М. Мартыненко Институт психологии им. Л.С. Выготского РГГУ Россия, Москва [1]
В предыдущих исследованиях нами было показано, что в дошкольном возрасте использование символических средств является эффективным для освоения нового для детей содержания. Нас интересовал вопрос о том, какую роль символическое опосредствование занимает в образовательной деятельности младших школьников. Мы хотели сравнить эффективность использования символического опосредствования и знаковых средств в дошкольном и младшем школьном возрасте при освоении нового содержания.
Особое внимание мы уделили созданию ситуации, требующей использования символа в качестве познавательного средства, поскольку именно в ситуации неопределенности символ выступает в качестве средства ориентировки. В построении эксперимента мы опирались на работы Е.В. Субботского, К. Фельпс и Ж. Вули, Н.Е. Вераксы, в исследовании которых ситуация неопределенности моделировалась для детей особым образом. В нашем исследовании в качестве неопределенности мы решили выбрать явления, неоднократный опыт переживания которых имеют все дети. В то же время понимания структуры феноменов, их объяснения в реальной жизни у детей нет. В качестве содержания образовательной работы были выбраны агрегатные состояния вещества (пар, лед и т.д.). У детей есть эмпирический опыт, связанный с этим явлением, но они не имеют представления о его структуре. В построении формирующего исследования мы исходили из того, что символ является средством ориентировки в ситуации неопределенности. При этом ранее нами были выделены два вида символизации: объективная (то есть направленная на решение задачи в ситуации неопределенности) и субъективная, эмоциональная (ориентированная на символизацию отношения к ситуации).
Исследование состояло из нескольких этапов. На первом этапе была проведена диагностика регуляторных процессов участников с помощью русскоязычных версий субтестов нейропсихологического комплекса NEPSY II, познавательных процессов с помощью методики Цветные прогрессивные матрицы Равена, уровень развития креативности оценивался с помощью методики О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур». Для диагностики развития памяти была выбрана методика А.Р. Лурия «Десять слов». Исследование стратегий символизации было осуществлено с помощью методики «Подбери картинку» и «Необычное дерево». Также в группах дошкольников и младших школьников была проведена Социометрия в целях оценки развития коммуникативных способностей детей. По результатам диагностики как дошкольники, так и младшие школьники были разделены на 2 группы, уравненные по уровню развития регуляторных, познавательных и коммуникативных способностей для проведения формирующих занятий.
На втором этапе исследования были проведены формирующие занятия, направленные на освоение понятия агрегатного состояния вещества с помощью преобладающих символических и знаковых средств (экспериментальная группа) или же только знаковых средств (контрольная группа). В каждой группе было проведено по 5 занятий.
На третьем этапе исследования был проведен посттест, который состоял из вопросов. позволяющих выявить уровень освоения понятия агрегатного состояния вещества во всех подгруппах.
В исследовании приняли участие 46 воспитанников подготовитель‑ ной группы детского сада и 25 учеников первого класса в г. Москвы.
По итогам анализа полученных результатов можно говорить о том, что символизация у дошкольников носит в значительной степени эмоциональный характер, в то время как у младших школьников она приобретает познавательную направленность. Можно с уверенностью сделать вывод о том, уровень выполнения заданий посттеста в группе «символизации» действительно выше, чем в группе «знаковых средств». Как младшие школьники, так и дошкольники, которые обучались с помощью символических средств, более успешно отвечали на задания посттеста. Как оказалось, дети, испытывающие сложности в освоении материала с помощью знаковых средств, смогли освоить его с помощью средств символических. Для детей со средним уровнем познавательного развития использование символов в обучении оказалось весьма эффективным.
Результаты исследования показывают, что на первый план в дошкольном возрасте выступают регуляторные функции, в состав которых входят и коммуникативные функции, и символическое опосредствование. В младшем школьном возрасте качественно меняется процесс символического опосредствования. Он приобретает познавательную направленность и включается в состав механизмов творчества, обеспечивающих ориентировку в ситуации неопределенности.
Таким образом, в ходе исследования выявлено отличие места символического опосредствования в системе высших психических функций ребенка. Это различие обусловлено характером ведущей деятельности: в одном случае игровой, а в другом - учебной. В первом случае процесс символизации носит эмоциональный характер, а во втором - он приобретает познавательный характер и входит в систему творческих процессов.
Литература
- Веракса А.Н. Роль символического опосредствования в познавательной деятельности младших школьников (на примере освоения определения функции на уроках математики). Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2009. — №2. — 31–44.
- Веракса А.Н. Формы знаковой и символической репрезентации в познавательной деятельности младших школьников — Культурно– историческая психология, 2009, 1.
- Веракса Н.Е. Особенности преобразования противоречивых проблемных ситуаций дошкольниками // Вопросы психологии. 1981. №3. С.123–127
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.3. Проблемы развития психики / Под ред. А.М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. 368с.
- Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. — М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1996
- Репина Т.А. Социально–психологическая характеристика группы детского сада. М.: Педагогика, 1988.
- Равен Дж. К., Корт Дж. Х., Равен Дж. Руководство к Прогрессивным Матрицам Равена и Словарным Шкалам: Раздел 2: Стандартные Цветные матрицы (включая параллельные версии Теста): 2–е изд., стереотип.: Пер. с англ. М.: Когито–Центр, 2009. 77с.
- Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. — М.: ЭКСМО, 1999.
- Субботский Е. В. Строящееся сознание. М.: смысл, 2007. 424с.
- Cheie L., Veraksa A., Zinchenko Y., Gorovaya A., Visu–Petra L. (2014) A cross–cultural investigation of inhibitory control, generative fluency, and anxiety symptoms in Romanian and Russian preschoolers. Child Neuropsychology, 1.
- Korkman M., Kirk U., Kemp S. L. NEPSY II. Administrative manual. San Antonio, TX: Psychological Corporation. 2007.
- Leslie A. Pretense and Representation: The Origins of «Theory of Mind» // Psychological Review. 1987. №4. 421–426.
- Lillard A. S. Pretend Play Skills and the Child’s Theory of Mind // Child Development. 1993. №64. P.348–371.
- Oers B. van. Emergent mathematical thinking in the context of play // Educ. Stud Math. 2010. № 74. P.23–37.
- Phelps K. E., Woolley J. D.The Form and function of young children’s magical beliefs // Developmental Psychology. 1994. №3. P.123-152.
[1]Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ 14–06–00711
Комментарии
Добавить комментарий