Разделы психологии:
Коротеева Елена Ивановна, док.пед.наук, проф. Московский государственный институт культуры, кафедра Режиссуры и мастерства актѐра
Первое. С точки зрения художественно-эстетического восприятия окружающего мира молодѐжью, показательной выборкой для формирования направлений педагогической работы является та часть молодѐжи, которая избрала своей профессиональной деятельностью сферу искусств.
И это должно оставаться предметом пристального внимания художественно-педагогической мысли настоящего времени.
Второе. В эпоху формирования советской системы образования ориентиры в художественно – эстетическом развитии детей и молодѐжи были прописаны с большим пафосом и преувеличением, но хронически недостаточно подкреплялись педагогическими кадрами и практической работой в школе. Этому препятствовали годы послереволюционной разрухи, ускоренная индустриализация, разрушающая вековые устои жизни народа коллективизация, годы отечественной войны, поглотившие человеческие ресурсы во имя победы, концентрация всех сил общества для восстановления страны после войны, годы застоя и распада СССР.
В настоящее время художественно-педагогические ориентиры сформулированы с большим профессиональным осознанием, анализом и выводами, построенными исключительно на практике экспериментальной работы, но без какой-либо реализации в массовой общеобразовательной сфере.
Таким образом, внедрение художественного творчества в повседневную практику школ на должном уровне не осуществляется и сегодня. Данный факт отражается особенно ярко на подготовленности современной молодѐжи, вступившей на путь профессионального обучения.
Особенно негативно последствия данной ситуации проявляются на фоне развития синтеза искусств в современной театрально-постановочной деятельности, когда появляются сочетания, например, балета с элементами художественной акробатики, утилитарная атрибутика автомобилей, унитазов появляется в классическом репертуаре театров и т.д. И всѐ это происходит на фоне сценического буйства цветовых, световых и звуковых эффектов в ущерб укреплению духовно-чувственной сферы, как зрителей, так и исполнителей, что дает разрушение, а не познание.
Тенденция синтетического ресурса искусства носит глубокий позитивный характер, но без профессионального осмысления возможностей взаимодействия их, этот синтез может не усиливать задуманный художественный образ, а разрушать его, превращая сценическое действие в художественную неопределѐнность, если не сказать грубее.
Во избежание усугубления подобной ситуации, сейчас и немедленно необходимо возмещение утраченных в годы школьного обучения пробелов, хотя бы в период получения молодѐжью высшего образования.
Надо понимать и помнить, что молодѐжь распадается на многомиллионных зрителей - потребителей искусства и его носителей – людей мира искусств. Драматизм современного общества в том, что масса потенциальных зрителей выпадает из этого круга, живя бездуховно, питаясь эрзацами культуры через попсу, стриптиз, ночные клубы и другие сомнительные массовые зрелища, тиражируемые современными средствами коммуникаций.
Третье. Перейдя к педагогической практике, скажем, что многие задачи создания сценического образа помогают решать знания из области изобразительного искусства. Например, противоречивость характера образа можно усилить сочетанием тѐмного и светлого, сочетанием цветовых и световых пятен, в декорациях спектакля, в костюмах актѐров, гриме и т.д. Сценическое действие драматического героя может усиливаться игрой и изменением яркости и динамике света. Целенаправленное передвижение световых и цветовых пятен обеспечивает восприятие зрителями смысловых и сюжетных черт героя. Всѐ это требует не только высокой культуры, но и наличия соответствующих знаний, как у исполнителей, так и у зрителей. А это должно произрастать в них из школьного общеобразовательного учреждения.
Четвѐртое. И если раньше традиционно всѐ эти задачи были разделены между художником, костюмером, гримѐром, осветителем и т.д. – то есть, как бы отделены от актѐра, то сегодня знания и практические навыки в области художественно-изобразительной деятельности необходимы и самому исполнителю. Поскольку в этих условиях он становится не только исполнителем в отдельных мизансценах, но и соучастником создания всего психолого-эстетического образа спектакля.
Вот почему будущим актѐрам необходимо изучение и использование на практике законов художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративного искусства, объѐмной пластики и т.д.
Вместе с тем, практика показывает, что для современных студентов театральных факультетов овладение необходимыми для профессии навыками изобразительного искусства представляет определѐнную трудность. Мы склонны утверждать, что истоки данной проблемы кроются в годах школьного образования, когда молодые люди не смогли обрести должный опыт и знания.
Пятое. Для реализации названной сверхзадачи обучения необходимо внедрение в практику подготовки будущих актѐров дисциплины, объединяющей в своѐм содержании общие основы теории и практики изобразительного искусства (цветоведения, эмоционально-образного языка живописи, графики, композиции, особенностей выразительности и контраста пропорций, работы с фактурами, силуэтом, формой, объѐмом и т.д.).
Постижение основ станкового искусства, обеспечит в будущей профессиональной деятельности гармонизацию создаваемых образов посредством синтеза искусств, способностью свободного ощущения себя в пространстве сцены.
Шестое. Возвращаясь к практике, скажем, что даже первоначальные знания и навыки в обозначенном направлении, положительно влияют на общую эмоциональную активность студентов, формируют приподнятое настроение и интерес к заново осваиваемому виду творческой деятельности, в котором они могут дополнительно выразить себя как творцы и созидатели художественных образов.
При таком обучении они приобретут знания, которые позволят в дальнейшем перейти от интуитивно случайного к осознанно обоснованному использованию средств художественной выразительности в работе по сценическому перевоплощению.
Седьмое. Кроме этого, необходимо заметить, что преимущества знаний в области художественно–изобразительного искусства имеют огромное значение в работе культурных учреждений для слабослышащих и глухонемых людей.
Например, вполне очевидно, что цветосмешение меняет внешний облик человека, что позволяет детям увидеть на сцене сказочные превращения, например, гадкого утѐнка в белого лебедя, Золушки в принцессу. Для взрослых – смену настроения героя, усиление черт его характера, настроения, что наглядно подкрепляет эмоциональную выразительность образа.
В заключении скажем, что недооценка современными актѐрами и постановщиками возможностей языка художественной выразительности станкового искусства, ведѐт в целом, к обеднению культурно-накопительного потенциала народа и как следствие, отставание в системе ценностей и своей идентификационной значимости в мире.
Комментарии
Добавить комментарий