Психометрические теории интеллекта (современное состояние проблемы)

О.С. Алексеева, И.Е. Ржанова, А.Я. Фоминых Психологический институт РАО, Москва
Ю.А. Бурдукова Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва

Современные психометрические модели предполагают наличие иерархической структуры интеллекта, включающей как общий фактор, так и уровни широких и узких способностей. В данной работе освещается современное состояние проблемы изучения интеллекта в рамках психометрического подхода. Приводится описание нескольких наиболее признанных моделей интеллекта, таких как модель Кеттела-Хорна, модель Кэролла, модель Кеттела-Хорна-Кэролла, модель Вернона.

Modern psychometric models assume the existence of a hierarchical structure of intelligence, which includes both the general factor and the levels of broad and narrow abilities. In this paper, we highlight the current state of the problem of studying intelligence in the framework of the psychometric approach. A description of several of the most recognized models of intelligence, such as the Cattell-Horn model, the Carroll model, the Cattell-Horn-Carroll model, the Vernon model is described.

Ключевые слова: интеллект, психометрические модели
Keywords: intelligence, psychometric models

В психометрической парадигме исследования когнитивных способностей на данный момент существует несколько основных теории [Majoretal., 2012]. Первая теория или модель получила название модель Кеттела-Хорна-Кэролла. Зарождение модели КеттелаХорна-Кэролла началось с теоретических представлений о структуре интеллекта Раймонда Кеттела. Кеттел предполагал, что отдельные интеллектуальные характеристики при факторизации объединяются в два фактора: кристаллизованный (Crystallized Intelligence (Gc)) и флюидный интеллект (Fluid Intelligence (Gf)). Ученик Кеттела Джон Хорн пересматривает эту схему, и добавляет к двум факторам еще четыре способности: зрительное мышление (visual processing), кратковременную память (short-term memory), долговременную память (long-term memory), скорость обработки информации (processing speed), а затем расширяет модель до десяти факторов, включая в нее также слуховое мышление (auditory processing), знание чисел (quantitative knowledge), скорость принятия решения (correct decision speed), способность к чтению и письму (reading and writing) (Horn, Blankson, 2005). Хорн предлагает использовать данную теоретическую схему при создании новой на тот момент версии теста когнитивных способностей Вудкока-Джоносона (Woodcock–Johnson Tests of Cognitive Abilities), однако первоначально его идеи не находят поддержки среди коллег, до момента когда Джон Кэролл, также принимавший участие в обсуждении новой версии теста, не предоставляет свой математический анализ подтверждающий идеи Хорна [McGrew, 2004].

Позднее Кэролл предлагает свою модель, несколько отличавшуюся от модели Хорна. Он проводит факторизацию данных 460 исследований различных когнитивных способностей, проведенных за последние 60 лет [Carroll, 1993; McGrew, 2009]. Полученные факторы Кэролл объединяет в схему из трех уровней (или трех слоев): уровня узких способностей, уровня широких способностей и уровня общей способности. К широким способностям Кэролл относит флюидный интеллект (Fluid intelligence), кристаллизованный интеллект (Crystallized intelligence), общую память и обучение (General memory and learning), визуальную перцепцию (Broad visual perception), слуховую перцепцию (Broad auditory perception), способность к извлечению информации из памяти (Broad retrieval ability), когнитивную скорость (Broad cognitive speediness) и скорость обработки информации (Processing speed). Каждая из широких способностей включает в себя множество узких способностей, которые представляют из себя специфические навыки, приобретенные в результате обучения или благодаря жизненному опыту, а также различные стратегии работы [Carroll, 1993].

Несмотря на то, что модели, предложенные Хорном (модель Кеттела-Хорна) и Кэрроллом во многом похожи – названия большинства факторов и их содержание почти полностью совпадают, исследователи выделяют четыре существенных различия [Flanagan, Dixon, 2013]. Во-первых, модель Кэролла включает в себя на самом высоком уровне иерархии фактор g (фактор общей способности), чего не наблюдается в модели Кеттела-Хорна. Причина в теоретических разногласиях о существовании фактора g, споры о котором не прекращаются в научном сообществе и по сей день [Majoretal., 2012; Bouchard, 2014]. Во-вторых, в модели Кэролла способность к операции с числами определяется как узкая способность и относится к флюидному интеллекту. В третьих, в модели Кеттела-Хорна есть фактор чтения и письма, тогда как в схеме Кэролла способность к чтению и письму включена в фактор кристаллизованного интеллекта. В четвертых, различается представление о памяти в этих двух теориях. Кэролл объединил кратковременную память и обучение в общий фактор памяти, тогда как Хорн разделял кратковременную, долговременную память и способность к извлечению информации.

Различия данных теоретических схем привели к пониманию о необходимости создания общей теории, которая бы их объединила. Первые попытки были сделаны еще в конце 90-х годов ХХ века, одна полностью концепция была сформирована Макгрю уже в 2000-х годах [McGrew, 2005]. Он использовал данные теста Вудкока-Джонсона и доказал, что знание чисел, навык чтения и письма, кратковременная и долговременная память являются отдельными широкими факторами. С этого момента модель получила название модель Кеттела-Хорна-Кэролла и включала в себя 10 широких и 70 узких способностей: флюидный интеллект, кристаллизованный интеллект, знание чисел, навык чтения и письма, кратковременная память, долговременная память, обработка зрительной информации, обработка слуховой информации, скорость обработки информации, скорость реакции (скорость принятия решения). Однако и эта схема не была окончательной. Позднее автором была предложена расширенная версия модели Кеттелла-Хорна-Кэролла [Schneider, McGrew, 2012; Flanagan, Dixon, 2013], которая включала в себя 16 широких когнитивных способностей и более 80 узких.

Теория Кеттела-Хорна-Кэролла легла в основу таких тестов интеллекта, как тест когнитивных способностей Вудкока-Джоносона (Woodcock–Johnson Tests of Cognitive Abilities [Schranketal., 2014]) и оценочная батарея Кауфманов для детей (Kaufman Assessment Battery for Children – Second Edition [Kaufman, Kaufman, 2004]).

Теория Кеттела-Хорна-Кэролла предполагает, что 16 широких когнитивных способностей в иерархической схеме интеллекта образуют в конечном итоге более общий уровень – уровень фактора g. Однако среди исследователей до сих пор не существует единого мнения относительно фактора g. Так, например, Раймонд Кеттел и его последователь Джон Хорн не разделяли предложенную Спирменом концепцию. Именно поэтому Хорн в конечном итоге в противовес трем слоям модели Кеттела-Хорна-Кэролла, создает отдельно собственную расширенную теорию Флюидного-Кристаллизованного интеллекта (extended Gf–Gc theory). Суть теории была в том, что существующие взаимосвязи между различными когнитивными характеристиками нельзя объяснить одним общим фактором, лежащим в их основе. Всего же модель интеллекта включала в себя три общих фактора: vulnerable abilities (флюидный интеллект, скорость обработки информации, кратковременная память), expertise abilities (кристаллизованный интеллект, долговременная память, знания чисел), sensory-perceptual abilities (обработка зрительной и слуховой информации) [Horn, Blankson, 2005].

Третий тип психометрических моделей получил название verbal–perceptual–image rotation (VPR). Основоположником этой теории был Филип Вернон [Vernon, 1965], предполагающий наличие как общего фактора способностей, так и двух основных способностей – вербальной и способности к обучению и перцептивной и практической способности. Модель Вернона имела четырехуровневую структуру: на самом высшем уровне располагался общий интеллект, далее вербальная и перцептивная способности, третий уровень – был уровнем широких факторов: лингвистических, математических, технических и т.д. способностей, на четвертом уровне – узкие способности, определяемые специфическими тестами. Теорию Вернона позднее развил Бушард с коллегами, доказавший существования третьего фактора – способности к «вращению изображения» (imagine rotation) и сама теория получила свое современное название verbal– perceptual–image rotation (VPR) [Johnson, Bouchard, 2005]. Свое исследование Бушард проводил в рамках Миннесотского исследования близнецов. В качестве методов использовались тест Векслера для взрослых и прогрессивные матрицы Равена. Бушард поставил перед собой цель сравнить три психометрические модели интеллекта: модель кристаллизованого–флюидного интеллекта, модель Вернона и модель Кэролла. Однако, после проведения математического моделирования, ни одна из моделей не была признана подходящей, хотя из всех трех лучше всего описывала полученные данные модель Вернона. Далее Бушард с коллегами добавил к факторам Вернона еще два – память и мысленное вращение и таким образом получили нужную, наиболее адекватную модель – модель verbal–perceptual–image rotation VPR [Johnson, Bouchard, 2005].

Среди исследователей к данному моменту нет единого мнения о том, какая же их представленных выше концепций является верной. Макгрю, приверженец теории Кеттела-Хорна-Кэролла, в своих статьях называет именно эту модель как наиболее полную и эмпирически обоснованную (подтвержденную множеством различных анализов) [McGrew, 2009; Flanagan, Dixon, 2013]. Бушард, в свою очередь, самой оптимальной называет модель verbal– perceptual–image rotation (VPR) [Bouchard, 2014]. Сравнение моделей, соответствующих первой и второй теории было осуществлено Мейджором [Majoretal., 2012]. Он использовал огромный массив данных, полученных в ходе проекта TALENT, и доказал, что модель Вернона-Бушарда лучше описывает структуру интеллекта, чем модель Кеттела-Хорна-Кэролла, и предшествующая ей модель Кэролла. Однако, по мнению других исследователей, модель VPR – это всего лишь частный случай модели Кеттела-Хорна-Кэролл [Schneider, Newman, 2014].

Теоретические преставления, на которых основан тест Векслера, исследователи обычно выделяют в отдельную группу [McCrimmonet al., 2015]. Изначально в первых тестах Векслера, кроме общего фактора – FSIQ (g), выделялись факторы вербального и невербального интеллекта. Под вербальным интеллектом понималась подструктура общего интеллекта, основанная на вербальных способностях с опорой на существующие знания. Невербальный интеллект связан с психофизическими, сенсомоторными и перцептивными способностями испытуемого (Филимоненко, Тимофеев, 2016). Однако в современных версия теста количество «широких факторов» увеличено с двух до пяти [WAIS–IV, Wechsler, 2008; WPPSI–IV, Wechsler, 2012; WISC–V; Wechsler, 2014]. Факторы или индексы, как они называются в руководстве теста, следующие:

  1. Индекс вербальной понятливости (Verbal Comprehension Index) – отражает способность получать и применять приобретенные знания использую вербальные средства.
  2. Индекс рабочей памяти (Working Memory Index) – измеряет способность ребенка запоминать, удерживать в памяти и производить действия в уме с визуальной или слуховой информацией
  3. Индекс флюидного мышления (Fluid Reasoning Index) – определяет способность обнаруживать скрытые связи между визуальными объектами и, рассуждая, находить и применять определенные правила для решения задач
  4. Индекс скорости обработки информации (Processing Speed Index) – определяет скорость и точность визуальной идентификации, скорость принятия решения и скорость осуществления принятого решения
  5. Индекс зрительно-пространственной организации (VisualSpatial Index) – измеряет способность оценивать визуальные детали, понимать пространственные отношения для того, чтобы построить геометрические модели (Wechsler, 2014).

Однако в целом можно сказать, что модель, которая лежит в основе современных тестов Векслера находится на стыке модели Кеттела-Хорна-Кэролла и модели verbal–perceptual–image rotation VPR. С моделью VPR ее сближает общее представление о вербальном и перцептивном интеллекте, схожее с представлениями Ф. Вернона, и индекс зрительно-пространственной организации. В то что касается концепции Кеттела-Хорна-Кэрола, то в некоторых исследованиях, целью которых было проверить факторную структура теста, было указано прямое соответствие субтестов и индексов широким факторам модели Кеттела-Хорна-Кэролла [Dasekingetal., 2017].

В заключении можно сделать вывод, что несмотря на то, что существует несколько моделей, описывающих структуру интеллекта (модель Кеттела-Хорна, модель Кэролла, модель Кеттела-ХорнаКэролла, модель Вернона, модель, используемая в тесте Векслера), основной наиболее обоснованной и статистически доказанной принято на данный момент считать модель Кеттела-Хорна-Кэролла, включающая в себя три уровня: уровень фактора g, уровень широких способностей, уровень узких способностей.

  1. Филимоненко Ю.И. Тест Д. Векслера. Диагностика структуры интеллекта (детский вариант). СПб.: ИМАТОН. – 2016.
  2. Bouchard T.J. Jr. Genes, Evolution and Intelligence.Behavior Genetics. 2014. Vol. 44. № 6. P. 549–547.
  3. MajorJ.T., JohnsonW., DearyI.J. Comparing models of intelligence in Project TALENT: The VPR model fits better than the CHC and extended Gf–Gc models. Intelligence. 2012. Vol. 40. P. 543–559.
  4. Flanagan D.P. Dixon S.G. The Cattell-Horn-Carroll Theory of Cognitive Abilities. New York, NY: John Wiley and Sons, Inc. – 2013.
  5. Horn J.L., Blankson N. Foundations for better understanding of cognitive abilities. Contemporary intellectual assessment: Theories, tests, and issues. New York, NY: Guilford Press. 2005. P. 41–48.
  6. CarrollJ.B. Human cognitive abilities: A survey of factor-analytic studies. New York, NY: Cambridge University Press. 1993.
  7. McCrimmon A.W., Climie E.A., Saklofske D.H. Intelligence: Assessments of. International Encyclopedia of the Social and Behavioral Sciences. New York, NY: Elsevier Ltd. 2015. Vol. 12. P. 283–289.
  8. Johnson W., Bouchard W.Jr. The structure of human intelligence: it’s verbal, perceptual, and image rotation (VPR), not fluid crystallized. Intelligence. 2005. Vol. 33. P. 393–416.
  9. Kaufman A.S., Kaufman N.L. Kaufman Assessment Battery for Children. Second edition.Circle Pines, MN: American Guidance Service. 2004.
  10. McGrew K.S. CHC theory and the human cognitive abilities project: Standing on the shoulders of the giants of psychometric intelligence research. Intelligence. 2009. Vol. 37. P. 1–10.
  11. McGrew K.S. The Cattell-Horn-Carroll (CHC) Theory of Cognitive Abilities: Past, Present and Future. Institute for Applied Psychometrics. 2004. http://www.iapsych.com/CHCPP/1.Introduction.html
  12. McGrew K.S. The Cattell–Horn–Carroll theory of cognitive abilities.Contemporary intellectual assessment: Theories, tests, and issues. New York: Guilford Press. 2005. P. 136−181.
  13. Schneider W.J., Newman D.A. Intelligence is multidimensional: Theoretical review and implications of specific cognitive abilities.Human Resource Management Review. 2014.
  14. Schneider, W.J., McGrew K.S. The Cattell-Horn-Carroll Model of Intelligence.Contemporary intellectual assessment: Theories, tests, and issues. New York, NY: Guilford Press. 2012. P. 99–144.
  15. Daseking M., Petermann F., Waldmannc F. Sex differences in cognitive abilities: Analyses for the German WAIS–IV. Personality and Individual Differences. 2017. Vol. 114. P. 145–150.
  16. Vernon P.E. Ability factors and environmental influences.American Psychologist. 1965. Vol. 20. P. 723–733.
  17. Wechsler D. Wechsler Intelligence Scale for Children—Fifth Edition. San Antonio, TX: Pearson. 2014.
  18. Wechsler D. Wechsler Preschool And Primary Scale of Intelligence— Fourth Edition. San Antonio, TX: Pearson. 2012.
  19. Wechsler D. Wechsler Adult Intelligence Scale—Fourth Edition San Antonio, TX: Pearson. – 2008.
  20. Schrank F., Mather N., McGrew K.S. Woodcock-Johnson – IV Boston: Houghton Mifflin Harcourt. 2014.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

21 апр 2018

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Алексеева О.С., Бурдукова Ю.А., Ржанова И.Е., Фоминых А.Я. Психометрические теории интеллекта (современное состояние проблемы) // Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики: материалы III-й Междунар. науч.-практ. конф., Калуга, 19-21 апреля 2018. – Калуга: ИП Якунин А.В., 2018. – С. 191-197. – 0,5 п.л.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки