КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского
Культурно-историческая теория - концепция психического развития человека, разработанная в 20-30-е гг. Л.С. Выготским при участии его учеников А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия. При формировании К.-и. т. ими был критически осмыслен опыт гештальтпсихологии, французской психологической школы (прежде всего Ж. Пиаже), а также структурно-семиотического направления в лингвистике и литературоведении («формальная школа» в литературоведении (ОПОЯЗ) и др.).
Первостепенное значение имела ориентация на марксистскую философию. Согласно Культурно-исторической теории, главная закономерность онтогенеза психики состоит в интериоризации ребенком структуры его внешней, социально-символической (т.е. совместной со взрослым и опосредствованной знаками) деятельности. В итоге прежняя структура психических функций как «натуральных» изменяется - опосредствуется интериоризованными знаками, психические функции становятся «культурными». Внешне это проявляется в том, что они приобретают осознанность и произвольность. Тем самым интериоризация выступает и как социализация. В ходе интериоризации структура внешней деятельности трансформируется и «сворачивается», с тем чтобы вновь трансформироваться и «развернуться» в процессе экстериоризации, когда на основе психической функции строится «внешняя» социальная деятельность. В качестве универсального орудия, изменяющего психические функции, выступает языковой знак - слово. Здесь намечается возможность объяснения вербального и символического (см. Символ) характера когнитивных (познавательных) процессов у человека.
Культурно-историческая теория на общепсихологическом уровне и с иных методологических позиций выдвинула проблематику, к к-рой обратились символические интеракционисты (см. Интеракционизм) и сторонники гипотезы Сепира-Уорфа (см. Лингвистической относительности гипотеза). Для проверки основных положений Культурно-исторической теории Л.С. Выготским с сотрудниками была разработана «методика двойной стимуляции», с помощью к-рой моделировался процесс знакового опосредствования, прослеживался механизм «вращивания» знаков в структуру психических функций - внимания, памяти, мышления.
Частным следствием К.-и. т. является важное для теории обучения положение о «зоне ближайшего развития» - периоде времени, в к-ром происходит переструктурирование психической функции ребенка под влиянием интериоризации структуры совместной со взрослым, знаково-опосредствованной деятельности. К.-и. т. подвергалась критике, в том числе со стороны учеников Л.С. Выготского, за неоправданное противопоставление «натуральных» и «культурных» психических функций; за понимание механизма социализации как связанного преимущественно с усвоением знаково-символических (языковых) форм; за недооценку роли предметно-практической деятельности человека. Последний аргумент стал одним из исходных при разработке учениками Л.С. Выготского концепции структуры деятельности в психологии.
В настоящее время обращение к К.-и. т. связано с анализом процессов общения, с изучением диалогического характера ряда когнитивных (связанных с познанием, процессов (см. Диалог), с использованием в психологии аппарата структурно-семантических исследований.
Словарь практического психолога. С.Ю. Головин
Культурно-историческая теория - см. Теория культурно-историческая.
Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.
нет значения и толкования слова
Оксфордский толковый словарь по психологии
нет значения и толкования слова
предметная область термина
назад в раздел : словарь терминов / глоссарий / таблица
Комментарии
Добавить комментарий