М.Э. Нагиева Институт психологии им. Л.С. Выготского РГГУ Россия, Москва
Гипотеза: уровень воображения прямо пропорционален уровню самооценки личности, (чем выше уровень самооценки личности, тем выше уровень воображения).
Цель: выявить зависимость уровня воображения от уровня самооценки.
Единица анализа: детское воображение, уровень самооценки личности, связь между ними
выборка: примерно, сто детей от 9 до 13 лет. (Половина из них учащиеся средней школы, вторая половина - из лицея с углубленным изучением иностранных языков).
Методики: методика О.М. Дьяченко «Дорисовывание», методика Будасси «Самооценка»
Тема уровня детского воображения нашла отклик в работах О.М. Дьяченко, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, С.Д. Владыченко, В.Вундта, Э.В. Ильенкова и др. Почти вся человеческая материальная и духовная культуры являются продуктом воображения людей. воображение также играет роль в развитии и совершенствованию человека, как вида. Оно выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает о прошлом и открывает будущее.
Тему самооценки личности затронули К. Роджерс, С.Л, Рубенштейн, Л.И. Божович, М.И. Лисина, Э. Эриксон и пр. Самооценка рассматривается, как важнейшее личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции человеком своего поведения и деятельности, как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий качественное своеобразие его внутреннего мира.
Известно, что как воображение, так и уровень самооценки являются важнейшими составляющими при формировании личности. Благодаря воображению, человек способен «вырваться» за пределы сиюминутного существования, может предвосхитить то или иное предстоящее событие. Почти все, что мы имеем на сегодняшний день, является продуктом воображения. Самооценка способна в значительной степени влиять на личности. Самооценка помогает человеку определить свое место в мире. Это его самоопределение. Осознав, насколько эти два составляющих важны при формировании личности, возникает вопрос: а связаны ли они между собой? Цель нашей работы проследить их взаимосвязь, в результате чего доказать или опровергнуть гипотезу.
Вывод: в ходе проведенной работы, цель была доказана: действительно, дети с более высоким уровнем воображения имели более высокий уровень самооценки, в то время, как обладатель низкой самооценки не могли похвастаться высоким уровнем воображения.