Влияние ролевого репертуара родителей на детско-родительские отношения студентов: гендерный аспект

Разделы психологии: 

ПЕТРУШИХИНА Елена Борисовна, доцент кафедры социальной и юридической психологии Российского государственного гуманитарного университета, г. Москва.

Детско-родительские отношения являются предметом изучения в различных областях психологии и осмысливаются в рамках разных теоретических подходов. При этом чаще детско-родительские отношения трактуются узко и охватывают лишь детский и подростковый период развития, а взрослые этапы жизни детей исключаются из данного проблемного поля. Однако нам представляется вполне правомерной точка зрения о том, что детско-родительские отношения развиваются на протяжении всей жизни детей и родителей, претерпевая при этом закономерные изменения.

В отечественной литературе в этом плане примечательны исследования И.А. Челядинской, посвященные детско-родительским отношениям студентов [3; 4]. В частности, автором выявлены параметры, по которым могут быть охарактеризованы отношения студентов с их родителями – это функциональная зависимость, моральная ответственность и эмоциональная близость.

Функциональная зависимость включает в себя собственно зависимость, понимаемую как отсутствие способности самостоятельно решать повседневные проблемы, не прибегая к помощи родителей, и аттитюдную зависимость, то есть, сниженную способность формировать собственные взгляды и установки.

Моральная ответственность отражает биполярное отношение к родителям – либо отсутствие сопереживания и уважения к родителям, либо развитое чувство ответственности, долга и даже вины перед родителями.

Эмоциональная близость понимается как способность делиться с родителями своими переживаниями, мыслями и чувствами.

И.А. Челядинской создан опросник для диагностики детско-родительских отношений студентов [3]; с его помощью выявлены особенности отношений с родителями юношей и девушек, а также влияние на эти отношения совместного/раздельного проживания студентов с родителями.

В частности, установлено, что психологическая зависимость от родителей выше у девушек-студенток, однако, если девушки проживают отдельно, постепенно происходит их сепарация от матери. При этом возрастает значимость фигуры отца вне зависимости от факта совместного или раздельного проживания.

Юношам свойственна тенденция к сохранению функциональной зависимости и эмоциональной близости с матерью и слабой сепарации от отца [4].

Очевидно, что характеристики детско-родительских отношений испытывают на себе влияние не только способа проживания, но и рядя других факторов, и, прежде всего, особенностей ролевого взаимодействия в семье. Именно во взаимодействии формируются и изменяются отношения, а анализ исполняемых при этом ролей позволяет выявить психологический механизм образования тех или иных феноменов межличностных отношений.

К сожалению, к настоящему времени системы родительских и детских ролей изучены весьма слабо – можно лишь отметить работу Е.Н. Васильевой и А.В. Орлова, посвященную исследованию ролевой структуры детско-родительского взаимодействия как аспекту психологической готовности к родительству [1].

С учетом отмеченного была сформирована цель нашей работы – выявление связи между параметрами детско-родительских отношений студентов и ролевым репертуаром их родителей. Выборку составили 100 студентов (50 юношей и 50 девушек) первого курса МФЮА. Детско-родительские отношения студентов выявлялись при помощи опросника ОСР И.А. Челядинской. Ролевой репертуар родителей оценивался студентами при помощи модифицированной методики А.А. Чекалиной [2].

По пятибалльной шкале студенты оценивали частоту реализации матерью и отцом двадцати ролей, сгруппированных в 4 блока по гендерному признаку:

- феминные роли: Воспитатель, Опекун, Нянька, Утешитель, Помощник.
- маскулинные роли: Лидер, Наставник, Исследователь, Проповедник, Организатор.
- андрогинные роли : Просветитель, Друг, Кумир, Артист, Вдохновитель.
- недифференцированные роли: Психотерапевт, Наблюдатель, Информатор, Консультант, Контролер.

Получены следующие результаты. Как оказалось, мать и отец демонстрируют неодинаковую степень включенности во взаимодействие со студентами и приверженность разным родительским ролям (см. Табл. 1 и Табл. 2).

Таблица 1 Роли, характерные для матери
Роли матери во взаимодействии с девушками Роли матери во взаимодействии с юношами
Воспитатель 4.34
Помощник 4.2
Утешитель 3.8
Опекун 3.78
Помощник 3.96
Утешитель 3.8
Воспитатель 3.78
Опекун 3.74

Как видим, в отношении сыновей и дочерей матери реализуют сходные роли, которые в классификации А.А. Чекалиной обозначены как феминные. По мнению респондентов, отец в большей мере осуществляет роли маскулинные (см. табл. 2).

Таблица 2 Роли, характерные для отца
Роли отца во взаимодействии с девушками Роли отца во взаимодействии с юношами
Лидер 2.98
Опекун 2.86
Контролер 2.84
Лидер 3.62
Наставник 3.38
Помощник 3.38

Анализ корреляционных связей по методу Пирсона между параметрами детско-родительских отношений и частотой реализации определенных ролей родителями показал следующее: эмоциональная близость студентов с родителями определяется ролями, выполняющими функцию социальной поддержки; особенно ярко это заметно на примере взаимодействия юношей и девушек с матерью – совокупность ролей, обусловливающих влияние матери на студентов, характеризует позицию «старшего товарища» (см. Табл.3).

Таблица 3 Ролевой репертуар родителей как фактор эмоциональной близости студентов

Мать Отец
Друг r=0.419
Утешитель r= 0.278
Психотерапевт r= 0.269
Помощник r= 0.236
Кумир r=0.230
Воспитатель r=0.209
Друг r=0.229

 

 

 
p<0,05

Сходную обусловленность родительскими ролями обнаруживает функциональная зависимость студентов (табл. 4).

Таблица 4 Ролевой репертуар родителей как фактор функциональной зависимости студентов

Мать Отец
Друг r=0.384
Вдохновитель r= 0.283
Кумир r= 0.271
Психотерапевт r=0.215
Психотерапевт r= 0.274
Друг r=0.259

 

p<0,05

Если же говорить о моральной ответственности студентов, то этот параметр детско-родительских отношений оказывается более тесно связанным с воздействиями отца (см. Табл. 5). Можно заметить, что для формирования чувства долга и ответственности перед родителями важно, чтобы отец взаимодействовал со студентами не только в парадигме руководства и контроля (как Опекун, Наставник, Воспитатель, Нянька, Кумир), но и в рамках сотрудничества, партнерства, реализуя роли Психотерапевта, Исследователя, Друга.

Таблица 5 Ролевой репертуар родителей как фактор моральной ответственности студентов

Мать Отец
Информатор r= 0.303
Контролер r= 0.292
Вдохновитель r= 0. 280
Нянька r=0.272
Исследователь r=0.248
Наблюдатель r=0.218

 

Психотерапевт r=0.370
Опекун r= 0.345
Наставник r=0.255
Воспитатель r=0.252
Нянька r=0.236
Исследователь r=0.225
Кумир r=0.210
Друг r=0.208
p<0,05

Интересно, что значимыми ролями матери в обсуждаемом ключе являются те, которые можно назвать организующими и структурирующими – Информатора, Контролера, Вдохновителя, Исследователя, Наблюдателя. Причем мать скорее действует не в парадигме управления, а в парадигме сопровождения.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

  • Во взаимодействии родителей и студентов ведущая роль принадлежит матери.
  • Ролевое поведение матери определяет функциональную зависимость студентов и их эмоциональную близость с родителями.
  • Ролевое поведение отца в наибольшей мере влияет на моральную ответственность студентов.
  • Мать наиболее активно реализует феминные роли (Воспитателя, Помощника, Опекуна, Утешителя).
  • Отец более активно реализует маскулинные роли (Лидера, Наставника).
  • Для детско-родительских отношений студентов особое значение имеют андрогинные и недифференцированные роли (Друга, Психотерапевта, Кумира, Вдохновителя).

Список литературы

  1. Васильева Е.Н., Орлов А.В. Ролевая структура детско-родительского взаимодействия как составляющая психологической готовности к родительству / Е.Н. Васильева, А.В Орлов // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2013. № 4. С. 1-14.
  2. Чекалина А.А. Гендерные маркеры ролевого репертуара учителя начальных классов / А.А. Чекалина // Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса: сбор. матер. межрег. науч.-практ. конфер. М.: НИЦ АРТ, 2015. 402 с.
  3. Челядинская И.А. Детско-родительские отношения в студенческом возрасте: процедура создания инструмента исследования / И.А. Челядинская // Психологический журнал. 2007. № 1. С.95-100.
  4. Челядинская И.А. Характеристика и динамика детско-родительских отношений в студенческом возрасте

Автор(ы): 

Дата публикации: 

12 апр 2016

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Петрушихина Е.Б. Влияние ролевого репертуара родителей на детско-родительские отношения студентов: гендерный аспект // Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса: материалы всерос. науч.-практ. конф., Москва 12-13 апреля 2016 г. – М.: МГПУ, 2016. – С. 354-357.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки