Пашкин С.Б. профессор кафедры психологии профессиональной деятельности, доктор педагогических наук, Институт психологии Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия
Аннотация. В докладе говорится о психологической культуре как сложном интегративном образовании, процессе, свойстве, состоянии и явлении в структуре общей культуры. Развитие психологической культуры представляет собой системный научнообоснованный процесс генезиса цивилизации. В стенах вуза особое значение придается подготовке специалистов, осуществляющих профессиональную деятельность в современном обществе. В государственных образовательных стандартах определены соответствующие компетенции для разных направлений и специальностей будущих выпускников. К составляющим психологической культуры относятся психологическая культура личности, психологическая культура социума, психологическая культура деятельности. Все составляющие находятся в диалектическом единстве, взаиморазвитии, дополнении и проявлении. Поэтому в стенах вуза необходимо уделять воспитанию и развитию всех вышеназванных компонентов. Психологическая культура подлежит диагностике, обучению, воспитанию, формированию, развитию, коррекции, консультированию, совершенствованию. Формирование и развитие психологической культуры (на примере субъектов образовательного процесса) проходит поэтапно: знания, умения, навыки, профессионально-важные и социально-значимые качества, компетенции психолого-педагогическое мастерство психолого-педагогическая культура. Результаты становления психологической культуры: позитивные изменения в отношении человека к себе и миру (к природе, другим людям, культуре своего народа, к труду); воспроизведение нравственных форм поведения; гармонизация эмоциональной сферы; повышения чувства ответственности; повышения чувства эмпатии; повышение уровня интернальности; расширение диапазона психических процессов (ощущения, восприятия, памяти, внимания, образного мышления); изменение экологического сознания; успешное прохождение социально-психологической адаптации.
Ключевые слова: личность, психологическая культура, профессиональная деятельность, развитие, поэтапность.
Проблема психологической культуры, ее содержания и проявления в профессиональной служебной деятельности как никогда актуальна в современных условиях. Процессы глобализации, информатизации, урбанизации, массовых демографических переселений и многие другие порождают массу сопряженных проблем, в том числе организации гармоничного межкультурного взаимодействия. Одним из выходов для решения последнейго видится в поднятии уровней общей культуры в целом и психологической в частности современной цивилизации. Психологическая культура - сложное интегративное образование, процесс, свойство, состояние и явление в структуре общей культуры. Развитие психологической культуры – системный научно-обоснованный процесс генезиса цивилизации. Доклад является логическим продолжением наших предыдущих работ [3, 4, 5, 6, 7, 8,9]. В сегодняшнем своем докладе мне хотелось бы акцент развития психологической культуры перенести в стены высшего учебного заведения.
В стенах вуза особое значение придается подготовке специалистов, осуществляющих профессиональную деятельность в современном обществе. В федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования определены соответствующие компетенции для разных направлений и специальностей подготовки будущих выпускников. И если в стандарте 3+ речь идет о формировании общекультурных, профессиональных и профессионально-специализированных компетенций, то в стандарте 3++ - об универсальных, общепрофессиональных и профессиональных, причем последние выбираются из предложенных ФГОС сопряженных (близких по решению специализированных задач) основных профессиональных образовательных программ в соответствии со спецификой подготовки выпускников вуза. То есть речь идет об универсализации формирования компетенций выпускников, подготовке их к творческой деятельности. В таких условиях психологическая культура специалиста как никогда значима в его профессиональной (в том числе служебной) деятельности.
К составляющим психологической культуры мы относим:
- психологическую культуру личности;
- психологическую культуру социума;
- психологическую культуру деятельности.
Таким образом, логично предположить, что концепция универсализации формирования компетенций как никогда лучше подходит для психологической культуры. Далее поговорим о модели психологической культуры.
В ней присутствуют компоненты, их основные показатели и уровни проявления:
- Компоненты (когнитивный, эмоционально-оценочный, процессуально-деятельностный, ценностно-смысловой).
- Основные показатели (отношение к себе, отношение к другим, отношение к природе, отношение к культуре).
- Уровни проявления (психологическая грамотность, аутопсихологическая компетентность, социально-психологическая зрелость).
Все составляющие находятся в диалектическом единстве, взаиморазвитии, дополнении и проявлении. Поэтому в стенах вуза необходимо уделять воспитанию и развитию всех вышеназванных компонентов.
Психологическая культура подлежит диагностике, обучению, воспитанию, формированию, развитию, коррекции, консультированию, совершенствованию.
Формирование и развитие психологической культуры (на примере субъектов образовательного процесса) проходит поэтапно. Вначале идут знания, умения, навыки, профессионально-важные и социально-значимые качества, компетенции, затем психолого-педагогическое мастерство, и далее формируется психологическая (психолого-педагогическая) культура.
В результате становления психологической культуры появляются такие новообразования и их проявления, как:
- позитивные изменения в отношении человека к себе и миру (к природе, другим людям, культуре своего народа, к труду);
- воспроизведение нравственных форм поведения;
- гармонизация эмоциональной сферы;
- повышения чувства ответственности;
- повышения чувства эмпатии;
- повышение уровня интернальности;
- расширение диапазона психических процессов (ощущения, восприятия, памяти, внимания, образного мышления);
- изменение экологического сознания;
- успешное прохождение социально-психологической адаптации.
Рассмотрим процесс воспитания и развития психологической культуры специалиста на примере высшего учебного заведения. Конечно, в одном докладе нельзя осветить весь комплекс проблем, стоящих перед вузами. Остановимся лишь на формировании творческого начала у обучающихся.
Для повышения качества подготовки будущих выпускников к профессиональной деятельности необходимы разработка и внедрение новых междисциплинарных интегративных дисциплин. Этому может способствовать создание системы общеуниверситетских конвергенциональных элективных курсов.
Вместе с тем, приходя на работу по полученной специальности, молодой специалист часто попадает в «зоны неопределенности», когда полученные знания, навыки, умения, компетенции, полученные в вузе, «не работают». Требуется творческое их осмысление и применение. Здесь можно говорить о формировании транспрофессиональных и метакомпетенций [5].
Метакомпетенции рассматриваются как надстроечный механизм над полученными компетенциями, как способность и готовность творчески применять последние на практике, формировать у себя новые алгоритмы (часто нетрадиционные) их функционирования в профессиональной деятельности. Поэтому важно на этапе обучения в вузе сформировать навыки рефлексии, то есть способности к самоанализу, самоконтролю, критической оценке своей деятельности, уровню полученных и применяемых знаний, навыков и умений, их достаточности, антиципации результатов.
Достижение видится в развитии всех компонентов психологической культуры личности (психологическая грамотность и компетентность, рефлексивно-перцептивный, когнитивный, эмоционально-чувственный, ценностно-смысловой, коммуникативный, регулятивный и поведенческий компоненты [6, с.82-83]) и ее деятельности (организационные, информационные, коммуникативные и интеллектуальные составляющие, а также специфика отдельных видов деятельности (прежде всего профессиональной), возникающих при этом проблем, закономерностей, правил, критериев, эффектов и условий повышения эффективности [4]).
В набор рефлексивных творческих заданий входят: формирование студентом портфолио (по отдельным предметам и общее), решение ситуационных профессиональных задач (деловые игры, мастер-классы, круглые столы, мозговые штурмы, диспуты, дискуссии, дебаты, обучающие тесты, разбор проблемных ситуаций и др.), интерпретация результатов выполненных заданий и полученных в ходе экспериментов данных, самостоятельное нахождение и разработка проблем будущей профессиональной деятельности, учебно-плановая и инициативная научно-исследовательская работа.
Портфолио собирается на всем протяжении обучения и включает самопрезентации (в том числе резюме, мотивационные письма и эссе), коллектор (набор) научных, учебных и методических материалов (рефератов, курсовых работ, отчетов, анкет, листов наблюдений, самоконтроля и самооценки, протоколов экспериментов, выступлений на конференциях и занятиях, составленные глоссарии по дисциплинам и др.), достижений (грамоты, дипломы, благодарности, гранты, отзывы, знаки отличий, собственные публикации и др.).
Проверка развития метакомпетенций осуществляется в ходе текущих и рубежных контролей, промежуточных и итоговой государственной аттестации.
Перевод государственной итоговой аттестации на стандарт 3++ предполагает государственный итоговый экзамен проводить в три последовательных этапа: тестовый (на оценку остаточных знаний по дисциплинам), традиционный (ответ на экзаменационный билет и решение практической ситуационной задачи) и защита портфолио (достижений студента за период обучения).
Проведя весь комплекс вышеназванных мероприятий в стенах вуза, сформировав психологическую культуру творческой личности выпускника, мы можем говорить о решении поставленных перед учебным заведением задач. В дальнейшем при организации самостоятельной профессиональной (служебной) деятельности молодой специалист более зрело будет планировать и проводить последнюю, качественно решать стоящие перед ним задачи, образцово исполняя функциональные обязанности.
Второй составляющей процесса выступает формирование психологической культуры социума (на примере вуза – это учебная группа, факультет, институт, университет в целом). Рассматривается через культуру социально-психологических явлений:
- мнений;
- традиций;
- взаимоотношений;
- настроений;
- конформизма (нонконформизма);
- лидерства и руководства;
- соперничества;
- эмпатии;
- авторитета;
- самоутверждения;
- групповых санкций;
- группового давления;
- групповых норм и ценностей;
- других социально-психологических явлений.
На данное направление деятельности должны быть направлены усилия всего профессорско-преподавательского состава, кураторов, воспитателей. Студенты должны быть включены во все общественнополитические, воспитательные и иные мероприятия, проводимые как в масштабе города, так и в границах вуза. При этом формируется культура поведения и деятельности людей в организации, составляя организационную культуру последней.
Психологическая культура деятельности предстает перед нами в виде составных частей:
- целей;
- средств;
- результата;
- процесса.
Она может быть представлена и через психологическую культуру отдельных видов деятельности:
- учебной;
- познавательной;
- коммуникативной;
- специфически-профессиональной (педагогической, служебной и др.);
- повседневной, в т.ч. бытовой;
- исследовательской;
- других видов деятельности.
Формируя и воспитывая психологическую культуру отдельных видов деятельности необходимо вспомнить о научной организации труда, его эргономических показателях. В высшем учебном заведении вся система подготовки специалистов должна быть непосредственно под это «заточена».
Таким образом, процесс формирования психологической культуры личности, социума и деятельности является сложным интегративным процессом, требующим от персонала вуза и самих обучающихся творческого подхода, высокой ответственности и постоянного внимания к данному процессу. Развитая психологическая культура может служить базисом, фундаментом, отправной точкой последующих успехов молодых специалистов в предстоящей профессиональной деятельности.
Литература:
- Егорова Т.Е. Психологическая культура: теоретический анализ и практика становления: Монография. Н. Новгород: Изд-во ВВАГС, 2006. 253 с.
- Егорова Т.Е. Теоретико-методологические основания исследования психологической культуры и ее становления в российском обществе// Преемственность психологической науки в России: традиции и инновации: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 215-летию Герценовского университета. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012.
- Пашкин С.Б., Галицын К.Н. Культура информационной деятельности обучающегося вуза / Военный институт (инженерно-технический) Военной академии материальнотехнического обеспечения имени А.В. Хрулева. СПб., 2017. 139 с.
- Пашкин С.Б., Румянцева П.В. О психологизации культуры информационной деятельности студентов // Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве: Сборник научных статей по материалам международной научной конференции 1-12 апреля 2017 года. СПб.: Издательство РГПУ им А.И. Герцена, 2017. С. 140-144.
- Пашкин С.Б., Семикин В.В., Минко А.Н. Развитие метакомпетенций студентов (курсантов) на основе применения рефлексивных творческих заданий//Современное состояние психологии и педагогики: сборник статей Международной научнопрактической конференции (10 августа 2015 г., г. Уфа). Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С. 116-118.
- Семикин В.В. Психологическая культура в образовании человека. СПб.: Изд-во «Союз», 2002.
- Семикин В.В., Пашкин С.Б. Психологическая и педагогическая культура преподавателя высшей школы: конвергенция понятий и путей развития // VII СанктПетербургский конгресс «Профессиональное образование, наука, инновации в XXI веке». 27-28 ноября 2013 года. Сборник трудов. СПб.: РИЦ Национального минеральносырьевого университета «Горный», 2013. С. 277-280.
- Семикин В.В., Пашкин С.Б. Психологическая культура и индивидуальный стиль: развитие через формирование// Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей: Материалы IV Всероссийской научно-практической (заочной) конференции. М.: Изд-во Перо, 2014. С. 63-65.
- Семикин В.В., Пашкин С.Б. Психологическая и педагогическая культура личности будущего профессионала и ее развитие в образовательной среде // Известия Иркутского университета. 2014. № 10. С. 80-88.
Pashkin S.B. Psychological culture in professional activity as a factor of personal professional development
Abstract. The report refers to psychological culture as a complex integrative education, process, property, state and phenomenon in the structure of General culture. The development of psychological culture is a system of science-based process of Genesis of civilization. Within the walls of the University, special importance is attached to the training of specialists engaged in professional activities in modern society. The state educational standards define the appropriate competencies for different areas and specialties of future graduates. The components of psychological culture include psychological culture of personality, psychological culture of society, psychological culture of activity. All sostavlyayuschie are in dialectical unity, vzaimoraschetyi, completion and manifestation. Therefore, within the walls of the University it is necessary to pay attention to the education and development of all the above components. Psychological culture is subject to diagnosis, training, education, formation, development, correction, counseling, improvement. The formation and development of psychological culture (on the example of the subjects of the educational process) takes place in stages: knowledge, skills, professionally important and socially significant qualities, competence of psychological and pedagogical skills of psychological and pedagogical culture. The results of the formation of psychological culture: positive changes in the attitude of man to himself and the world (to nature, other people, the culture of his people, to work); reproduction of moral forms of behavior; harmonization of the emotional sphere; increasing the sense of responsibility; increasing the sense of empathy; increasing the level of internality; expanding the range of mental processes (feeling, perception, memory, attention, creative thinking); changing environmental consciousness; successful passage of socio-psychological adaptation.
Keywords: personality, psychological culture, professional activity, development, phasing.
Комментарии
Добавить комментарий