Психолого-педагогическое сопровождение творческого развития личности школьников

Разделы психологии: 

Криницына Анастасия Вячеславовна, кандидат пед.наук, психолог, ст.науч.сотрудник ФГБНУ ИХОиК РАО

В современной школе актуальным является разработка научно-методических оснований психолого-педагогического сопровождения творческого развития личности в образовательном пространстве. В современных социальных условиях в целях эмоциональной поддержки учащихся важно обеспечение полноценного развития личности в художественно-творческой деятельности на разных возрастных этапах с учѐтом основных задач периода развития и индивидуальным особенностей.

Психолого-педагогическое сопровождение определяют как систему совместной деятельности педагогов и психологов, предполагающая разработку содержания, средств, методов образовательного процесса, направленного на развитие личности каждого учащегося.

«Сопровождать», - пишется в словаре Ожегова, – это значит «следовать вместе с кем–то, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-то». Понятие «сопровождение» введено в науку петербургскими учеными Л.М. Шипицыной, Е.И. Казаковой и трактуется ими как помощь ребенку в принятии решений в проблемных ситуациях, ответственность за действия в которых несет он сам[7].

Можно предположить, что сопровождение ребѐнка вполне совместимо с формированием творческого подхода. Э.М. Александровская отмечает, что психолого-педагогическое сопровождение — это особый вид помощи ребенку, технология, предназначенная для оказания помощи на определенном этапе развития в решении возникающих проблем, или в их предупреждении в условиях образовательного процесса [1].

Так или иначе, психолого-педагогическое сопровождение творческого развития личности является важнейшим условием обучения, воспитания и развития личности учащихся на разных возрастных этапах.

Стоит остановиться на таком направлении психолого-педагогического сопровождения, как сопровождение или поддержка творческого развития учащихся.

Построение системы сопровождения творческого развития школьников позволяет разрешить ряд противоречий:

  1. - между потребностью общества в целостном формировании системы психологической поддержки творческого развития и разрозненностью разработок на данную тему.
  2. - между готовностью школьников к творческому развитию и незначительным развитием психологического сопровождения данного процесса.

Значимым условием психологического сопровождения творческого развития является применение арт-терапевтических и арт-педагогических методик. В целях разработки психологического сопровождения творческого развития школьников в образовательном пространстве школы необходимо включать следующие направления деятельности.

1. Психолого-педагогические условия творческого развития учащихся в контексте взаимодействия базового и дополнительного образования.

Перечислим основные направления обеспечения условий творческого развития. Психологические основания формирования единого образовательного и культурного пространства образовательного учреждения. Расширение художественно-эстетического опыта. Увеличение доли эстетического компонента. Развитие свободы творчества, истинного духа нестандартных решений, раскрытие индивидуальности. Психологическая работа по взаимодействию со всеми субъектами образовательного пространства.

Модель психологической службы в образовательном учреждении, действующая во всех аспектах – обучении, воспитании, развитии личности учащихся. В школе должна быть медико-психолого-логопедическая служба, в состав которой должны входить арт-терапевты, психологи. Введение занятий по психологии в учебный план. Психологическое сопровождение и просвещение учащихся и педагогов. Актуальным также является разработка следующих компонентов:

  • психологические рекомендации по работе с детьми 1- 11 классов;
  • психологические требования по работе со школьниками в рамках ФГОС на всех ступенях обучения;
  • сопровождение стремления к успешности у школьников;
  • формирование у школьников важнейших психологических компетенций: креативность, творческая мотивированностьи, инициативность, способность к самообразованию, общительность и другие.

Также необходимо диагностировать и развивать психологические особенности реализации инновационных подходов на уроках. Психологические и психофизиологические требования к уроку (разработки по созданию эмоционального фона учебного процесса, опора на психологические особенности детей..). Методические разработки (интер-)активных форм обучения школьников ( деловые, ролевые игры, тренинг, проектирование…) как метод развитие мотивации учащихся.

В связи с этим остро стоит проблема успешной адаптации детей к средней школе. Дети, будучи уже младшими подростками, зачастую начинают по-другому себя вести, воспринимать себя и других, у них повышается тревожность, агрессивность либо застенчивость.

Выделяют следующие формы адаптации школьников (Битянова М.Г., Каган В.Е.) [3,4,5]:

  1. Успешная адаптация. Школьник ладит с детьми и учителями, хорошо учится, спокоен и уверен в себе.
  2. Латентная дезадаптация: дети утомляемы, наблюдается частая смена настроения, медлительность – либо гиперактивность. Дети испытывают трудности в общении. Успеваемость частично страдает.
  3. Открытая дезадаптация. Школьники нарушают правила поведения, расторможены, низкая мотивация обучения, высокая утомляемость, импульсивность, раздражительность.

На помощь школьникам второй и третьей группы дезадаптации приходит арт-терапия.

К примеру, в целях адаптации на базе ГБОУ Школа № 121 разработан цикл занятий с пятиклассниками по адаптации к средней школе.

В программу включены темы занятий, направленных на адаптацию в средней школе:

- темы осознания себя и других, формирования «Я-концепции» как ведущий фактор успешной адаптации;
- «проблемные» темы - дружба, ссоры, родители, успеваемость, страхи учителей и уроков, страх доски, права и обязанности школьников;
- формирование познавательной сферы,в частности – развитие креативности;
- темы для активного взаимодействия внутри группы, развивающие коммуникативную сторону креативного самопознания, сравнения себя с другими, осознание своего поведения в группе, нахождение новых способов взаимодействия.

2.Технологии и методы обучения, направленные на освоение учащимися инструментария познания в условиях взаимодействия базового и дополнительного образования.

Данное направление включает следующие направления:

  • Психолого-педагогические технологии сопровождения развития личности учащихся.

Включает разработку двух направлений психологического сопровождения творческого развития младших школьников и подростков в образовательном пространстве школы. 1) Личностный, как сопровождение индивидуального творческого развития и определения своего «Я», роли и места в творческой деятельности. Использование проективных и творческих методов в работе с детьми. 2) Социокультурный, как определение поддержка развития творческого «Я» в социуме. Сопровождение школьника в социальной среде, помощь педагогам и родителям. Целью является осознание своей роли в коллективе и обществе, в мире. Понимание своего места в коллективе. Методы ролевого моделирования социальных ситуаций. Я и другие. Я и профессия: использование методик по профориентации.

  • Арт-технологии в психологическом сопровождении школьников, арт-педагогическая коррекция и развитие. Развитие художественного мышления, формирование социально-символического плана восприятия.

В работе применимы следующие формы арт-терапии:

  1. Изотерапия;
  2. Сказкотерапия;
  3. Музыкотерапия;
  4. Танцевальная терапия;
  5. Игровая терапия;
  6. Психодрама;
  7. Фототерапия и другие виды.
  • Повышение мотивации обучения у детей за счѐт ознакомления педагогов с инновационными методами и создания новых программ.
  • Формы и методы психологического сопровождения родителей. Новые формы взаимодействия с родительским сообществом с целью сохранения психологического и психофизического здоровья участников образовательного процесса.
  • Формы и методы работы с педагогическим коллективом: подготовка студентов педагогических специальностей, повышение квалификации педагогов. Оптимизация взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. Повышение уровня образованности, профессиональной и культурной грамотности педагогов, психологов, логопедов, врачей. Психологическая подготовка учителя в современной школе. «Родительский клуб», тренинги, онлайн-консультации, вебинары.
  • Методы развития кадрового потенциала образовательного учреждения. Личностный рост, профессиональная самореализация учителя. Программа семинаров и рекомендаций для повышения педагогического мастерства учителя, подготовка будущих педагогов. Формирование успешности учителей. Психолого-педагогические требования к повышению квалификации учителя. 
  • Методические требования к внедрению ФГОС для школьников и студентов. Методические рекомендации по работе с детьми 1-11 классов, студентов ВУЗов. Психологические требования по работе со школьниками в рамках ФГОС на всех ступенях обучения. Развитие стремления к успешности у детей. Формирование у школьников важнейших компетенций: Мобильность, кототрая обеспечивает быструю адаптацию к новым условиям, Инициативность, Способность к самоорганизации, самообразованию, к кооперации, Мотивированность на успех, Коммуникабельность, Общительность, Умение работать без учебника, Умеет определять учебную задачу, Составлять план действий, Составлять отчет о полученных результатах.
  • Самодиагностика и самонаблюдение как направление психолого-педагогического сопровождение творческого развития школьника.

Самонаблюдение - открытая, явная и творческая позиция необходима ученику в современной социокультурной среде.

В целях активизации самопознания ученикам необходимо задавать следующие вопросы:

  • Что, по-вашему, есть самонаблюдение?
  • Что вы знаете о себе?
  • Какими вы себя считаете?
  • Занимались ли вы самонаблюдением? Что было самое легкое? Сложное? Это приятный процесс? Когда впервые это делали?

Самонаблюдение проходит на следующих уровнях: 1.Физический, как представление о творческих возможностях в области природы, области восприятия, цвета, формы, телесной природы своего и чужого «Я». Здесь могут быть использованы методы оценки «языка тела», мимики, жестов, позы, в частности, по методу Алана Пиза.

Для актуализации необходимо прояснять телесные самоощущения и самоидентификацию с помощью поговорок, пословиц, цитат великих людей. Например:

  1. С лица воды не пить.
  2. Не родись красивой, а родись счастливой.
  3. Красота спасет мир.
  4. У него на лице все написано.

Важно также обсуждать с учащимися язык тела:

  • поза «руки на пояс» -характерна для решительного, волевого человека,
  • наклон туловища вперед, сидя на стуле, говорит о том, что человек, как только закончится разговор с ним, уже готов будет действовать,
  • человек, который сидит, закинув ногу на ногу и обхватив ее руками, часто обладает быстрой реакцией и его трудно убедить в споре,
  • прижатые друг к другу лодыжки во время сидения говорят о том, что человек имеет негативные, неприятные мысли и чувства в данный момент времени,
  • собирание с одежды несущественных ворсинок характеризует человека, который не вполне согласен с тем, что ему в данный момент времени говорят,
  • прямая голова во время разговора свидетельствует о нейтральном отношении человека к тому, что он слышит.

Модель психолого-педагогического сопровождения творческого развития личности

Цель: формирование творческой личности, сохранение психологического здоровья всех субъектов образовательного процесса.
Задачи:
  • Психологическое сопровождение культурного, творческого и эстетического развития всех субъектов образования.
  • Повышение квалификации и психологическая подготовка педагогических кадров, повышение уровня психологической компетентности.
  • Инновационные формы психолого-педагогической работы с родителями.
  • Формирование культурного и психологического пространства школы.
Основные подходы
гуманистический, субъект-субъектный, личностно-ориентированный.
Основные принципы
– Индивидуализации и дифференциации образования,
– Целостность развития компонентов личности
– Гуманистический характер педагогических технологий
– Отношение к учащемуся как к субъекту, творческой личности
– Принцип культуросообразности; природосообразности;
Критерии культурного развития
– способность к творческой деятельности,
– воспитанность,
– психологическая мотивация к обучению и творчеству
– интеллигентность
– психологическое здоровье
– здоровая психологическая атмосфера в коллективах
Психолого-педагогические технологии
Развивающие методы:
- методы личностно-ориентированной педагогики;
- творческие задания;
- игровые и арт-терапевтические методы.
Педагогические методы:
- коллективная творческая деятельность;
- методы самовоспитания;
- коммуникативные методы, диалог, полилог
-проектная работа
Художественно-эстетические методы:
-демонстрация, показ и обсуждение художественных произведений;
- театрально-педагогические технологии;
- методы художественной педагогики.
Формы художественно-творческой деятельности
Литературная, театральная, изобразительная деятельность, арт-терапевтические технологии, сказкотерапия, психодрама, игровая терапия, кинопедагогика
Направления психолого-педагогической работы:
1.Работа с педагогами и администрацией школы (семинары, выступления, консультации, тренинги, курсы повышения квалификации). Подготовка 103 педагогических кадров.
2. Работа с родителями (тренинги, тематические встречи «Родительский клуб», консультации)
3. Работа с детьми (групповые и индивидуальные занятия): -дошкольники, -младшие школьники, –подростки, –старшеклассники, –студенты.
Результат: гармонично развитая творческая личность (всех субъектов образовательного пространства), обладающая коммуникативной, социальной и психологической компетентностью, развитым эмоциональным интеллектом, психологической культурой.

Методики психолого-педагогического сопровождения творческого развития учащихся

Методика «Закончи предложение»

Ученикам предлагается выполнять практические упражнения, которые позволяли им применять на практике различные техники развития рефлексии и самопознания.
Существуют различные варианты данной методики, но в данном контексте наиболее адекватным будет применение собственных вариантов педагога.

Например, для младших школьников:
Мне нравится…
Мой любимый цвет- это…
Мои друзья – это…
Для подростков:
Я увлекаюсь…
Мне нравятся уроки…
Я считаю себя…
В нашем классе…
Для хорошей учѐбы мне нужно…
Для старшей школы:
Важнейшие события моей жизни – это..
В будущем я хотел бы стать…
Для успешного обучения мне не хватает.

Игра «Те, кто..»

Задачи игры – творческое самопознание и Понимание других учащихся.
Инструкция: «Те кто любит..(психолог называет урок, хобби)..поднять руку (по указанию психолога - либо хлопнуть, топнуть, дотронуться до чего-либо)».

Примеры:

  • Поднимите руки те, кому трудно стало понимать других школьников.
  • Теперь те, кому трудно понимать родителей.
  • Теперь те, кому трудно понимать учителей.
  • Кому трудно понимать самого себя.
  • Кто хочет ещѐ оставаться ребѐнком?
  • Кто считает, что он уже вырос.

Методика «Самоидентификация». Целью является творческое самопознание учащихся. Детям предлагается пофантазировать и вообразить себя любой вещью (в другом варианте – животным, растением..) в зависимости от его настроения сегодня. Детям предлагается описать цвет и размер вещи, подвигаться, как если б она была живая.

Методика «Ассоциации». Задачи – Понимание самих себя детьми в игровом процессе.

Выполняя это задание, надо проявить творчество. Представь себе:
а) если бы ты был животным, то каким?
б) если бы ты был растением, то каким?
в) если бы предметом мебели (и так далее)

Литература

  1. Александровская Э.М., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие: Ч. 2 // Журнал прикладной психологии. 2001. № 1.
  2. Аллан Д. «Ландшафт детской души». - СПб -Минск, 1997.
  3. Битянова М.Р. адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка / М.Р. Битянова. - М., 1997. – 145 с.
  4. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе/ М.Р.Битянова. – М.: Совершенство, 1998. – 298 с.
  5. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации / В.Е. Каган // Вопросы психологии. — 1984. — №4. — С. 89-95.
  6. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2006. – 160 с.
  7. Осипова А.А. «Общая психокоррекция». – М., 2000.
  8. Шипицына Л. М., Хилько А. А., Галлямова Ю. С., Демьянчук Р. В., Яковлева Н. Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под науч. ред. проф. Л. М. Шипицыной. - СПб, 2003.- 240 с.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

22 апр 2016

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Криницына А.В. Психолого-педагогическое сопровождение творческого развития личности школьников // Проблемы творческого развития личности в системе образования: сб. науч. статей по материалам III всерос. науч.-практ. семинара, Москва, 31 марта 2016 г. / сост. А.В. Криницына. – М.: ФГБНУ ИХОиК РАО, 2016. – С. 97-104.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки