Одной из исходных точек этого доклада является тезис Льва Семеновича Выготского о том, что обучение ведет за собой развитие. Опираясь на этот тезис, мы раскрываем перед собой веер возможностей дальнейших действий, мы можем способствовать развитию в частности или в целом через обучение, можем преодолевать конкретные трудности, или общую запущенность. Все это возможно благодаря ведущей роли обучения. Применяя технологии рефлексивно-деятельностного подхода в самых разных случаях нарушения или задержки развития, мы обнаружили, что хоть каждый раз совместная деятельность ученика и консультанта является учебной, эффект занятий выходит за границы учебной деятельности, влияет на разные сферы жизни. Изначально такие результаты интерпретировались как «побочные эффекты» работы. Однако, с течением времени мы изменяли фокус анализа результатов работы, благодаря чему «побочный эффект» встал в один ряд с изначально запрашиваемым результатом. Автор доклада предпримет попытку раскрыть этот новый взгляд на работу в рефлексивно-деятельностном подходе с помощью понятия зона ближайшего развития.
В рефлексивно-деятельностном подходе мы работаем над преодолением трудности в учебной деятельности. Благодаря сотрудничеству и полноценному взаимодействию, ученик опосредует способы по преодолению трудности, которые изначально находятся на стороне взрослого, т.е. изначально они лежат в зоне актуально недоступного для ученика. При выстраивании взаимодействия и формировании общей деятельности эти способы переходят в зону ближайшего развития, т.к. ученик начинает использовать их с помощью взрослого. И после полного опосредования способы работы переходят в зону актуального развития. Способы, которые опосредует ученик, являются достаточно универсальными в использовании – общий анализ данных, рефлексия полученного опыта, планирование, обобщение опыта и т.д. Таким образом, мы достигаем некоторый положительный эффект в области учебной деятельности, но способы, которыми этот эффект достигается, распространяются на разные сферы деятельности, буквально ученик начинает думать и действовать по-другому. Возникает общий эффект развития, который ярче всего отражается с помощью многовекторной модели развития. Работая в зоне ближайшего развития, мы помогаем ученику вырабатывать собственный ресурс, расширение личного ресурса дает возможность расширить и зону ближайшего развития, т.к. все большее количество задач может быть разрешено с помощью. Таким образом, веер векторов развития раскрывается, расширяется и усложняется.
Довольно часто в нашей практике мы сталкиваемся с «трудными» случаями, когда у ученика полностью отсутствует мотивация к обучению, или присутствует сильный страх ошибки, парализующий всю деятельность, или есть невозможность выстроить правильное взаимодействие с учителем, родителями. С одной стороны, эти проблемы непосредственно касаются учебной деятельности, но с другой – корни этих проблем находятся гораздо глубже. Начиная работать с такими случаями, мы не ставим сверхцелей, наша задача заключается в выработке все тех же ресурсов к преодолению трудностей, это позволяет ученику переживать ситуации успеха, анализировать свои действия и менять их на примере конкретных задач. Консультант лишь помогает опосредовать способы преодоления конкретных учебных трудностей, но благодаря тому, что эти способы универсальны, они используются не только при преодолении учебных трудностей, но и при решении более комплексных и сложных задач. Этот эффект мы обозначаем как терапевтический. Одной из главных задач терапевтического процесса является создание или актуализация ресурса клиента, чтобы у него фактически возникли силы для решения проблемы. Именно этой цели мы достигаем при работе над конкретными учебными задачами. Таким образом, терапевтический эффект работы по преодолению учебных трудностей средствами рефлексивно-деятельностного подхода заключается в актуализации необходимого ресурса, который позволит ученику столкнуться с более сложной проблемой и попытаться ее разрешить, либо запросить помощь для решения.
Комментарии
Добавить комментарий