Профессиональные цели студентов педагогического вуза

Ключко О.И. Москва, МГПУ,
Самосадова Е.В. Саранск, МордГПИ

Подготовлено при поддержке РГНФ (проект № 13-16-77004)

Профессиональные цели являются одним из основных показателей самоопределения молодого человека и ведущим компонентом жизненных перспектив. Каково значение и содержание профессиональных целей будущих педагогов; какое место они занимают в жизненных перспективах студенческой молодежи, является ли профессия и развитие в ней значимой жизненной целью студентов? Эти и многие другие вопросы возникают в ситуациях, когда абитуриент выбирает педагогический вуз, осваивает дисциплины профессиональной подготовки, проходит практику. Даже студенты старших курсов не вполне представляют свой жизненный и профессиональный путь, ждут инициативы родителей, отдаются на волю случая. Нами была поставлена задача: изучить содержание профессиональных целей в жизненных перспективах будущих педагогов и психологов. В исследовании приняли участие студенты педагогического факультета Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета (МГПУ) и факультета психологии и дефектологии Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева (МордГПИ). Методы, используемые на выборках разных вузов, отличались, но результаты обнаружили сходство, что и позволило установить ряд тенденций в развитии профессиональных целей будущих педагогов.

Сначала представим данные студентов МГПУ. Были использованы Морфологический тест жизненных ценностей (МТЖЦ) (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина) и метод свободного сочинения «Мой день через 20 лет» (Л.В. Попова). В исследовании приняли участие 90 респондентов; из них 45 студентов первого курса бакалавриата и 45 выпускников специалитета и бакалавриата. Арифметические значения показателей шкал и жизненных сфер каждого испытуемого были усреднены, что позволило сформировать психологический портрет среднестатистического респондента исследуемых групп и сделать их сравнительный анализ. Результаты представлены в таблице 1 и рисунке 1.

Как видно из таблицы, профессиональная жизнь занимает 4 место среди жизненных ценностей и сфер после семьи, увлечений и физической активности. Обнаруженный в исследовании жизненных перспектив фактор гендерной асимметрии в понимании значимости сфер жизни [1] наиболее выражен в представлениях о семье (наличие мужа/жены и детей), материальном достатке и домашних обязанностях.

Таблица 1. Показатели жизненных ценностей среднестатистического респондента групп первокурсников и выпускников (МТЖЦ)
Группы ценностей
и сфер жизни
Терминальные ценности Средние
значения
по группе
первокурсников
Средние
значения
по группе
выпускников
Нравственно -
деловые
Развитие себя 4 5,16
Духовное удовлетворение 4,79 5,84
креативность 4,4 5,64
Активные социальные контакты 4,18 4,98
Эгоистически -
престижные
Собственный престиж 4,4 5,11
Достижения 4,57 5,5
Материальное положение 4,18 5,34
сохранение собственной индивидуальности 4,36 5,3
Жизненные
сферы
Семейная жизнь 5,2 6,13
Увлечения 5,11 5,93
Физическая активность 4,5 5,36
Профессиональная жизнь 4,16 5,23
Обучение и образование 4,14 4,93
Общественная жизнь 3,84 4,89

Сферы жизнедеятельности в жизненных перспективах юношей и девушек – студентов
Рис.1. Сферы жизнедеятельности в жизненных перспективах юношей и девушек – студентов
1. Наличие мужа/жены; 2. Наличие детей; 3. Работа/карьера; 4. Образование; 5. Развлечения; 6. Материальное положение; 7. Домашние и семейные обязанности

Представления о профессиональной деятельности и образовании имеют несущественный разрыв: в среднем половина студентов упоминают в своем будущем о работе и учебе, причем в более 20% сочинений описывается профессиональная деятельность, не соответствующая профилю обучения («у меня своя фирма в сфере продаж», «я руковожу большим отделом предприятия», «я работаю парикмахером» и пр. Более 15% студентов не детализируют, какой работой они занимаются («иду на работу», «целый день на работе»).

Для сравнения представим данные студентов (80 человек) выпускных курсов специалитета и бакалавриата факультета психологии и дефектологии МордГПИ. Студенты выполняли тест Рокича, его результаты представлены в таблице 2. Тест включает в себя два класса ценностей, где терминальные являются ценностями-целями, а инструментальные – ценностями-средствами. Мы использовали результаты только по терминальным ценностям, так как для нас интерес представляет цель – «интересная работа» (уточнение о том, что работа по приобретаемой специальности, давалось в инструкции). Обработка теста включала в себя ранжирование ценностей-целей: 1-5 места характеризуют наиболее значимые цели; 6-14 – нейтральные; 15-18 – незначимые.

Таблица 2. Процентное распределение студентов по значимости цели – интересная работа
Цель-ценность Положение терминальной ценности (интересная работа)
с 1 по 5 место с 6 по 14 место с 15 по 18 место
Значимая Нейтральная Незначимая
К-во, чел. % К-во, чел. % К-во, чел. %
Интересная работа 20 25,00 57 71,25 3 3,75

Полученные результаты свидетельствуют о том, что большинство студентов курса нейтрально относятся к выбранной профессии педагога или психолога (71,25%), считают значимой целью овладение своей профессиональной деятельностью только 25% студентов и лишь 3,75% отвергают профессию педагога и психолога.

Однако тест Рокича, на наш взгляд, имеет недостаток, в нем представлены социально одобряемые ценности-цели и ценности-средства, что ограничивает возможности свободы выбора студента. Для исключения этого противоречия (заданности цели) нами перед студентами педагогами-психологами ставилась задача в неопределенных условиях: «Напишите сочинение “Мое будущее” (содержание и объем сочинения не ограничивались)».

При обработке данных в сочинениях студентов методом контент–анализа были получены следующие результаты: подавляющее большинство студентов (97,5%) отразило в своих работах целевой компонент. Как правило, они указывали в своих работах от 1 до 5 целей (учебные, профессиональные, цели межличностного общения, цели, связанные с улучшением своего материального положения, с изменением своего семейного положения, а также прочие цели, которые нельзя было выделить в группы).

Среди этих работ нами было выделено несколько групп.

1 группа работ – студенты поставили цели в будущей профессиональной деятельности 85,0%, однако как первоочередные их определили 28,9%, с характерными высказывания, типа «главное для меня заключается в том, чтобы сначала сделать карьеру» или «стать хорошим психологом», хочется отметить тот факт, что в работах 21,4% респондентов есть желание работать не по специальности (воспитателем в детском саду, открыть свое дело), а 50% не конкретизируют свои профессиональные цели, описывают их в обобщенном виде как «работа для души» или выделяя критерии выбора профессии «минимально тратить время на работу», «иметь достойную зарплату».

Во 2 группу вошли работы, где студенты писали о первоочередных целях личного характера – 16,3%. Нами были объединены сочинения с темами: общение, изменение материального положения и семейного статуса. Наиболее характерными для этой группы были высказывания типа «хочется встретиться со старыми друзьями», «хочу жить и наслаждаться каждым ее моментом» «в будущем я представляю себя заботливой мамой и счастливой женой», «но высшим приоритетом для меня все-таки является семья».

В 3 группу вошли работы, в которых испытуемыми были указаны учебные цели – 38,8%, главными они являются для 80,7% этой группы. Примерами могут служить ответы «учиться буду» или «мне бы хотелось закончить институт».

В четвертую группы вошли работы 42,5%, в которых студенты ставят цели саморазвития и самопознания, например, «хочу развивать свой потенциал», «после обучения в педагогическом институте буду поступать на экономический факультет», первоочередными они являются для 57,8%. В представленных результатах нами были выделены следующие общие особенности: желание позитивного, счастливого будущего; в большинстве работ отсутствует конкретизация цели. Мы не обнаружили работ, в которых бы был прописан алгоритм или способы достижения поставленных целей, лишь 28,9% выпускников осознанно и конкретно осуществили постановку цели в рамках получаемой профессии.

Как справедливо указывает Е.П. Семенова, активизация студентов на постановку профессиональных целей возможна при одной существенной оговорке: выпускник вуза уже должен себя профессионально идентифицировать, «видеть» себя в профессии, то есть, осознавать не только наличие специальных знаний, умений и навыков в конкретной профессиональной области, но и прогнозировать собственное профессиональное развитие на основе целенаправленной деятельности [2]. Наше исследование демонстрирует, что характерной особенностью студенческой молодежи является противоречивость целей и ценностных ориентаций. В рейтинге жизненных целей профессиональная деятельность не имеет приоритета у большинства студентов педагогического вуза, соответственно профессиональные цели даже на выпускных курсах неконкретны, многие студенты их просто не формулируют; прямой связи профессиональных целей с обучением не наблюдается как минимум у трети студентов – указывают другую профессию, не связанную с обучением около 20% испытуемых, вообще не указывают профессиональную деятельность в своем будущем – около 40% студентов.

Мы можем констатировать превалирующую внепрофессиональную направленность целей и ценностных ориентаций студентов – будущих педагогов. Можно объяснять сложившуюся ситуацию низким статусом профессии педагога, изменяющимися ценностными ориентациями и неопределенностью жизненных перспектив современной молодежи, но игнорировать данную проблему нельзя. Одна из возможных гипотез в объяснении подобной ситуации состоит в том, что сложившаяся практика отечественной системы образования не требует от педагога высокого уровня целеполагания, поскольку образовательные цели в большинстве своем задаются «сверху», а деятельность педагога максимально регламентирована. Такая гипотеза требует сопоставления данных с зарубежными исследованиями, а также изучения структуры целей и целеполагания у представителей других профессий.

Список литературы

  1. Ключко О.И. Развитие жизненных перспектив студентов педагогического вуза // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология». – 2013. – № 4. – С. 16-23.
  2. Семенова Е.В. Технологии профессионального целеполагания как фактор профессионального становления выпускника высшего образовательного учреждения// Теория и практика физической культуры. – 2007. – №4. – С. 29-32.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

30 мая 2014

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Ключко О.И., Самосадова Е.В. Профессиональные цели студентов педагогического вуза // Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса: сб. материалов межрегиональной. науч.-практ. конф., Москва МГПУ 15-16 апреля 2014 г. – М.: Экон-информ, 2014. – С. 76-80.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки