Разделы психологии:
Криницына Анастасия Вячеславовна, кандидат пед.наук, психолог, ст.науч.сотрудник ФГБНУ ИХОиК РАО
В современной школе актуальным является разработка научно-методических оснований психолого-педагогического сопровождения творческого развития личности в образовательном пространстве. В современных социальных условиях в целях эмоциональной поддержки учащихся важно обеспечение полноценного развития личности в художественно-творческой деятельности на разных возрастных этапах с учѐтом основных задач периода развития и индивидуальным особенностей.
Психолого-педагогическое сопровождение определяют как систему совместной деятельности педагогов и психологов, предполагающая разработку содержания, средств, методов образовательного процесса, направленного на развитие личности каждого учащегося.
«Сопровождать», - пишется в словаре Ожегова, – это значит «следовать вместе с кем–то, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-то». Понятие «сопровождение» введено в науку петербургскими учеными Л.М. Шипицыной, Е.И. Казаковой и трактуется ими как помощь ребенку в принятии решений в проблемных ситуациях, ответственность за действия в которых несет он сам[7].
Можно предположить, что сопровождение ребѐнка вполне совместимо с формированием творческого подхода. Э.М. Александровская отмечает, что психолого-педагогическое сопровождение — это особый вид помощи ребенку, технология, предназначенная для оказания помощи на определенном этапе развития в решении возникающих проблем, или в их предупреждении в условиях образовательного процесса [1].
Так или иначе, психолого-педагогическое сопровождение творческого развития личности является важнейшим условием обучения, воспитания и развития личности учащихся на разных возрастных этапах.
Стоит остановиться на таком направлении психолого-педагогического сопровождения, как сопровождение или поддержка творческого развития учащихся.
Построение системы сопровождения творческого развития школьников позволяет разрешить ряд противоречий:
- - между потребностью общества в целостном формировании системы психологической поддержки творческого развития и разрозненностью разработок на данную тему.
- - между готовностью школьников к творческому развитию и незначительным развитием психологического сопровождения данного процесса.
Значимым условием психологического сопровождения творческого развития является применение арт-терапевтических и арт-педагогических методик. В целях разработки психологического сопровождения творческого развития школьников в образовательном пространстве школы необходимо включать следующие направления деятельности.
1. Психолого-педагогические условия творческого развития учащихся в контексте взаимодействия базового и дополнительного образования.
Перечислим основные направления обеспечения условий творческого развития. Психологические основания формирования единого образовательного и культурного пространства образовательного учреждения. Расширение художественно-эстетического опыта. Увеличение доли эстетического компонента. Развитие свободы творчества, истинного духа нестандартных решений, раскрытие индивидуальности. Психологическая работа по взаимодействию со всеми субъектами образовательного пространства.
Модель психологической службы в образовательном учреждении, действующая во всех аспектах – обучении, воспитании, развитии личности учащихся. В школе должна быть медико-психолого-логопедическая служба, в состав которой должны входить арт-терапевты, психологи. Введение занятий по психологии в учебный план. Психологическое сопровождение и просвещение учащихся и педагогов. Актуальным также является разработка следующих компонентов:
- психологические рекомендации по работе с детьми 1- 11 классов;
- психологические требования по работе со школьниками в рамках ФГОС на всех ступенях обучения;
- сопровождение стремления к успешности у школьников;
- формирование у школьников важнейших психологических компетенций: креативность, творческая мотивированностьи, инициативность, способность к самообразованию, общительность и другие.
Также необходимо диагностировать и развивать психологические особенности реализации инновационных подходов на уроках. Психологические и психофизиологические требования к уроку (разработки по созданию эмоционального фона учебного процесса, опора на психологические особенности детей..). Методические разработки (интер-)активных форм обучения школьников ( деловые, ролевые игры, тренинг, проектирование…) как метод развитие мотивации учащихся.
В связи с этим остро стоит проблема успешной адаптации детей к средней школе. Дети, будучи уже младшими подростками, зачастую начинают по-другому себя вести, воспринимать себя и других, у них повышается тревожность, агрессивность либо застенчивость.
Выделяют следующие формы адаптации школьников (Битянова М.Г., Каган В.Е.) [3,4,5]:
- Успешная адаптация. Школьник ладит с детьми и учителями, хорошо учится, спокоен и уверен в себе.
- Латентная дезадаптация: дети утомляемы, наблюдается частая смена настроения, медлительность – либо гиперактивность. Дети испытывают трудности в общении. Успеваемость частично страдает.
- Открытая дезадаптация. Школьники нарушают правила поведения, расторможены, низкая мотивация обучения, высокая утомляемость, импульсивность, раздражительность.
На помощь школьникам второй и третьей группы дезадаптации приходит арт-терапия.
К примеру, в целях адаптации на базе ГБОУ Школа № 121 разработан цикл занятий с пятиклассниками по адаптации к средней школе.
В программу включены темы занятий, направленных на адаптацию в средней школе:
- темы осознания себя и других, формирования «Я-концепции» как ведущий фактор успешной адаптации;
- «проблемные» темы - дружба, ссоры, родители, успеваемость, страхи учителей и уроков, страх доски, права и обязанности школьников;
- формирование познавательной сферы,в частности – развитие креативности;
- темы для активного взаимодействия внутри группы, развивающие коммуникативную сторону креативного самопознания, сравнения себя с другими, осознание своего поведения в группе, нахождение новых способов взаимодействия.
2.Технологии и методы обучения, направленные на освоение учащимися инструментария познания в условиях взаимодействия базового и дополнительного образования.
Данное направление включает следующие направления:
- Психолого-педагогические технологии сопровождения развития личности учащихся.
Включает разработку двух направлений психологического сопровождения творческого развития младших школьников и подростков в образовательном пространстве школы. 1) Личностный, как сопровождение индивидуального творческого развития и определения своего «Я», роли и места в творческой деятельности. Использование проективных и творческих методов в работе с детьми. 2) Социокультурный, как определение поддержка развития творческого «Я» в социуме. Сопровождение школьника в социальной среде, помощь педагогам и родителям. Целью является осознание своей роли в коллективе и обществе, в мире. Понимание своего места в коллективе. Методы ролевого моделирования социальных ситуаций. Я и другие. Я и профессия: использование методик по профориентации.
- Арт-технологии в психологическом сопровождении школьников, арт-педагогическая коррекция и развитие. Развитие художественного мышления, формирование социально-символического плана восприятия.
В работе применимы следующие формы арт-терапии:
- Изотерапия;
- Сказкотерапия;
- Музыкотерапия;
- Танцевальная терапия;
- Игровая терапия;
- Психодрама;
- Фототерапия и другие виды.
- Повышение мотивации обучения у детей за счѐт ознакомления педагогов с инновационными методами и создания новых программ.
- Формы и методы психологического сопровождения родителей. Новые формы взаимодействия с родительским сообществом с целью сохранения психологического и психофизического здоровья участников образовательного процесса.
- Формы и методы работы с педагогическим коллективом: подготовка студентов педагогических специальностей, повышение квалификации педагогов. Оптимизация взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. Повышение уровня образованности, профессиональной и культурной грамотности педагогов, психологов, логопедов, врачей. Психологическая подготовка учителя в современной школе. «Родительский клуб», тренинги, онлайн-консультации, вебинары.
- Методы развития кадрового потенциала образовательного учреждения. Личностный рост, профессиональная самореализация учителя. Программа семинаров и рекомендаций для повышения педагогического мастерства учителя, подготовка будущих педагогов. Формирование успешности учителей. Психолого-педагогические требования к повышению квалификации учителя.
- Методические требования к внедрению ФГОС для школьников и студентов. Методические рекомендации по работе с детьми 1-11 классов, студентов ВУЗов. Психологические требования по работе со школьниками в рамках ФГОС на всех ступенях обучения. Развитие стремления к успешности у детей. Формирование у школьников важнейших компетенций: Мобильность, кототрая обеспечивает быструю адаптацию к новым условиям, Инициативность, Способность к самоорганизации, самообразованию, к кооперации, Мотивированность на успех, Коммуникабельность, Общительность, Умение работать без учебника, Умеет определять учебную задачу, Составлять план действий, Составлять отчет о полученных результатах.
- Самодиагностика и самонаблюдение как направление психолого-педагогического сопровождение творческого развития школьника.
Самонаблюдение - открытая, явная и творческая позиция необходима ученику в современной социокультурной среде.
В целях активизации самопознания ученикам необходимо задавать следующие вопросы:
- Что, по-вашему, есть самонаблюдение?
- Что вы знаете о себе?
- Какими вы себя считаете?
- Занимались ли вы самонаблюдением? Что было самое легкое? Сложное? Это приятный процесс? Когда впервые это делали?
Самонаблюдение проходит на следующих уровнях: 1.Физический, как представление о творческих возможностях в области природы, области восприятия, цвета, формы, телесной природы своего и чужого «Я». Здесь могут быть использованы методы оценки «языка тела», мимики, жестов, позы, в частности, по методу Алана Пиза.
Для актуализации необходимо прояснять телесные самоощущения и самоидентификацию с помощью поговорок, пословиц, цитат великих людей. Например:
- С лица воды не пить.
- Не родись красивой, а родись счастливой.
- Красота спасет мир.
- У него на лице все написано.
Важно также обсуждать с учащимися язык тела:
- поза «руки на пояс» -характерна для решительного, волевого человека,
- наклон туловища вперед, сидя на стуле, говорит о том, что человек, как только закончится разговор с ним, уже готов будет действовать,
- человек, который сидит, закинув ногу на ногу и обхватив ее руками, часто обладает быстрой реакцией и его трудно убедить в споре,
- прижатые друг к другу лодыжки во время сидения говорят о том, что человек имеет негативные, неприятные мысли и чувства в данный момент времени,
- собирание с одежды несущественных ворсинок характеризует человека, который не вполне согласен с тем, что ему в данный момент времени говорят,
- прямая голова во время разговора свидетельствует о нейтральном отношении человека к тому, что он слышит.
Модель психолого-педагогического сопровождения творческого развития личности
Цель: формирование творческой личности, сохранение психологического здоровья всех субъектов образовательного процесса. | ||
Задачи:
|
||
Основные подходы
гуманистический, субъект-субъектный, личностно-ориентированный.
|
||
Основные принципы | ||
– Индивидуализации и дифференциации образования, – Целостность развития компонентов личности – Гуманистический характер педагогических технологий – Отношение к учащемуся как к субъекту, творческой личности – Принцип культуросообразности; природосообразности; |
||
Критерии культурного развития | ||
– способность к творческой деятельности, – воспитанность, – психологическая мотивация к обучению и творчеству – интеллигентность – психологическое здоровье – здоровая психологическая атмосфера в коллективах |
||
Психолого-педагогические технологии | ||
Развивающие методы: - методы личностно-ориентированной педагогики; - творческие задания; - игровые и арт-терапевтические методы. |
Педагогические методы: - коллективная творческая деятельность; - методы самовоспитания; - коммуникативные методы, диалог, полилог -проектная работа |
Художественно-эстетические методы: -демонстрация, показ и обсуждение художественных произведений; - театрально-педагогические технологии; - методы художественной педагогики. |
Формы художественно-творческой деятельности | ||
Литературная, театральная, изобразительная деятельность, арт-терапевтические технологии, сказкотерапия, психодрама, игровая терапия, кинопедагогика | ||
Направления психолого-педагогической работы: 1.Работа с педагогами и администрацией школы (семинары, выступления, консультации, тренинги, курсы повышения квалификации). Подготовка 103 педагогических кадров. 2. Работа с родителями (тренинги, тематические встречи «Родительский клуб», консультации) 3. Работа с детьми (групповые и индивидуальные занятия): -дошкольники, -младшие школьники, –подростки, –старшеклассники, –студенты. |
||
Результат: гармонично развитая творческая личность (всех субъектов образовательного пространства), обладающая коммуникативной, социальной и психологической компетентностью, развитым эмоциональным интеллектом, психологической культурой. |
Методики психолого-педагогического сопровождения творческого развития учащихся
Ученикам предлагается выполнять практические упражнения, которые позволяли им применять на практике различные техники развития рефлексии и самопознания.
Существуют различные варианты данной методики, но в данном контексте наиболее адекватным будет применение собственных вариантов педагога.
Мой любимый цвет- это…
Мои друзья – это…
Мне нравятся уроки…
Я считаю себя…
В нашем классе…
Для хорошей учѐбы мне нужно…
В будущем я хотел бы стать…
Для успешного обучения мне не хватает.
Игра «Те, кто..»
Инструкция: «Те кто любит..(психолог называет урок, хобби)..поднять руку (по указанию психолога - либо хлопнуть, топнуть, дотронуться до чего-либо)».
Примеры:
- Поднимите руки те, кому трудно стало понимать других школьников.
- Теперь те, кому трудно понимать родителей.
- Теперь те, кому трудно понимать учителей.
- Кому трудно понимать самого себя.
- Кто хочет ещѐ оставаться ребѐнком?
- Кто считает, что он уже вырос.
Методика «Самоидентификация». Целью является творческое самопознание учащихся. Детям предлагается пофантазировать и вообразить себя любой вещью (в другом варианте – животным, растением..) в зависимости от его настроения сегодня. Детям предлагается описать цвет и размер вещи, подвигаться, как если б она была живая.
Методика «Ассоциации». Задачи – Понимание самих себя детьми в игровом процессе.
б) если бы ты был растением, то каким?
в) если бы предметом мебели (и так далее)
Литература
- Александровская Э.М., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие: Ч. 2 // Журнал прикладной психологии. 2001. № 1.
- Аллан Д. «Ландшафт детской души». - СПб -Минск, 1997.
- Битянова М.Р. адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка / М.Р. Битянова. - М., 1997. – 145 с.
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе/ М.Р.Битянова. – М.: Совершенство, 1998. – 298 с.
- Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации / В.Е. Каган // Вопросы психологии. — 1984. — №4. — С. 89-95.
- Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2006. – 160 с.
- Осипова А.А. «Общая психокоррекция». – М., 2000.
- Шипицына Л. М., Хилько А. А., Галлямова Ю. С., Демьянчук Р. В., Яковлева Н. Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под науч. ред. проф. Л. М. Шипицыной. - СПб, 2003.- 240 с.
Комментарии
Добавить комментарий