Няголова М.Д., Болгария, Велико Търново, Великотырновский университет им. Святых Кирилла и Мефодия.
Задача разработки целостной теории изучения психических особенностей человека была ведущей в исследовательской работе Анри Валлона (1879 – 1962) и С.Л. Рубинштейна (1989 – 1960). Работая в разных странах и в контексте разных научных традиций, концепции обоих ученых объединялись вокруг вывода, что психическое развитие человека "с раннего возраста до зрелых лет протекает как единый процесс, внутри которого выделяются качественно различные ступени" (Рубинштейн С.Л., 1940). Поэтому, для его целостного изучения, ими вводится и понятие психической структуры человека, при помощи которого, каждая из категорий индивида, личности и субъекта, приобретает свой специфический общепсихологический смысл.
Цель работы – рассмотреть, в сопоставительном плане, взгляды А. Валлона и С.Л. Рубинштейна на единство онтогенетического развития психики, путем разработки понятия психической структуры человека. Следуя линии изучения субъективности, психическая структура человека включает досубъектную и субъектную стадии онтогенеза. Первая из них относится к самому раннему периоду жизни ребенка, от рождения до 2-3 месяцев первого года, когда его «функциональная психическая активность» ограничивается только выражением ощущений (Wallon H., 1982). Начало субъективной стадии, однако, совпадает с началом развития индивидуальных психических особенностей человека и в первой очереди, с восприятием. Таким образом, когнитивный принцип, полагающий одновременное онтогенетическое Развитие психики и познания, уступает место более обоснованному онтологическому подходу.
В связи с этим, можно лучше понять и мысль Рубинштейна о том, что "первичное отношение - это отношение к миру не сознания, а человека" (Рубинштейн С.Л., 1973). С чувственного познания начинается гносеологическое (субъектное) отношение человека к бытию, на основе которого, на последующих стадиях онтогенеза субъект – субъектные отношения. Возникновение субъектно-объектных, собственно познавательных отношений, не является изначальным в постнатальном онтогенезе. Оно совпадает с переходом от индивидуальных, к личностным подструктурам человеческой психики. В "Истоках детского характера" А. Валлон подчеркивает, что вопреки различиям между структурой индивида и структурой личности, они связанные друг с другом очень тесно и непосредственно. В результате, интеллектуальные связи накладываются на сенсомоторные, а чувства накладываются на эмоции (Wallon H., 1975). После достижения личностного уровня, индивидуальные структуры не исчезают, а развертываются посредством личностных, входя в их состав. В отличие от некоторых французских психологов (П. Жане, П. Шошар, Л. Сэв), А. Валлон проводит четкое разли¬чение между содержанием понятий индивида и личности в психологическом плане. Личность это не вся психика человека. Это не другое ее название. Личностная структура это довольно поздно формирующееся структура в онтогенезе.
Подобный вывод обнаруживается и в произведениях С.Л. Рубинштейна. Он относится к развертыванию собственной субъективности, благодаря последовательному развитию индивидуального и личностного уровней самосознания. Следовательно, рассмотрение проблемы становления субъекта в связи с формированием психической структуры человека позволяет дифференцировать две точки зрения: гносеологическую и психологическую. В гносеологическом аспекте главным оказывается отношение субъекта к объекту и наоборот. В психологии, однако, субъект становится ее предметом "в непрерывном процессе функционирования и развития его психики" (Брушлинский А.В., 1992), представляющем единство познания, переживания и действия.
Работа подготовлена при финансовой поддержке гранта Болгарского Фонда научных исследований (ФНИ) №ДНТС Русия/ 02/19, 18.06. 2018 г.
Комментарии
Добавить комментарий