились характеристики межполушарного взаимодействия и латерализация функций; поэтому основные характеристики этих типов мы рассматривали как бы через призму полушарности.
Особенности межполушарной организации мозга проявляются в типах ПЛО (профиль латеральной организации мозга) и обнаруживают достоверную связь с познавательной сферой личности, с особенностями когнитивного стиля.
- Коммуникативно-речевой тип овладения ИЯ характеризуется преобладанием правополушарных признаков асимметрии. Представители данного типа характеризуются лучшей продуктивностью слуховой памяти по сравнению со зрительной и высокими показателями невербального интеллекта. Что касается личностных характеристик, то их отличает высокая коммуникативная активность как на занятиях, так и в ходе общения с носителями языка. Представители данного типа характеризуются ориентацией на речевую систему.
- Когнитивно-лингвистический тип овладения ИЯ характеризуется преобладанием левополушарных признаков асимметрии. Большинство «чистых» правшей и праворукие вошли в данный тип. Представителей этого типа отличает большой объем зрительной памяти, высокие показатели вербального интеллекта. Данный тип отличается ориентацией на языковую систему.
- Смешанный тип. Этот тип оказался носителем признаков двух крайних типов овладения ИЯ.
Традиционная методика лучше всего оказывается приспособленной именно для когнитивно-лингвистического типа. Такие принципы традиционной методики, как произвольность, поэтапность усвоения средств языка, развернутость, аналитичность, опора на логико-грамматический и теоретический аспекты, соответствующие левополушарному способу приема и переработки информации и, следовательно, особенностям когнитивно-лингвистического типа, позволяют именно его представителям лучше всего успевать по ИЯ. Фактически не учитывается наличие коммуникативно-речевого и, в определенной степени, смешанного типов.
Важной особенностью проводимого нами исследования является наличие естественной языковой среды, в которой находятся обучаемые. С одной стороны, данное условие должно оказывать положительное воздействие на скорость и эффективность усвоения ИЯ. Речь идет о непосредственной возможности применять полученные знания в жизни и совершенствовать их. С другой стороны, наличие языковой среды является некоторым стресс-фактором для обучающихся, которые, по их признанию (55%), испытывают давление со стороны преподавателей и общества, возлагающих на них определенные ожидания. Как показывают многочисленные тестирования уровня усвоения получаемых знаний, наличие языковой среды не оказывает существенного влияния на успешность овладения ИЯ.
В ходе формирующего эксперимента была использована разработанная нами новая методика преподавания ИЯ, учитывающая выделенные Кабардовым М.К. (1999) три фактора: фактор учителя, фактор ученика и фактор метода. Основанная на данных принципах методика была уже успешно нами апробирована при обучении ИЯ школьников и студентов (Смирнова-Бауэр, 2007). При разработке данной методики мы учитывали индивидуально-типические особенности обучающихся в овладении ИЯ – типы овладения ИЯ – и старались обеспечить развитие доминирующей стратегии усвоения ИЯ.
При исследовании успешности овладении ИЯ обучающихся в стране изучаемого языка, была выявлена дифференциация не по признаку наличия или отсутствия языковой среды, а по наличию-отсутствию способностей и соответствующей методики преподавания ИЯ, учитывающей индивидуально-типические особенности в овладении языком.
На следующем этапе исследования мы планируем продолжить изучение уровня достижений обучающихся по ряду характеристик овладения ИЯ, в том числе и особенности коммуникативного поведения. Кроме того, проводимый нами формирующий эксперимент с целью повышения эффективности обучения ИЯ с использованием принципа активизации доминирующей индивидуальной стратегии усвоения ИЯ поможет в разработке методических и психологических рекомендаций для преподавателей иностранного (немецкого) языка.
Комментарии
Добавить комментарий