Google поисковик - всему голова
Жизнь надо прожить так, чтобы об этом знал Google!
Интернет все больше становится похож на члена нашей семьи, установили американские психологи. И ничего хорошего в этом нет: надежда на «поисковик ГУГЛ» негативно влияет на человеческую память.
Исследуя взаимодействие людей в различных группах, "Когнитивная психология" утвердилась во мнении, что память, как и вообще интеллект, неотъемлемой частью которого она является, представляет собой феномен распределенного обмена. Другими словами, обмен памятью является таким же важным условием функционирования социума, как обмен материальными (семья, хозяйство, экономика) и символическими (суждения, навыки, делегирование социальных статусов и т. д.) ресурсами.
Понятие transactive memory («переходная» или «кочующая память» ) стало обозначать одну из общепринятых функциональных разновидностей человеческой памяти наряду с образной, логической, моторной, эмоциональной и автобиографической памятью.
С момента, когда был открыт и исследован феномен «кочующей памяти», прошло тридцать лет. За это время, особенно после широкого распространения мобильных устройств, подключенных к сетевым информационным службам, произошла настоящая революция в области добывания информации и обмена ею.
Чтобы выяснить, как доступ к интернету влияет на функционирование нашей памяти (и влияет ли вообще), группа психологов из Колумбийского и Кембриджского университетов, включая введшего в научный оборот термин «кочующая память» профессора Дэниэла Вегнера, провела над своими студентами серию когнитивных экспериментов. Результаты опытов были опубликованы на этой неделе в Science (академический журнал Американской ассоциации содействия развитию науки AAAS).
Как и следовало ожидать, влияние компьютерных поисковых систем и внешней сетевой памяти на информационные транзакции, осуществляемые индивидуальной памятью, оказалось весьма значительным.
Согласно результатам опытов, влияние интернета на работу памяти оказалось первостепенно важным. Испытуемые, озадаченные трудными вопросами, в первую очередь начинают думать о компьютерах и выказывают большую забывчивость, зная, что информация будет всегда доступна. А также предпочитают запоминать не саму информацию, а место, где ее можно отыскать.
Эксперименты представляли собой замысловатые тесты на запоминание и узнавание несложных предложений, от довольно простых заданий (студенты должны были запомнить 40 фраз, и по мере их демонстрации на мониторе вбивать тексты фраз в соседнее окно, при этом половина испытуемых знала, что набранные тексты будут стерты программой, а другая – что программа сохранит тексты) до сложных (фразы, предназначенные для запоминания, отправлялись в ту или иную папку, и в конце, вспоминая фразы, участники должны были определить в какую).
Во всех случаях память испытуемых оказалась сильно зависимой от доступных внешних резервуаров информации, то есть «кочующей памяти», из чего авторы делают вывод, что основным социальным агентом «кочующей памяти» становится постепенно интернет.
Сеть начинает играть роль авторитетного эксперта. Особо показателен первый эксперимент, где использовался так называемый эффект Струпа – открытый в 30-х годах психологом Дж. Ридли Струпом когнитивный конфликт в процессе определения цвета шрифта и значения слова. Тест Струпа вызывает диссонанс между правым (образным) полушарием, определяющим цвет, и левым (логическим), определяющим значение слова в ситуации, когда слово «синий» набрано, например, красным шрифтом. Проблема объясняется тем, что мозг с разной скоростью обрабатывает цветовую и логическую информацию, при этом цвет слова распознается тем медленнее, чем больше его значение перетягивает на себя внимание левого полушария мозга.
Предложив студентам ответить на серию простых и сложных вопросов, психологи обнаружили, что после группы трудных вопросов испытуемые значительно медленнее определяли цвета слов, обозначающие компьютерные термины и поисковые системы (Google, Yahoo, screen, browser, modem, keys, internet, computer и т. д.), чем после серии легких, при этом компьютерные словечки для верности были случайным образом перемешаны с некомпьютерными.
Последний результат, по мысли авторов, объективно (тест Струпа инициализирует базовые нейрофизиологические механизмы интеллекта) указывает на компьютерную зависимость нашей памяти, испытывающей дефицит какой-либо информации: компьютер стал полноправным агентом коллективного обмена памятью наряду с семьей и социумом, а человек, в свою очередь, становится симбионтом компьютерных систем, все чаще предпочитая запоминать не саму информацию, а ссылку на место, где она находится.
Потеря связи с сетевым компьютерным агентом (дисконнект) все чаще означает для обладателя мобильного сетевого интерфейса десоциализацию и отчуждение от остального человечества – кочующей коллективной метапамяти.
До свидания, память! На смену приходит новый способ организации мышления Интернет-поисковик.
«Мы должны быть все время воткнуты в розетку, чтобы знать, что знает Google», а знает он - почти все!
назад в раздел Новости
Комментарии
Добавить комментарий