Разделы психологии:
КАМЕНСКАЯ Елена Николаевна, профессор кафедры техносферной безопасности, экологии и химии Института управления в экономических, экологических и социальных системах ЮФУ, г Таганрог.
В настоящее время проблема обеспечения безопасности человека приобретает особую значимость. Безопасность – важнейшее условие полноценного развития человека, сохранения и укрепления его здоровья, которое является основой жизнеспособности, условием жизненной успешности и гарантией благополучия человека в жизни. Развитие безопасной личности является одной из важнейших задач нашего общества, которая решается и средствами системы образования.
Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития человека, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Психологическое здоровье, в свою очередь, – основа жизнеспособности, условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни.
Психологическую безопасность рассматривают как защищенность человека, предполагающую наряду с внешними внутренние условия безопасности, в число которых входят элементы опыта субъекта, складывающиеся в способность и готовность к распознаванию, предвидению и уклонению от опасностей, предполагающие как минимум владение соответствующими знаниями, умениями и навыками, определенный уровень развития перцептивных, мнемических, интеллектуальных и др. способностей, а также сформированную мотивацию к обеспечению безопасности жизнедеятельности [5, с.20-21].
Структура психологической безопасности включает: отношение субъекта (к себе, социуму, другим), его удовлетворенность жизнью и социальную активность, что создает пространство защищенности от угроз [5, с.97]. Таким образом, психологическая безопасность – это состояние динамического баланса отношений субъекта к миру, себе, другим, его активности и удовлетворенности, соответствующих различным (угрожающим) влияниям внешнего и внутреннего мира, которое позволяет субъекту сохранять целостность, саморазвиваться, реализовывать собственные цели и ценности в процессе жизнедеятельности.
Критериями психологической безопасности становятся индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в условиях ситуации и индивидуальный опыт человека [3, с.18].
Многообразие критериев безопасности определяется условиями взаимоотношений человека со средой. Одним из определяющих критериев безопасности является целостность человека: физическая, психологическая, психическая (в том числе и духовная). Еще одним критерием психологической безопасности является личностный рост и развитие человека. Развитие человека в условиях преодоления им угрожающих, опасных обстоятельств является возможностью становления себя и своего жизненного пути, самоактуализации личности. Гармония с самим собой способствует более целостному и адекватному ответу на различного рода угрозы, что является важным фактором развития личности и способствует ее психологической безопасности.
Основанием современных моделей психологической безопасности является психологическое здоровье личности и возможность ее развития – духовного, нравственного [5, с.33]. Одним из путей формирования безопасной личности в вузе является применение гендерного подхода, основная миссия которого – освобождение учебно-воспитательного процесса от наиболее жестких гендерных стереотипов, расширение образовательного пространства для проявления индивидуальности и развития самореализующейся личности [4, с.170]. Анализ работ показывает, что в российской педагогической науке начался процесс научного оформления теоретико-методологических основ гендерного измерения педагогического процесса. Однако в настоящий момент гендерные практики в образовании демонстрируют несоответствие с целями, сформулированными как федеральными стандартами, так и педагогами-практиками, а в российском образовании реализуется в большинстве случаев традиционный дифференцированный по половому признаку подход [2, с.188].
В разработке теории гендерного подхода в педагогике мы опирались на культурологическую концепцию личностно-ориентированного образования Е.В. Бондаревской. Педагогическая теория гендерного подхода основана на человекоцентрированной картине мира, личностном, культурологическом и междисциплинарном подходах, идеях развития гендерного воспитания в контексте культуры, национально-культурной идентификации, гуманизации воспитания. Ее целью является гендерное воспитание человека культуры, гражданина, нравственной личности, способного к максимальной самореализации и раскрытию своих способностей.
В нашем исследовании мы исходили из положений о целостном понимании обучаемого как телесного и духовного существа, о врожденных и приобретенных проявлениях мужского и женского поведения, о закономерностях психосексуального развития мужского и женского пола, о студенте как саморазвивающейся системе, способной к гендерному самопознанию, самостроительству, самореализации, развитию своей неповторимой гендерной индивидуальности.
Педагогическая теория гендерного подхода является методологической ориентацией в педагогической деятельности, позволяющей посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы гендерного самопознания, самостроительства и само-реализации личности студента, развития его неповторимой индивидуальности. Фундаментальным положением педагогической теории гендерного подхода является представление о том, что почти все традиционно считающиеся «естественными» различия между полами имеют под собой не биологические, а социальные основания. Считающиеся «естественными» различия в основном конструируются в обществе под воздействием социальных институтов, передающих традиционные представления о ролях мужчин и женщин в обществе. В традиционной культуре представления о маскулинности и фемининности резко дифференцированы и сконструированы по принципу бинарной оппозиции. Педагогическая теория гендерного подхода является методологией анализа гендерных характеристик личности и педагогических аспектов межполовых отношений, которая дает возможность отойти от точки зрения о предопределенности мужских и женских характеристик, ролей, статусов и жесткой фиксированности гендерных моделей поведения, она показывает личностные пути развития и самореализации, не ограниченные традиционными гендерными стереотипами.
Таким образом, она характеризуется ориентацией на смягчение различий между полами, поощрением видов деятельности, соответствующих интересам личности, обоснованием нецелесообразности раздельного по полу воспитания и обучения, возможностью отступления от традиционных патриархатных моделей устройства общества и т.д. Следовательно, основными методологическими положениями педагогической теории гендерного подхода являются: методологическая ориентация в педагогической деятельности по воспитанию представителей обоего пола, направленная на стимулирование к самореализации их женской (мужской) индивидуальности, обоснование гендерного воспитания как культуросообразной среды, результатом которого является формирование культуры взаимоотношений девушек и юношей как граждан, нравственных личностей, способных к самореализации.
Гендерный подход строится на фундаменте междисциплинарного, личностно-ориентированного и культурологического подходов. Поэтому мы выделили принципы гендерного подхода, опираясь на ценностные ориентации перечисленных подходов и построили их иерархию: 1) общие принципы гендерного подхода, выделенные на основе личностно-ориентированного и культурологического подходов (Е.В. Бондаревская, А.В. Мудрик, О.С. Газман, Н.Е. Щуркова и др.): принцип природосообразности, принцип культуросообразности, принцип индивидуально-личностного подхода, принцип ценностно-смысловой направленности, принцип самоактуализации, принцип выбора, принцип творчества и успеха, принцип доверия и поддержки и 2) специфические принципы гендерного подхода, выделенные на основе междисциплинарного подхода: принцип эгалитаризма, принцип формирования гендерной идентичности, принцип гендерного равновесия. Гендерный подход направлен на обеспечение баланса традиционных ценностей и гендерных новаций в гендерном воспитании, адекватных нормам мужественности/женственности, менталитету российской нации [1, С.3].
Технологический арсенал педагогической теории гендерного подхода составляют: 1) диалоговые методы (анализ конкретных гендерных ситуаций, групповые дискуссии по гендерным проблемам); 2) игровые методы (гендерные игры); 3) педагогическая поддержка; 4) методы создания ситуации выбора.
Список литературы:
- Ерофеева М.А. Формирование профессиональной готовности студентов к гендерному воспитанию школьников на основе комплексно-интегративного подхода: автореф. дисс. на соиск. учен. степени д.п.н. М.: 2015.
- Ключко О.И. Гендерные практики современного образования // Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса: сбор. матер. межрег. науч.-практ. конфер. СПб.: НИЦ АРТ. С.185-189.
- Лызь Н.А., Эксакусто Т.В. Психологическая безопасность в проблемном поле психологии / Н.А. Лызь, Т.В. Эксакусто // Сибирский психологический журнал. 2010. № 37. С.86-91.
- Штылева Л.В. Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ. М.: Пер Сэ, 2008. 316 с.
- Эксакусто Т.В. Теоретические основы социально-психологической безопасности: Монография / Под ред. Н.А. Лызь. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. 244 с.
Комментарии
Добавить комментарий