Меньшикова Л.В. профессор, доктор психологических наук, Новосибирский государственный технический университет, г. Новосибирск, Россия
Аннотация. В развитии психологической службы вуза можно выделить 3 плана: социокультурный, онтологический (деятельностный) и аксиологический (ценностный). Сама психологическая служба находится на пересечении трех пространств: 1) пространства социальной реальности, которое оформляет социальный заказ, обращенный к психологической службе как к одному из подразделений вуза; 2) пространства собственной деятельности, которое определяется инструментальными возможностями психологов, умением формулировать цели и задачи своей работы, подбирать адекватные методические средства, уровнем владения методами психодиагностики и психокоррекции; 3) пространства ценностей и смыслов, задаваемого той концепцией, идеологией, которой склонны придерживаться психологи, работающие в вузе. Основной ошибкой при создании психологической службы в вузе является то, что при определении программы своей деятельности психологи недостаточно учитывают необходимость изучения и согласования этих трех пространств. Центральным в организации психологической службы является ориентация на некоторое целостное теоретическое представление, на определенную концепцию как некую "сверхзадачу", обращение к которой должно формировать тактику и стратегию любой конкретной научно-практической разработки. В статье анализируется многолетний опыт создания психологической службы в техническом вузе, основанный на идеях антропологической психологии Б. Г. Ананьева. Показано прикладное значение концепции индивидуальности Б. Г. Ананьева для организации психологической службы вуза. Предлагается подход, в основе которого лежит теоретическое представление о развитии индивидуальности студентов в вузе как прогрессирующем развитии координации в динамическом ядре индивидуальности, включающем переживания, категориальную "сетку" значений и личностные смыслы. Изменение социально-экономической реальности, которое стремительно происходит в последнее время, отражается и на тех новых акцентах, которые появляются в деятельности психологических служб вуза. В статье подчеркивается перспективность использования субъектного подхода и экзистенциальной проблематики для развития теоретических оснований, определяющих особенности психологической службы в системе высшего образования на современном этапе ее развития.
Ключевые слова: психологическая служба, социальный заказ, концепция, антропологическая психология, индивидуальность, переживание, значение, смысл, субъектный подход.
Первые психологические службы в системе высшего образования в нашей стране появились в начале 70-х годов прошлого века. История их развития показывает, что в большинстве случаев эти подразделения сталкивались с множеством проблем, которые значительно затрудняли практическую деятельность психологов в вузе, а иногда и приводили к полному ее прекращению. Эти проблемы связаны как с особенностями социального заказа и взаимодействия с другими подразделениями вуза, так и с внутренними трудностями становления психологической службы, в которых проявлялась недостаточная отрефлексированность целей и задач собственной деятельности, нехватка профессионально-подготовленных к этой деятельности психологов и приток специалистов из смежных областей, не обладающих необходимой компетентностью для осуществления психодиагностической и психокоррекционной работы.
Для того, чтобы понять характер затруднений и проанализировать основные ошибки, снижающие эффективность психологических служб в вузе, необходимо выделить определенную систему координат, позволяющую структурировать деятельность этих подразделений. В развитии психологической службы вуза, на наш взгляд, можно выделить 3 плана: социокультурный, онтологический (деятельностный) и аксиологический (ценностный). Сама психологическая служба находится на пересечении трех пространств: 1) пространства социальной реальности, которое оформляет социальный заказ, обращенный к психологической службе как к одному из подразделений вуза; 2) пространства собственной деятельности, которое определяется инструментальными возможностями психологов, умением формулировать цели и задачи своей работы, подбирать адекватные методические средства, уровнем владения методами психодиагностики и психокоррекции; 3) пространства ценностей и смыслов, задаваемого той концепцией, идеологией, которой склонны придерживаться психологи, работающие в вузе. Основной ошибкой при создании психологической службы в вузе является то, что при определении программы своей деятельности психологи недостаточно учитывают необходимость изучения и согласования этих трех пространств.
Если говорить о социальном заказе, который был адресован вузами к психологической службе, то он претерпел значительные изменения за прошедшие годы. На начальных этапах развития психологической службы администрация вуза ожидала от психологов конкретной помощи в сокращении отсева студентов из вуза, повышения успеваемости, улучшения психологической атмосферы в неблагополучных студенческих группах, помощи преподавателям в разработке новых методов обучения. Сейчас внедрение компетентностного подхода в сферу высшего образования смещает акцент на развитие личностных составляющих профессиональной компетентности студентов. От психологической службы ждут помощи в формировании у студентов толерантности к неопределенности, в развитии навыков саморегуляции в ситуациях стресса, в повышении коммуникативной компетентности и создании мотивации профессионального и личностного совершенствования.
И в начале своего становления, и в настоящее время психологическая служба располагала и располагает большим арсеналом психодиагностических и психокоррекционных средств для решения тех задач, которые стоят перед ней. Можно лишь отметить тенденцию все более активного включения качественных методов исследования наряду с количественными и расширения научного контекста за счет привлечения новых подходов и психодиагностических методик, которое наблюдается в последние годы. Но и раньше, и теперь характерной особенностью деятельности психологов в вузе является эклектика и совмещение в работе совершенно разных по своей природе и по своему воздействию методических средств. Каждый психолог стремится использовать тот набор методов и методик, которые близки его научным интересам или которыми он лучше владеет. Оправдание этому часто находят в том, что человек это сложное био-психосоциальное существо, которое должно изучаться с помощью разных подходов, а результаты этих исследований позволят получить целостную картину. Но Интеграция полученных данных редко осуществляется поскольку часто отсутствует единая система координат – исходная концепция, в рамках которой можно было бы сопоставить разнородные результаты исследования и получить целостное представление об изучаемых психических явлениях и механизмах. Более того, если одновременно используются различные методы психологической коррекции, заимствованные из разных школ и психотерапевтических направлений и несовместимые в данной ситуации, то они могут способствовать дезинтеграции внутреннего мира студентов и причинить вред их психологическому здоровью.
Центральным в организации психологической службы, на наш взгляд, является ориентация на некоторое целостное теоретическое представление, на определенную концепцию как некую "сверхзадачу", обращение к которой должно формировать тактику и стратегию любой конкретной научно-практической разработки.
Многолетний опыт создания и развития психологической службы в Новосибирском государственном техническом университете - НГТУ (бывшем Новосибирском государственном электротехническом институте - НЭТИ) на основе теоретических положений концепции индивидуальности Б.Г. Ананьева полностью подтверждает приведенные выше рассуждения.
Концепция Б.Г. Ананьева занимает совершенно особое место среди других подходов к пониманию природы индивидуальности. Он считал, что индивидуальность является самым поздним приобретением человека, эффектом развития человека как индивида, личности и субъекта деятельности. Б.Г. Ананьев дополнил перечень основных принципов психологии антропологическим принципом, который отражает единство психического, социального и биологического в структуре человека. Антропологический подход пронизывал и все прикладные разработки, опиравшиеся на его теоретические представления. В соответствии с этим принципом система образования в вузе должна стать «антропоцентричной», то есть ориентированной на развитие индивидуальности студентов и ее психологических ресурсов во всех проявлениях – начиная с индивидного, психобиологического уровня и кончая высшим личностным.
Согласно такому подходу целью обучения в вузе является не только приобретение студентами необходимой профессиональной компетентности, но прежде всего расширение и усложнение внутренних возможностей человека, достижение интеграции всех его разноуровневых свойств в структуре индивидуальности. Антропологический принцип Б.Г. Ананьев прежде всего связывал с комплексным подходом, который является адекватным средством изучения многоуровневой и разнородной целостности, каковой является природа человека [1, 2, 4].
Б.Г. Ананьев, анализируя сложные процессы онтогенетического развития различных психофизиологических и социальных свойств личности (индивидуальности) человека, сделал важное теоретическое обобщение: центральными механизмами, объединяющими эти свойства в единую систему, являются механизмы субординации (иерархии) и механизмы координации, сохраняющие индивидуальную автономию элементов [1; с. 265]. Из этого центрального, на наш взгляд, положения структурногенетической теории Б.Г. Ананьева следовали важные выводы, определившие стратегию и тактику наших научно-практических разработок:
- Необходимость исследовать характер координаций между структурными компонентами ментального опыта внутри различных подструктур индивидуальности.
- Выделить наиболее продуктивные координации, задающие вектор развития индивидуальности студентов.
- Разработать методы психологической и психолого-педагогической коррекции, раскрывающие психологическое пространство развития индивидуальности студентов на основе формирования механизмов координации и субординации внутри отдельных подструктур индивидуальности.
Эти положения и определили контуры исследований в НГТУ, которые включали изучение отдельных подструктур индивидуальности студентов (когнитивной, аффективной и коммуникативной) а также их динамики под влиянием обучения в вузе на основе комплексного подхода и использования лонгитюдного метода исследования. Анализ результатов этого исследования показал, что эффективность функционирования упомянутых выше подструктур в образовательном процессе зависит от координации внутри каждой из них трех основных компонентов: переживаний, вбирающих в себя образно-эмоциональный опыт субъекта, механизмов концептуализации и способов ценностно-смысловой обработки информации, включающей как предметное содержание отдельных учебных дисциплин, так и различные формы и виды коммуникации в образовательном пространстве. Координации в этом динамическом ядре индивидуальности студентов (переживания – значения – смыслы) обеспечивают продуктивное усвоение знаний, умений и навыков, если говорить об овладении профессиональными компетенциями, и в целом – формируют внутренний опыт и внутренний мир студентов. По мере развития индивидуальности студентов в вузе элементарные стихийные координации между указанными выше компонентами динамического ядра должны сменяться отношениями субординации: все более явной должна становится регулирующая функция ценностно-смысловых образований по отношению к концептуальной и аффективной переработке поступающей информации. Этот развивающийся сложный конгломерат координаций и субординаций способствует формированию внутреннего мира индивидуальности. Однако как показали результаты наших эмпирических исследований в ситуации естественного созревания механизмов координации и субординации переживаний, их когнитивной переработки и соответствующих им смыслов в стихии образовательного процесса вуза возникает много затруднений и противоречий, которые не находят конструктивного разрешения из-за недостаточности рефлексивного мышления студентов и приводят к остановке развития или формированию неэффективных способов переработки информации и деструктивных стереотипов индивидуального поведения. Предложенная теоретическая модель динамического ядра индивидуальности позволяет определять типы и индивидуальные траектории формирования индивидуальности студентов в вузе и оказывать им необходимую психологическую помощь.
Психологическая служба рассматривается нами как особое подразделение в вузе, которое способствует развитию механизмов координации и субординации в динамическом ядре индивидуальности студентов [5, 6].
Изменение социально-экономической реальности, которое стремительно происходит в последнее время, отражается и на тех новых акцентах, которые появляются в деятельности психологических служб вуза. Развиваются и теоретические основания, лежащие в основе ее функционирования. Сейчас все больше внимания уделяется формированию субъектной позиции будущих специалистов, развитию у них устойчивой мотивации, направленной на авторское отношение к своей жизни. Внутренние установки и внутренний мир должны реализовываться вовне в активном преобразовании условий собственной жизни, формировании своего жизненного мира [3]. Включение методологии субъектного подхода и использование экзистенциальной проблематики при рассмотрении процесса развития студентов в вузе является перспективным шагом в развитии теоретических оснований психологической службы в системе высшего образования.
Литература
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001. 272 с.
- Гришина Н.В. Экзистенциальная психология: учебник. – СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та. 2018. 494 с.
- Логинова Н. А. Антропологическая психология Бориса Ананьева. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. 366 с.
- Меньшикова Л.В. Прикладное значение концепции индивидуальности Б.Г. Ананьева // Психологический журнал. 2007. Т. 28. № 5. С. 70-80.
- Меньшикова Л.В. Психологические закономерности развития индивидуальности студентов в вузе: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Новосибирск, 1998. 40 с.
Menshikova L.V. The value of the theoretical grounds for creation of a psychological service at the university
Abstract. In the development of the psychological service of the University can be identified 3 plans: socio-cultural, ontological (activity) and axiological (value). The psychological service itself is located at the intersection of three spaces: 1) the space of social reality, which draws up a social order, addressed to the psychological service as one of the units of the University; 2) the space of their own activities, which is determined by the instrumental capabilities of psychologists, the ability to formulate goals and objectives of their work, to select adequate methodological tools, the level of ownership of methods of psychodiagnostics and psychocorrection; 3) the space of values and meanings, set by the concept, which is the leading ideology in the work of psychologists The main error in the work of psychologists is the lack of study and coordination of these three spaces. Central to the organization of psychological services is the focus on a holistic theoretical representation, a certain concept as a kind of "super-task", an appeal to which should form the tactics and strategy of any particular scientific and practical development. The article analyzes the long-term experience of creating the psychological service at the technical University, based on the ideas of anthropological psychology of B. G. Ananiev. The applied value of the concept of individuality of B. G. Ananiev for the organization of the psychological service at the University is shown. An approach is proposed, which is based on a theoretical understanding of the development of students ' individuality at the University as a progressive development of coordination in the dynamic core of individuality, including experiences, categorical semantic matrix and personal meanings. The change in socio-economic reality, which is rapidly happening in recent years, is reflected in the new accents that appear in the activities of psychological services at the University. The article emphasizes the prospects of using the subjective approach and existential problems for the development of theoretical foundations that determine the features of psychological service in higher education at the present stage of its development.
Keywords: psychological service, social order, concept, anthropological psychology, individuality, experience, categorical semantic matrix, meaning, subjective approach.
Комментарии
Добавить комментарий