Дубровина И.В., доктор психологических наук, профессор, академик РАО, Москва, Россия
Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ Проект № 17-06-00036 «Образ детства у современных родителей как фактор выбора формы обучения ребенка».
Аннотация. В статье рассматривается вопрос об ответственности взрослых за развитие и воспитание детей. Обосновывается тезис о том, что развивающий эффект образовательной среды и состояние психологического благополучия взрослеющего человека в большой степени зависит от уровня личностного развития родителей, педагогов, школьных психологов, от их культурного, мировоззренческого и социального кругозора, от желания и умения сотрудничать между собой. Показано, что специфика социальной ситуации развития школьника в условиях современного информационного общества затрудняет интеграцию рационального и эмоционального познания мира ребенком, способствует сокращению непосредственного общения с другими людьми. В этих условиях актуальной задачей практической психологии становится формирование целостной человеческой личности, и, в частности, создание условий для формирования личности школьников в образовательном процессе. Важнейшая роль в этом принадлежит взрослому человеку, создающему зону ближайшего развития ребенка. В реальном взаимодействии со взрослым процессы интеллектуального и личностного развития ребенка неразрывно связаны между собой. При этом развивающие возможности этого взаимодействия определяются уровнем общекультурного и личностного развития взрослого, в общении с которым ребенок усваивает целостную систему нравственных и культурных идеалов, типичных для данного общества и конкретной социальной среды. Формирующееся в этих условиях психологическое благополучие ребенка приобретает нравственный характер, который позволяет человеку воспринимать свое психологическое благополучие только в контексте благополучия других людей. Если в дошкольном возрасте основной вклад в формирование психологического благополучия ребенка вносит удовлетворение его аффективных потребностей во внутрисемейном взаимодействии, то социальную ситуацию развития школьника определяет культурное взаимодействие родителей и учителей. Поэтому одна из важнейших задач психологии в системе образования заключается в том, чтобы пробудить и укрепить у педагогов и родителей желание сотрудничать друг с другом, относиться друг к другу с позиции взаимного уважения и доверия. Культурное взаимодействие взрослых участников образовательного процесса способствует формированию психологической культуры отношений у школьников, во многом определяя становление личности в детском и подростковом возрасте.
Ключевые слова: обучение, воспитание, сотрудничество, образовательная среда, культура, учащиеся, педагоги, родители.
Проблема воспитания становится все более актуальной в связи с особенностями развития и взросления детей и школьников в быстро меняющемся социально-культурном мире. Глобальные изменения информационной среды, распространение современных информационных технологий, внедрение инновационных подходов в системе непрерывного образования ставят перед психологической службой новые задачи, которые связаны с уточнением направления ее деятельности в сторону воспитания, с научно-методическим обеспечением этого направления, с подготовкой кадров, понимающих суть психологии воспитания в новых социальных, культурных и экономических условиях.
В наступающей так называемой цифровой эпохе важным источником информации, источником знания и инструментом развития молодого поколения становится интернет. Это данность, ее нельзя и не нужно оспаривать, важно определить, какие плюсы и возможные риски в развитии детей и школьников эта эпоха несет, что необходимо предусмотреть, чтобы их развитие в системе непрерывного образования не было нарушено.
Понятие «образование» всегда было связано с культурой. А сам мир образования бездонен и бесконечен. Куда и как он постепенно погружает родившегося человека в условиях транзитивной реальности, форсированного технологического прогресса? Культурное развитие личности ребенка это, наверное, и есть основная задача деятельности образовательного учреждения со всеми его службами, в том числе и психологической. Отметим в связи с этим несколько моментов.
1). С помощью интернета увеличивается не только объем информации, но и скорость ее получения. Это положительный факт. Однако, известно, что скорость восприятия, чтения не дают возможности, особенно в детском и подростковом возрасте, подумать, проникнуть в смысл этой информации, которая часто бездумно запоминается. Ведь человек не всегда принимает решение сразу на основе полученной информации. Часто ему необходимо осмыслить эту информацию, обдумать ситуацию, представленную в ней, совершить поиск новых – нестандартных подходов к ее пониманию, принятию и решению. В результате нередко затрудняется развитие способности самостоятельно осмысливать информацию и принимать осмысленные решения в отношении деятельности, общения, выбора способов поведения и пр.
2). Не всегда достает не только времени, но и опыта сопоставить представленные в информации факты, события, как-то эмоционально отнестись к ним. Между тем, «только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика, все остальное есть мертвое знание, убивающее всякое живое отношение к миру» (2, с. 142). чувства органично связаны с познавательными процессами и влияют не только на качество обучения, на развитие способностей, но и на складывающееся Мировоззрение. Действительность познается не только рационально, но и эмоционально. С.Л. Рубинштейн замечал: «Сознание человека включает … не только знание, но и переживание того, что в мире значимо для человека в силу отношения к его потребностям, интересам и т.д.» (9, с. 150).
Пережитые, а потому и осознанные знания, отношения, факты действительности создают духовный опыт человека, в котором постепенно накапливаются его представления о себе, о людях, о мире, формируется отношение к себе, людям, миру. Именно Интеграция рационального и эмоционального познания мира ребенком – через знания и переживания – закладывает условия для развития не только его общих способностей, но и духовных, которые определяют поступки и отношение к людям, к значимым явлениям общественной жизни, к тем культурным и социальным ценностям, которые существуют в обществе. (11).
3). Виртуальный мир все больше вытесняет картину реального, физического мира. Живому общению молодые люди все чаще предпочитают общение цифровое. Они не только постепенно теряют навык живого общения, но и утрачивают саму потребность в таком общении.
Но именно в процессе живого общения возникает и развивается не только познавательная потребность, но и, по словам Б.Г. Ананьева, этическая мотивация – потребность человека в людях и социальных связях. Именно живое непосредственное общение со взрослыми и сверстниками порождает эмоции, чувства, переживания, что является непременным условием личностного роста человека.
4). Цифровая среда, расширяя возможности общения, одновременно увеличивает опасность пагубного влияния на ребенка со стороны злоумышленников и мошенников разного рода. неудовлетворенность в общении со сверстниками толкает вступать в реальные и виртуальные молодежные группы, многие из которых носят черты криминальной субкультуры. В силу своей жизненной неопытности, психологической безграмотности учащиеся нередко не понимают сути деятельности, ради которой люди собираются в группу, и не осознают, что ответственность за нее несет каждый член группы, в том числе и он сам. Не случайно, Л.Н. Толстой предупреждал, что один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов есть соблазн словами: «Все так делают».
В этих условиях все более актуальной для образования и практической психологии, в том числе, становится задача, определенная еще в работах В.В. Давыдова. Суть ее заключается в следующем: как сформировать целостную человеческую личность, как придать образовательному процессу наиболее точное, социально оправданное направление. «Очевидно, чтобы добиться этого, в каждом человеке надо «видеть личность», имеющую равное и неотъемлемое право на полноценное духовное развитие. Ребенок – это уже личность, но «личность в самом начале», и разгадку «ставшей личности» надо искать на ранних этапах ее развития, то есть в детстве» (4, с.115). Быть может, реализация права на полноценное духовное развитие ребенка и есть основной ориентир деятельности психологической службы системы образования.
* Личностное развитие ребенка – сложный феномен, складывается в пространстве сотрудничества детей разного возраста со взрослыми. Именно воспитание молодого поколения в контексте культуры человеческого взаимодействия во все времена рассматривалось как условие выживания и развития человечества. Проблема взаимопонимания поколений, проблема отцов и детей, учеников и учителей всегда была не простой. Сейчас эта проблема усугубляется. Все более под вопрос ставится важность и даже необходимость учителя – в школе, преподавателя – в вузе, родителя - ?
Каждый ребенок постепенно «учится» быть человеком и это «научение» происходит в контексте культуры и образования, который создает взрослый в процессе общения и взаимодействия с растущим человеком на всех этапах его взросления. Поэтому, несмотря на смену эпох, одним из центральных факторов личностного развития ребенка остается его общение и сотрудничество с реальным взрослым человеком.
Взрослый человек – родитель, воспитатель, учитель, психолог – создает зону ближайшего развития ребенка, организуя условия, обеспечивающие развитие основных психологических новообразований на каждой ступени онтогенеза. Именно детско-взрослое взаимодействие, сотрудничество делает возможным овладение растущим человеком культурно заданными предметами, действиями, любой деятельностью и отношениями. Сотрудничество в учебной и любой другой деятельности создает зону ближайшего развития интеллектуальных, познавательных способностей ребенка. Общение взрослого с ребенком (это тоже сотрудничество) создает зону ближайшего развития личностных качеств ребенка – его потребностей, интересов, мировоззрения и пр. В реальном взаимодействии со взрослым ребенок любого возраста попадает в обе зоны – зону интеллектуального и зону личностного развития.
А вот развивающие возможности этих зон определяются уровнем общекультурного и личностного развития самого взрослого, его способностью ввести ребенка определенного возраста в мир знаний, в мир человеческих отношений. Взрослым – родителям, учителям, психологам – важно понимать свою ответственность за уровень развивающей эффективности среды, ее адекватности для каждого возрастного периода и для каждого конкретного ребенка, вступившего в этот период. Именно в общении со взрослыми происходит проверка и понимание тех ценностей, которые формируются в среде сверстников, усвоение целостной системы нравственных и культурных идеалов, типичных для данного общества и специфической социальной среды.
* Школа - один из важнейших социальных институтов. Воспитательная сила школы в том, что истинное образование связано с культурой: именно культура определяет смысл, ценность и содержание образования, образование сохраняет культуру, передает ее из века в век. Психолог понимает, что любые преобразования школы, несмотря на все более активное «наступление» цифровой эпохи, должны начинаться с укрепления позиции учителя. Именно учитель реализует то, что предусматривают новые образовательные инициативы, «учитель никогда не может быть слепым исполнителем инструкции: не согретая теплотою его личного убеждения, она не может иметь никакой силы» (10, с. 18).
Одно из достоинств школы как социального института состоит в том, что дети встречаются там с людьми разного возраста. Люди разных поколений в нашей стране – это часто во многом разные люди. Разные не потому, что кто-то лучше или хуже, а потому, что они другие. Они прожили и проживают жизни, наполненные разными идеалами, событиями, надеждами, переживаниями, книгами, музыкой, кинофильмами, песнями, опытом дружеского общения и деловой субординации, культурными и социальными ценностями и пр. (5). Эти люди реализуют идею преемственности культуры, которую они привносят в образовательную копилку школы, и осуществляют процесс культурной преемственности поколений. Ю.М. Лотман подчеркивал, что культура всегда связана с прошлым опытом, всегда подразумевает некоторую непрерывность нравственно-интеллектуальной духовной жизни человека, общества, человечества (8, с. 350).
Уровень нравственного, интеллектуального, эстетического развития учителя, тонкость его эмоционального отклика на отношения, переживания, поведение детей и подростков, бережное отношение к чувству личного достоинства как своего, так и учащихся, их родителей, педагогов создают условия, при которых школьники начинают постепенно воспринимать мир вообще и мир образования в частности сквозь призму гуманистических общечеловеческих ценностей.
Поэтому, сколь важным ни является умение ученика самостоятельно находить необходимую информацию и разбираться в ней, роль учителя в образовательном процессе незаменима. Именно учитель является персонифицированным посредником между культурой, накопленной человечеством, и растущим человеком, вступающим в этот огромный мир культуры. В культурное наследие входят ценности, которые создавались и осмысливались человечеством в течение тысячелетий. А теперь должны быть переданы и усвоены школьником за очень короткое время. Но именно усвоение этих ценностей знаменует собой развитие человека. «Врастание ребенка в культуру является развитием в собственном смысле этого слова» (2, с. 292). Однако «посредничество»: учитель-культура-ученик может состояться только тогда, когда учитель для учеников – уважаемый человек. Поэтому важно укреплять авторитет учителя в глазах учеников, родителей. Вообще культурное взаимодействие родителей и учителей входит в условия развития личности школьников. Важно помочь самому учителю осознать чрезвычайно ответственное – перед учениками, обществом – положение, поддержать и укрепить его чувство уверенности в себе (4.).
* Все моменты школьной жизни пронизаны психологопедагогическим содержанием: отделить одно от другого невозможно. Поэтому психолог не «сопровождает» деятельность педагога, а сотрудничает с ним, Совместно с педагогом решает проблемы. Е.А. Ямбург справедливо замечает: «Тысячу раз мы убеждались, что интуиция опытного учителя – не менее надежный инструмент, чем метод иных, более точных наук. Так что комплексовать по поводу своей медицинской или психологической ущербности педагогу не следует. Однако постоянный диалог со «смежниками» позволяет уточнить педагогические позиции, организовать учебновоспитательный процесс наилучшим для каждого конкретного ребенка образом» (12, с. 84).
Свои профессиональные задачи – развитие человека, обусловленное процессами обучения и воспитания, - и учитель, и психолог могут решать только совместно, используя свои профессиональные научно-практические методы и вместе обсуждая полученные результаты.
Известно, что обучение и воспитание – взаимообусловленные процессы. Однако, обучение обращено в большей степени к развитию того, что уже присуще индивиду, к развитию его потенциальных способностей, культуры мышления и пр. А воспитание – к тому, чего у него нет, но что дано в общественной морали, в нравственных нормах и нравственных качествах людей – в культуре чувств, взаимоотношений с разными людьми, поведения, культуре духовной жизни. В первом случае речь идет, прежде всего, о психическом развитии, во втором – о развитии личности. Природные особенности ребенка не просто данные, с которыми он родился. Они активные «участники» его психического, физического и культурного развития. Психическое развитие необходимо для того, чтобы ребенок мог осваивать культуру, постепенно накапливать интеллектуальные, волевые и эмоциональные силы для достойного включения в жизнь общества своего времени. развитие личности придает этим силам нравственное основание. В целом процесс образования можно понимать, по мысли В.Д. Шадрикова, таким образом: обучение ведет за собою развитие, а воспитание своеобразно оформляет развитие, придает качествам индивида нравственный вектор (11).
* Результатом глубинного взаимодействия обучения и воспитания является психологическое благополучие растущего человека. Не случайно проблема психологического благополучия все чаще становится предметом психологических исследований и заботой практических психологов. Психологическое благополучие ребенка, школьника можно понимать в контексте разработанного Л.С. Выготским положения о социальной ситуации развития, основу которой составляют переживания ребенком среды своего обитания и себя в этой среде.
Сложный комплекс субъективных переживаний ребенка, школьника, определяя его благополучие/неблагополучие влияет на развитие внутреннего мира, на формирующееся Мировоззрение, на успешность общения, учебной и иной деятельности и пр. эмоции являются непосредственными показателями переживания благополучия или неблагополучия в складывающихся жизненных ситуациях, своеобразными индикаторами, которые указывают, насколько благополучно формируется то, что К.Д. Ушинский назвал строем человеческой души. И именно воспитание определяет нравственный характер формирующегося психологического благополучия, который позволяет человеку воспринимать свое психологическое благополучие лишь в контексте благополучия других людей.
* Способность успешно решать возникающие на жизненном пути проблемы, принимая во внимание не только личное благополучие, но и благополучие других людей, развивается постепенно.
Зарождается и укрепляется чувство психологического благополучия в таких социальных институтах, как семья, школа, «досуговое пространство» и имеет свои особенности на каждом этапе онтогенеза. Задачи воспитания должны соотноситься с задачами развития личности каждого возрастного периода и учитывать, что «…всякий новый этап в развитии ребенка необходимо понять как вытекающий с логической необходимостью из предыдущего этапа» (2, с. 257). По существу, каждый этап призван создавать благоприятную почву для прорастания черт личностного духовного менталитета и их укрепления на последующих возрастных этапах.
Первым социальным институтом является семья - источник развития и становления личности Родители ответственны за психологическое благополучие дошкольника и психологическую готовность ребенка к переходу на очередную ступень непрерывного образования – в школу. Эта ответственность заключается в создании благоприятных условий для удовлетворения и развития базовых потребностей ребенка: стремления к познанию мира и самого себя, развития своих способностей, потребностей в общении и установлении контактов с людьми, в любви, внимании, признании.
В каждом возрастном периоде жизни на основе базовых потребностей возникают «свои» потребности в деятельности, общении, познании, понимании и принятии себя, окружающих людей, мира. Удовлетворение этих потребностей порождает положительные чувства, способствуют развитию ребенка, определяют его психологическое благополучие. Психологический дискомфорт или ощущение психологического неблагополучия (страхи, тревожность, негативные переживания, неуверенность, недоверие самому себе, неадекватные реакции и пр.) возникает в результате фрустрации потребностей ребенка.
Основное патогенное значение для нарушения ребенка имеет недостаточное удовлетворение аффективных потребностей, т.е. эмоциональная, аффективная депривация. Ребенок нуждается в первую очередь в теплоте чувств, в любви. Именно родительская любовь создает основу для позднейших гуманных отношений человека к людям. Чувство любви есть тот общий фон, который упорядочивает и оживляет все остальные чувства, формирует и обогащает эмоциональный мир, позволяет ребенку соприкоснуться с такими чувствами, как человеколюбие, великодушие, милосердие и пр. Е.А. Аркин, говоря о причинах агрессивности некоторых детей, обращал внимание на то, что за таким поведением таится отсутствие «психологических витаминов»: неудовлетворенная потребность в общении, в ласке, внимании, в первую очередь, со стороны взрослых.
Нормальное развитие ребенка зависит от понимания взрослыми его формирующегося внутреннего мира, его ценности и уникальности, особенностей его развития на разных этапах онтогенеза.
Когда ребенок поступает в первый класс, происходит «слияние» влияний двух социальных институтов – семьи и школы. Ответственность за его нормальное развитие лежит как на родителях, так и на учителях. Социальную ситуацию развития школьника определяет культурное взаимодействие родителей и учителей.
Так, психологическое благополучие младшего школьника – переживание чувства радости, удовлетворения, гордости – связано не только с успехами в новой для него – учебной – деятельности и новых межличностных отношениях – с учителем и сверстниками, но и с пониманием и эмоциональной поддержкой в семье.
При работе с младшими подростками упор следует сделать на пробуждении их интереса не только к усложняющейся учебной деятельности, но и к самому себе, на понимании ими своих интересов, способностей, на доверии к самому себе и пр. Именно в этом возрасте берет начало осознания своей индивидуальности. Этот возраст – благоприятное время для работы над развитием и укреплением уверенности в себе, чувства собственного достоинства. Родителям и учителям следует не только обращать внимание на недостатки детей, но находить и подчеркивать их достоинства, пробуждать и направлять не только учебные, но и внеучебные позитивные интересы.
Когда ребенок переходит в классический подростковый возраст, происходит слияние уже трех социальных институтов: семьи, школы и досуга – свободного времени, заполненного самым разным содержанием. Досуг теснейшим образом связан с общением. И психологическое благополучие подростка начинает определяться, прежде всего, общением, участием в групповых объединениях и коллективах различного плана, дружескими отношениями со сверстниками и их оценками.
Дружеское общение – не только обмен информацией, это и взаимное понимание, сопереживание, сочувствие, возможность проверить справедливость своего мнения, взглянуть под новым ракурсом на проблему и др. По замечанию И.С. Кона, сама потребность в дружбе – нравственная потребность, которая возвышает личность, делает ее добрее, гуманнее, щедрее к людям. Нравственный кодекс дружбы воплощает выработанные культурой представления о том, какими должны быть человеческие взаимоотношения (7, с. 218-219). В подростковом возрасте уже проявляются чувства симпатии к представителям противоположного пола, появляются увлечения, первая любовь, что весьма влияет на характер их психологического благополучия.
При работе с подростками основной акцент можно сделать на развитии их внимания и доверии к окружающим людям, на анализе мотивов общения и межличностных отношений, на сути и уважении их эмоциональных переживаний.
* Современная школа акцентирует основное внимание на одном аспекте образования – на интеллектуальном развитии, усвоении знаний учащихся, на их подготовке к сдаче ЕГЭ и к поступлению в вуз. И значительно меньше внимания уделяет вопросам воспитания: развитию потребностей, мотивов, чувств, отношений и пр.
Отсюда общая скудость эмоциональной сферы многих сегодняшних детей, развитием которой никто всерьез не занимается. Особенно важными являются нравственные чувства, каждое из которых – сложнейшее единство переживаний и размышлений. Основу этих чувств составляет отношение к человеку как к высшей ценности.
При культурном развитии растущего человека ум и чувства развиваются равномерно. Культура чувств предполагает понимание душевного состояния другого человека и сопереживания ему. Вспомним, что В.В. Давыдов в качестве основного личностного новообразования подросткового возраста рассматривал умение понимать чувства, мысли, настроения, интересы других людей и строить свое поведение и отношения в соответствии с этим (4, с.126).
Следствием эмоционально-нравственной неразвитости человека является нарушение его отношений с миром – возможно развитие агрессивности, эгоизма, зависти, лживости, жестокости, предательства и пр. или жажды власти, самоутверждения за счет другого.
*Между тем образование должно раскрывать ученику смысл бытия человека в мире через понимание характера и способов его гуманистического взаимодействия с этим миром.
Уроки по гуманитарным предметам способны создавать «партитуру чувств». Сейчас в обществе активно обсуждается вопрос о том, какие произведения включить в обязательный список для изучения в школе, и мало внимания обращается на роль литературы в культурном воспитании школьников. Уроки литературы могли бы быть «многосторонне познавательным и всесторонне воспитывающим инструментом» (Н.Скатов). Но часто таковыми не являются.
Почему? Потому что культурное развитие ребенка обусловлено взаимосвязанными и взаимовлияющими друг на друга условиями, которые создаются на каждом возрастном этапе его развития и во всех социальных институтах: в школу дети приходят из семьи; в досуговом пространстве реализуются и укрепляются те привычки, интересы, желания, которые сформированы в семье и школе.
Любовь и привычка к чтению берут начало в дошкольном детстве .И первостепенное значение при этом имеет то, какое место в общем укладе семьи занимает книга. Во время чтения детских книг между ребенком и взрослым непроизвольно завязываются беседы. Это заставляет ребенка думать, сопереживать, приучает к мыслительной и эмоциональной активности. Чтение многократно расширяет и обогащает круг общения. Постепенно развивается потребность не только в межличностном (человек – человек), но и в так называемом опосредованном общении, когда человек общается не непосредственно с другим человеком, а с тем духовным продуктом, который тот создал. Сначала это – книжки для детей, потом – художественные, учебные, научные произведения. Постепенно формируется потребность в книге как в постоянном собеседнике. Такое общение расширяет границы познания действительности, развивает и обогащает язык, производит внутреннее качественное изменение в духовном мире.
К сожалению, в школу приходят многие дети с несформированными потребностями в чтении и с отсутствием интереса к нему.
А школа? Сейчас нередко чтение классической литературы, в которой человек предстает в богатстве и сложности своих мыслей, переживаний, планов, сомнений и пр., которая помогает осознавать назначение и ценность человеческой жизни, приобщиться к культуре человеческих отношений, заменяется легким «чтивом» текстов в виде пересказов с некоторыми цитатами из текста основного содержания великих творений.
Что это дает школьникам? Готовые формулировки, удобные для ответов и сочинений. Никакого отношения к культуре это не имеет. Знакомство с великими текстами в пересказе не способствует обогащению языка учащихся, не способствует пониманию ими характеров и судеб людей и общества. У школьников при таком знакомстве с литературой не возникает ни желания, ни умения обосновывать свое мнение, сопереживать, спорить или соглашаться с героями произведений.
У тех школьников, у которых ни в семье, ни в школе не развивалась потребность в чтении, в досуговом пространстве книга занимает незначительное место. Досуг наполнен компьютерными играми. Как справедливо замечают Б.З. Вульфов и В.Д. Иванов, следует не противопоставлять одно другому, а заботиться об их взаимном дополнении: обе формы досуга посвоему необходимы современному детству, вносят свой вклад в развитие личности. Но важно соблюдать при этом меру: за полным вытеснением книги компьютерной игрой «просматривается либо слишком ранний прагматизм, либо безответственный инфантилизм, но в любом случае – снижение сферы духовного отношения к жизни, дефицит этого эмоционального компонента» (1, с. 483).
В работе психологов с родителями, педагогами внимание к вопросам досуга школьников должно быть не меньше, чем к вопросам школьной успеваемости.
Семья и школа каждая по-своему отвечают за воспитание школьников, и решать эту задачу можно только совместно. Поэтому одна из важнейших и труднейших задач психолога – пробудить и укрепить у педагогов и родителей потребность и желание сотрудничать друг с другом, «научить» их воспринимать друг друга с позиции взаимного уважения, доверия. Культурное взаимодействие взрослых участников образовательного процесса вводит школьников в психологическую культуру человеческих отношений и служит источником развития их внутренней культуры, определяющей «становление» личности.
Депривации различного рода и асоциальное поведение возникают тогда, когда в обществе и представляющих его социальных институтах отсутствует понимание сути полноценного духовного развития ребенка, которое является результатом его полноценного психического и психологического развития. Не сформированное Осознание своих интересов, способностей, характера, неразвитые коммуникативные потребности и способности, неразвитое чувство доверия и уважения к людям и к самому себе не позволяют человеку полнокровно взаимодействовать с миром социума, культуры, природы, со своим внутренним миром, и порождают неуспешность в учебной и иной деятельности.
Литература:
- Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. М., 2000.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.
- Выготский Л.С. Собрание соч. В 6 т. М., 1983. Т.5.
- Давыдов В.В. Личности надо «выделаться» /С чего начинается личность. М., 1979.
- Дубровина И.В. Психологическое благополучие школьников. М., 2017.
- Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. М., 2003.
- Кон И.С. Дружба. М., 1980.
- Лотман Ю.М. воспитание души. СПб., 2003.
- Рубинштейн С.Л. Человек и мир. СПб., 2003.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. М., 2004
- Шадриков В.Д. Духовные способности. М., 1997.
- Ямбург Е.А. Школа для всех. М., 1996.
Dubrovina I.V. Cultural interaction between family and school as a condition of pupil's personality development
Abstract. The article discusses the responsibility of adults for the development and education of children. The thesis is substantiated that the developing effect of the educational environment and the state of psychological well-being of the maturing person largely depends on the level of personal development of parents, teachers, school psychologists, their cultural, ideological and social outlook, on the desire and ability to cooperate with each other. It is shown that the specificity of the social situation of the development of the student in the modern information society makes it difficult to integrate rational and emotional knowledge of the world re-Bank, reduces direct communication with other people. Under these conditions, the actual task of practical psychology is the formation of an integral human personality, and, in particular, the creation of conditions for the formation of the personality of students in the educational process. The most important role in this belongs to an adult who creates a zone of the nearest development of the child. In real interaction with adults, the processes of intellectual and personal development of the child are inextricably linked. At the same time, the developing possibilities of this interaction are determined by the level of General cultural and personal development of an adult, in communication with which the child learns a holistic system of moral and cultural ideals typical for a given society and a particular social environment. The psychological well-being of the child emerging in these conditions acquires a moral character, which allows a person to perceive his psychological well-being only in the context of the well-being of other people. If at preschool age the main contribution to the formation of psychological well-being of the child is the satisfaction of his / her affective needs in intrafamily interaction, the social situation of the development of the student is determined by the cultural interaction of parents and teachers. Therefore, one of the most important tasks of psychology in the education system is to awaken and strengthen the desire of teachers and parents to cooperate with each other, to treat each other from a position of mutual respect and trust. Cultural interaction of adult participants of the educational process contributes to the formation of psychological culture of relations among schoolchildren, largely determining the formation of personality in childhood and adolescence.
Keywords: training, education, cooperation, educational environment, culture, pupils, teachers, parents.
Комментарии
Добавить комментарий