Лукашеня Зоя Владимировна (Барановичи, Республика Беларусь), кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры дошкольного образования и технологий, Учреждение образования «Барановичский государственный университет», г. Барановичи, ул. Войкова, д. 21.
Аннотация. В статье представлены результаты консалтингового сопровождения процесса формирования технологической культуры педагога на примере опыта школьных учителей. Они констатируют продуктивность использования данной формы в режиме непрерывности для повышения уровня технологической культуры педагога непосредственно на рабочем месте.
Ключевые слова: консалтинг, технология, технологическая культура педагога, непрерывное образование.
CONSULTING POSSIBILITIES IN FORMING OF TECHNOLOGICAL CULTURE OF TEACHER IN MODE OF CONTINUITY
Lukashenia Zoya Vladimirovna (Baranovichi, Republic of Belarus), PhD, Associate Professor, Professor of the pre-school education and technology Department, Educational establishment «Baranovichi State University», 21 Voykova Street, Baranovichi.
Abstract. In the Article Results of consulting Accompaniment of Process of forming of technological Culture of Teacher are presented on the example of Experience of Teachers. They establish the Productivity of the use of this Form in Mode of continuity for the increase of Level of technological Culture of Teacher directly in the workplace.
Keywords: Consulting, Technology, technological Culture of Teacher, continuous Education.
В последние десятилетия экспоненциальное развитие технологий привело к ускорению прогресса в различных областях. Быстро меняющийся технологизированный мир, непосредственно воздействующий на когнитивные и креативные способности человека, требует активного развития образовательной сферы в направлении создания и эффективного использования новых научных знаний. Обновление системы образования вызвано необходимостью обеспечения ею качественного перерождения общества через формирование человека с разносторонними социальными и интеллектуальными потребностями. Как следствие этого происходит трансформация сложившегося технологического уклада:
– изменение продолжительности и качества жизни предполагает такие же изменения в образовании;
– как следствие индивидуализации и роботизации современное производство зависит от рынков сбыта, а не труда;
– в управлении коммуникациями приоритет отдается распределенно-сетевым принципам, а не иерархическим;
– стирание языковых и культурных барьеров приводит к увеличению глубины коммуникаций и взаимодействия;
– визуализируется изменение структуры потребляемых и востребованных ресурсов в пользу возобновляемых.
Данные изменения требуют от современного педагога соответствующего уровня его технологической культуры, который обеспечит вариативность технологического предвидения через экспоненциальность мышления. В качестве одного из механизмов формирования технологической культуры педагога нами используется консалтинг, обеспечивающий непрерывность данному процессу.
С философских позиций понятие «технологическая культура» трактуется как разновидность субкультур, включающая в себя совокупность целей, правил и норм, которые обеспечивают традиционные образцы поведения. Входящие в нее ценностные ориентации отражают способность традиции к обновлению [3, с. 82–83.]. Технологичность педагогической деятельности соотносима с философией педагогического действия [5, с. 214].
В рамках данного исследования, предполагающего субъектную направленность на учителя обслуживающего труда, для нас является значимым Понимание данного феномена представителями системы трудовой и технологической подготовки школьников (П.Р. Атутов, О.А. Кожина, В.П. Овечкин, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев). Они трактуют технологическую культуру как важную сферу общей культуры человечества, отражающую на каждом историческом этапе его развития цели, характер и уровень преобразующей творческой деятельности людей, осуществляемой на основе достижений науки и техники, этики производственных отношений [6, с. 23.].
С педагогических позиций (Л.С. Подымова, Е.А. Дубицкая, Н.Ю. Борисова, Л.И. Духова) «технологическая культура» является:
– интегральным личностным образованием, соединяющим в себе гуманистические ценности педагогического процесса, которые определяют личностную направленность операционального состава педагогической деятельности и его смыслополагание;
– инвариантными педагогическими умениями, визуализирующими технологию педагогической деятельности и способствующими переводу ее операционального состава на технологический уровень;
– индивидуально-творческим стилем педагогической деятельности, который раскрывает концепцию ее смысла и творческого воплощения [4, с. 92].
В понимании феномена «технологическая культура педагога» также значимой для нас является позиция И.А. Колесниковой, что технологическая культура педагога предполагает соединение духовного содержания педагогической деятельности с совершенной формой ее реализации [1, с. 174].
В соответствии с вышеизложенным, «технологическая культура педагога» в нашем понимании является синергизированным личностным образованием, базирующемся на гуманистически и экологически направленной совокупности целей, норм и правил, которые определяют меру и способ творческой самореализации педагога в практике технологизации осуществляемых им процессов.
Консалтинг в нашем исследовании представлен технологично [2]: как научно обоснованная, воспроизводимая и тиражируемая система взаимодействия и коммуникаций консалтера и клиента, гарантирующая обеспечение условий для формирования технологической культуры педагога непосредственно на рабочем месте. Одним из таких условий является непрерывность консалтингового сопровождения данного процесса, которая обеспечивается нами чередованием обучающего и процессного типа консалтинговой деятельности.
Участие в консалтинговых мероприятиях по формированию технологической культуры педагога административно-управленческого аппарата образовательного учреждения кроме придания им статусности способствует их результативности и продуктивности, благодаря поддержке «сверху» идущих «снизу» инициатив и новаций.
Важным условием формирования технологической культуры педагога, по нашему мнению, является непосредственное влияние каждого участника на формирование содержания консалтинговых мероприятий. Данное влияние обеспечивается через анонимвозможности в онлайн-режиме отметить в представленном на сайте консалтингового мероприятия перечне предполагаемых вопросов, необходимых для освоения любому участнику. Также ему предоставлены возможности дополнить предлагаемый перечень вопросами по своему усмотрению. При непосредственной подготовке к каждому консалтинговому мероприятию представители консалтинговой службы вуза формируют объемы содержания для групповой работы и разрабатывают раздаточный материал для индивидуального использования, который обязательно анонсируется публично по содержанию.
Предоставление педагогам права выбора позиции (зритель, актер, сценарист) участия в игромоделировании на процессном этапе консалтинга, по нашему мнению, мотивационно стимулирует их к овладению входящими в состав технологической культуры разнообразными компетенциями за счет возможности погружения (даже опосредованного) в нюансы неизвестной ранее технологической деятельности.
На протяжении второго полугодия 2018 года представителями консалтинговой службы кафедры дошкольного образования и технологий Барановичского государственного университета было осуществлено внедрение научных результатов, полученных в научно-исследовательской работе по теме «Непрерывная профессиональная подготовка педагога через консалтинг его профессиональной деятельности» в учебную работу ГУО «Средняя школа № 15 г. Барановичи». В рамках консалтинга в данном учебном заведении по формированию технологической культуры педагога непосредственно на рабочем месте было проведено анкетирование его участников, в котором было задействовано 57 педагогов.
Тенденция тотальной цифровизации непосредственно влияет на образовательную сферу, что предполагает необходимость формирования соответствующих компетенций и, в первую очередь, по целенаправленной фильтрации информации. Участие в консалтинге по формированию технологической культуры педагога способствует развитию их рефлексии (отметили 55 чел., 96,5% участников), способности построить обобщенный образ требуемого результата (мнение 53 чел., 93,0% участников), что в итоге (в том числе) формирует навык формулировки запроса для эффективного поиска в сети интернет (отметили 100% анкетируемых).
По мнению респондентов, консалтинг как механизм формирования технологической культуры учителя-предметника обеспечивает условия для формирования международности профессиональной терминологии используемых процессов, отраслевых требований и стандартов (отметили 51 чел., 89,5% опрошенных). Он способствует осознанию потребности сквозного обучения технологической грамотности для постоянного развития технологической культуры в соответствии с меняющимся технологическим окружением (мнение 100% респондентов).
Процесс игромоделирования, используемый в качестве основной формы реализации консалтинга, предполагает востребование у его участников навыков эмпатии, умения поставить себя на место другого, увидеть его глазами обсуждаемую ситуацию. Участвующие в консалтинге приобретают умения быстро адаптироваться в коллективе из представителей разных предметных сфер (мнение 51 чел., 89,5% респондентов), что способствует взаимодействию актуальных уровней их технологической культуры и становится важным конкурентным преимуществом.
Консалтинговое сопровождение процесса формирования технологической культуры педагога в режиме непрерывности способствует формированию у него системного экспоненциального мышления (мнение 48 чел., 84,2% опрошенных), массовому развитию способностей к художественному творчеству (отметили 55 чел., 96,5 % респондентов), создает возможности для возрождения DIY-культуры (мнение 51 чел., 89,5% участников), формирует навыки экологически ответственного поведения (отметили 48 чел., 84,2 % опрошенных). Консалтинговое сопровождение процесса формирования технологической культуры непосредственно учителя обслуживающего труда создает возможности для успешного развития его умений по организации профессиональной практики в виде набора разнообразных проектов, которые сегодня являются критически важными, по мнению экспертов инновационного развития образовательной сферы.
Считаем необходимым указать на важность компетенций, связанных с экологически бережливым производственным процессом для специалиста любого профиля. Полиструктурность предметной деятельности учителя обслуживающего труда, представленная совокупностью постоянно прогрессирующих производственных и ремесленно-бытовых технологий, способствует формированию у него экологического (lean & green) мышления. Оно в свою очередь приводит к тому, что субъект конкретной профессиональной деятельности осознанно стремится взвешивать не только экологические, но и социальные, культурные и другие последствия своих действий.
Таким образом, считаем возможным констатировать, что консалтинг является действенной технологией формирования технологической культуры педагога. При надлежащей организации и осуществлении его на разработанных нами концептуальных основаниях обеспечивается режим непрерывности данного процесса. Учет представленных выше условий осуществления консалтинговой деятельности по формированию технологической культуры педагога обеспечивает его результативность на уровне профессиональной практики каждого участника. Благодаря эффекту синергии обеспечивается продуктивность в технологизации функционирования всей целостности образовательного учреждения.
Литература
- Колесникова И.А. Основы технологической культуры педагога. Научно-педагогическое пособие для системы повышения квалификации работников образования. – СПб.: Изд-во «Дрофа», 2003.
- Лукашеня З.В. Роль консалтинга в личностно-профессиональном развитии специалистов вуза. / Сборник статей «Личностное и профессиональное развитие детей, молодежи, взрослых: проблемы и решения» / Под ред. Л.М. Митиной. – М.: Изд-во «Перо», 2018. – 308 с. [Электронное издание] ISBN 978-5-9806972-59-0.
- Опарин А.И. Философские категории в технологической культуре. Материалы IX Международной научно-практической конференции «Технология. Творчество. Личность». Курск, 10–12 ноября 2003 г. – Курск: Изд-во Курского госуниверситета, 2003. – С 82–83.
- Педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / Под общ ред. Л.С. Подымовой, В.А. Сластёнина. – 2-е изд., пер. и доп. – М. Изд-во «Юрайт», 2016. – 246 с. – ISBN 978-5-9916-7091-3.
- Сластёнин В.А. Педагогический процесс как система и целостное явление // Педагогика: учеб. пособие / Под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Академия, 2002. – С. 195–219.
- Хотунцев Ю.Л. Непрерывное технологическое образование и технологическое образование школьников. Сборник статей. – М.: Изд-во «Прометей», 2017. – 220 с. – ISBN: 978-5-906879-98-1.
Комментарии
Добавить комментарий