Благодаря речи индивидуальное сознание каждого человека, не ограничиваясь личным опытом, собственными наблюдениями, через посредство языка питается и обогащается результатами общественного опыта; наблюдения и знания всех людей становятся или могут благодаря речи стать достоянием каждого. Один из видов речи - диалог. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли; слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки.
В процессе диалога ребенок учится устанавливать контакт с другим, поддерживать разговор, учитывать позицию другого. Но последнее не всегда удается и тогда могут возникнуть ситуации столкновения мнений.
Разрешение подобных ситуаций предполагает возможность увидеть противоречие в такой ситуации и сделать выбор того, что ребенку ближе, что он считает правильным, к чему склонен, т.е. самоопределиться.
Мы предполагаем, что одним из факторов, который влияет на способность решать проблемно–речевые ситуации, может служить диалогическая речь, в частности, уровень овладения диалогической речью, т.е. чем выше уровень диалогической речи, тем лучше ребенок решает проблемно–речевую ситуацию.
Гипотеза нашего исследования заключается в том, что существует взаимосвязь между уровнем диалогической речи и способностью решать проблемно–речевые ситуации в дошкольном возрасте.
В данном исследовании мы измеряли уровень диалогической речи и ее связь со способностью решать проблемно–речевые ситуации, которая складывается из умения увидеть несоответствие и способности децентрироваться при описании.
Для измерения этих параметров мы пользовались следующими методиками: методика на выявление уровня овладения диалогической речью (Арушанова А.Г.); методика «Пиф». Данная методика была разработана нами и направлена на выявление способности решать проблемно–речевые ситуации в дошкольном возрасте.
В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста (из старшей и старшей логопедической группы).
Анализ теоретических исследований позволил предположить о взаимосвязи уровня развития диалогической речи и способности решать проблемно–речевые ситуации детьми дошкольного возраста, но на практике гипотеза нашего исследования не подтвердилась, что может свидетельствовать о том, что способность решать проблемно–речевые ситуации — самостоятельный феномен, не связанный с диалогической речью. Тема проблемно–речевых ситуаций еще не в полной мере освещена, что позволяет нам думать о дальнейших направлениях исследования.
Комментарии
Добавить комментарий