Рубцов Виталий Владимирович - доктор психологических наук, профессор, академик РАО, директор Психологического института РАО, ректор Московского городского психолого-педагогического университета, Президент ФПОР, вице-президент РПО
Как бы Вы могли оценить состояние современной российской психологии?
Отечественная психология занимала и продолжает занимать ведущие позиции по основным направлениям исследований и разработок в комплексе наук о человеке. Вместе с тем требуется серьезное методологическое осмысление всей системы этих и целого ряда новых направлений современной психологии.
В настоящее время есть определенные тенденции как к распылению, так и к неправомерному расширению некоторых направлений. Появляются также новые методы и технологии психологической работы. Психология все дальше уходит в социальную работу. И это требует профессиональности, систематизации и научного осмысления.
Какие теории и направления современной психологии представляются Вам наиболее значительными?
По степени значимости среди многих других психологических направлений, а также в связи с деятельностью Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России», президентом которой я являюсь уже в течение 11 лет, условно можно выделить три основных направления:
Во-первых, это – психология современного детства. Последние исследования в области детской и возрастной психологии выявили новые закономерности в психологическом и психофизиологическом развитии ребенка, в частности, в области развития и работы высших психических функций, что предполагает принципиально новый взгляд на психологию обучения и развития современных детей. Без соответствующих знаний строить «Новую школу» невозможно.
Во-вторых, это – практическая психология образования. Введение новых государственных стандартов общего образования, ФГОС высшего профессионального образования, основанных на психологической теории деятельности и культурно-исторической психологии, принципиально меняют функционал работы школьного психолога. Деятельностная психология становится научной основой, на которую опираются педагоги и психологи, работающие с современными детьми.
В-третьих, это – психологическая подготовка современного учителя. Нет надобности комментировать значимость этого направления.
Назовите наиболее значимые имена отечественных психологов?
Список таких ученых составить не так-то просто. По нашему мнению, весьма значимыми на сегодняшний день являются работы: В.М. Аллахвердова, А.Г. Асмолова, И.А. Баевой, Т.Ю. Базарова, В.А. Барабанщикова, М.М. Безруких, Б.С. Братуся, Ф.Е. Василюка, Б.М. Величковского, Е.Н. Волковой, Э.В. Галажинского, Л.А. Головей, Г.Г. Граник, В.А. Гуружапова, А.Н. Гусева, Е.Г. Дозорцевой, А.И. Донцова, И.В. Дубровиной, М.С. Егоровой, С.Н. Ениколопова, П.Н. Ермакова, А.Л. Журавлева, Ю.М. Забродина, И.А. Зимней, В.П. Зинченко, Ю.П. Зинченко, М.К. Кабардова, А.Б. Леоновой, Н.А. Малафеева, С.Б. Малых, А.А. Марголиса, В.И. Маросановой, Т.Д. Марцинковской, С.Н. Мещеряковой, В.С. Мухиной, Н.Н. Нечаева, Е.Н. Поливановой, В.А. Пономаренко, А.М. Прихожан, А.А. Реана, Е.С. Романовой, В.И. Слободчикова, С.Д. Смирнова, Е.О. Смирновой, Г.В. Солдатовой, Т.А. Строгановой, Н.В. Тарабриной, А.Ш. Тхостова, Д.В. Ушакова, Н.П. Фетискина, Л.А. Цветковой, А.С. Чернышева, В.Д. Шадрикова, Е.И. Щеблановой, Б.Д. Эльконина, В.С. Юркевич.
Какие события и персоны повлияли на Ваше профессиональное становление?
Из личностей – в первую очередь это мои учителя: В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, А.С. Арсеньев, Ф.Т. Михайлов, Г.П. Щедровицкий. Опыт работы в философии и деятельностной психодидактике с этими гигантами бесценен.
Каков Ваш прогноз развития психологической науки и практики на ближайшие десять лет?
Укрепление и становление практико-ориентированной психологической науки.
В чем Вы видите миссию РПО? Что бы Вы могли пожелать психологическому сообществу накануне съезда?
В объединении различных направлений исследований в психологии.
Профессиональное сообщество (РПО) может повлиять на развитие компетенций молодых ученых?
Бесспорно – это должно стать приоритетной задачей профессионального сообщества.
Комментарии
Добавить комментарий