Есть действительность в окружении ребёнка, которая имеет циклическое устройство. Представления о циклических событиях и процессах являются основой для упорядочивания и построения картины мира. Осваивая циклы действительности, ребёнок начинает ассимилировать способ действия. Эти представления лежат в основе интеллектуального развития детей.
Мы полагаем, что цикл является не просто последовательностью определённых событий и их повторением. Цикл имеет диалектическую структуру: он представляет собой движение из одной противоположности к другой через переходное опосредующее состояние и возвращение в исходную точку через противоположное переходное состояние.
Есть исследования, посвящённые изучению того, как развиваются циклические представления в ситуации нормального развития (Романова Е.В.). Наше исследование было посвящено изучению представлений о циклических процессаху дошкольников с особенностями развития.
Нами была разработана методика диагностики характера представлений о циклических процессах у дошкольников с особенностями развития. Экспериментатор предлагал детям игрушку–куклу, вокруг которой последовательно разворачивались несколько разных динамических ситуаций, моделирующих типичные для ребёнка часто повторяющиеся циклические процессы: одевание–раздевание, приём пищи, игру, суточные и сезонные явления и т.п. Ребёнок должен был совершить выбор подходящего для данного цикла объекта, при этом один из предлагавшихся предметов соответствовал разворачивающемуся циклу, а другой нарушал его структуру. Также мы провели психолого–педагогическое обследование детей по методике диагностики, разработанной Стребелевой Е.А.
В исследовании участвовали дети–дошкольники с сохранным интеллектом в возрасте 3–4 лет, посещающие обычную группу детского сада, а также дети с нарушениями интеллекта в возрасте 4–6 лет, посещающих структурное подразделение «Лекотека».
Мы обнаружили, что у детей с особенностями интеллектуального развития доминирует натуральный тип представлений о циклических процессах. У них наблюдаются нарушения структуры цикла. Также в их представлениях цикл отражается фрагментарно. Также нами была обнаружена связь уровня развития представлений о циклических процессах с уровнем развития интеллекта.
Комментарии
Добавить комментарий