Модель

МОДЕЛЬ

Модель (англ. model) (в широком понимании) - упрощенный мысленный или знаковый образ к.-л. объекта или системы объектов, используемый в качестве их «заместителя» и средство оперирования. В естественных науках Модель называют описание объекта средствами некоторой научной теории.

Модель в фундаментальных и в прикладных науках обычно связываются с применением моделирования, т.е. с выяснением (или воспроизведением) свойств к.-л. объекта, процесса или явления с помощью др. объекта, процесса или явления - его М. Такая процедура требует выполнения определенных правил и предъявляет требования и к самой М. К числу этих требований относятся: отношение М. и моделируемого объекта относительно свойств и аспектов функционирования, интересующих исследователя, обладает свойствами рефлексивности (любой объект является собственной моделю), симметричности (объект является моделью модели), транзитивности (любая М. модели есть Модель исходного объекта). Такие свойства задают классы М. Но для все более распространяемого подхода, когда задачей является выбор одной наилучшей М., они чересчур широки. В этом случае (когда модель применяется не только с целью получения объяснений различных явлений, но и для предсказания интересующих исследователя явлений) обычно вводится понятия настройки М. (нормализации или уточнения ее параметров применительно к конкретной задаче) и критериев адекватности М. Сравнивая эффективность оптимально настроенных конкурентных М., производят выбор наилучшей среди них. Существенную роль при этом играют экспериментальные данные - факты и априорная информация. По мере распространения технологии вычислительного эксперимента такой подход становится все более распространенным. (Б.Н. Еникеев)

модель

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

нет значения и толкования слова

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Модель

  1. Представление, которое отражает, дублирует, имитирует или некоторым образом иллюстрирует образец отношений, наблюдаемых в данных или в природе. Модель может быть чисто механической, типа тех, которые часто конструировались, чтобы представить работу уха; математической, такой как в математической психологии; или даже сложным соединением того и другого, как в исследованиях искусственного интеллекта. Когда используется в этом смысле, "модель" становится видом мини-теории, характеристикой процесса, и в этом случае ее ценность и полезность определяются предсказаниями, которые можно делать с ее помощью, и ее ролью в руководстве и развитии теории и исследовании.
  2. Идеал, стандарт, пример, установленный как достойный имитации или копирования. В теории социального научения понятие модели в этом смысле играет важную роль, так как признано, что социализация большей частью происходит через имитацию поведения ролевой модели. См. Моделирование.

предметная область термина

МОДЕЛЬ СТРУКТУРЫ ИНТЕЛЛЕКТА (structure-of-intellect model) - обнаруживает тесные связи с тем, что сейчас называют когн. психол. и освещает широкий спектр важных концепций восприятия, научения, памяти, логического вывода, творческого мышления, решения задач и принятия решений. М. с. и. определяет интеллект как систематизированную совокупность способностей или функций для обработки разного рода единиц информ. различными способами. Термин способность (ability) используется в контексте индивидуальных различий, а термин функция - в контексте поведения индивидуума. Каждая базовая способность структуры интеллекта обладает тремя качествами или имеет три грани. Это однозначно определяемый тип операции, тип информационного содержания и тип информационного продукта или формы. Каждая способность характеризуется своим неповторимым соединением одного типа операции с одним типом информ., дающим в результате продукт определенного типа. Если множество из пяти типов операций умножить на множество из пяти типов информационного содержания и, далее, на множество из шести типов продукта (созданного мозгом), получается 150 возможных, однозначно определенных способностей, примерно 2/3 из к-рых были подтверждены факторным анализом. Математически эта разновидность модели наз. произведением множеств. Кроме обеспечения логического и систематизированного рассмотрения интеллекта, М. с. и. предлагает информ. по использованию тестов и интерпретаций показателей при оценке интеллектуального уровня конкретных лиц. Она тж освещает мн. аспекты когн. психол. в целом, предоставляя в распоряжение исследователей систему недвусмысленных понятий.

Есть основания считать, что способности структуры интеллекта различимы даже в очень раннем возрасте. По причине слабой корреляции между мн. парами базовых или первого порядка способностей, существуют факторы высшего порядка, отображающие до нек-рой степени более широкие способности второго и третьего уровней обобщения. Полностью отсутствуют доказательства существования общего фактора (единой способности). См. также Дифференциальная психология, Факторный анализ, Теоретическая психология Дж. П. Гилфорд

МОДЕЛЬ ЖЕНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ К.ХОРНИ - в работах, написанных в 20-30-хх годах ХХ в. "Женская психология", "Проблемы женского мазохизма", "Конфликты с матерью", "Переоценка любви" и др. одна из основательниц гуманистического психоанализа К.Хорни уделяла большое внимание культурным факторам и рассматривала их в качестве источника женских проблем и проблем идентичности женщины в целом. Она видоизменила фрейдовскую теорию, которая, по ее мнению, обесценивала все женское. В своих эссе о женской психологии Хорни стремилась показать, что девушки и женщины имеют присущие им биологическую конституцию и паттерны развития, которые должны быть поняты и осознаны, исходя из женской точки зрения, а не только как производная предполагаемой женской неполноценности по сравнению с мужчинами или как результат отличия женщин от мужчин. Хорни определила ряд социальных условий, делающих женщин более склонными к мазохизму, чем мужчин. Эти условия не универсальны, некоторые общества менее благоприятны для развития женской индивидуальности, чем другие.

БИОЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ (bioecological model) - подход, подчеркивающий динамичность и взаимозависимость двух факторов процесса развития человека, начало которого закладывается генетическими данными, а развитие происходит в результате их взаимодействия с различными элементами окружающей среды.

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки