ФРАНЦУЗСКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
Французская социологическая школа (англ. French sociological school) - социологическая концепция, а также разработанный на ее основе общественно-исторический подход к психике человека. Выдвинута Э. Дюркгеймом (1858-1917) и Л. Леви-Брюлем, развита М. Гальбваксом, Ш. Блонделем. По Дюркгейму, человек - биосоциальное существо, в котором сосуществуют 2 начала: индивидуальное, его основой является организм, и социальное, которое формируется обществом. Общество - это независимая от индивидов вне- и надындивидуальная реальность. Оно доминирует над ними и служит источником всех высших ценностей. Общество - это совокупность коллективных представлений - общих идей, религии, правил морали, интеллектуальных операций, социальных норм и обычаев. Процесс «внедрения» коллективных представлений в индивидуальное Сознание толкуется как чисто духовный речевой процесс взаимодействия сознаний.
Леви-Брюль, опираясь на идею Дюркгейма о социальной обусловленности сознания, выдвинул учение о 2 типах мышления человека: логическом и пралогическом. Оба типа сосуществуют на всех ступенях развития общества, но у людей первобытного общества пралогическое мышление преобладает. Эти типы различаются как по содержанию (которым м. б. реальная объективная действительность или магическое, сверхъестественное), так и по своей логике (мышление, подчиняющееся причинно-следственным отношениям, или мышление, нечувствительное к противоречиям, подчиняющееся закону партиципации - сопричастности). В настоящее время фр. антрополог К. Леви-Стросс (р. 1908), работая в русле Французская социологическая школа, доказывает несостоятельность попыток противопоставить первобытное мышление современному и обосновывает положение о том, что в мышлении людей на всех этапах развития общества существует инвариантный слой - бинарные оппозиции (черное-белое, доброе-злое и т.п.), над которым надстраиваются исторически изменчивые уровни мышления.
Положение об обусловленности психики индивида общественным сознанием Гальбвакс применил к анализу явлений памяти, а Блондель - аффективно-волевой сфере человека. Под влиянием идей Блонделя и Леви-Брюля Ж. Пиаже в своих ранних работах развернул концепцию развития мышления ребенка. (А.Н. Ждан)
Психологический словарь. И. Кондаков
Французская социологическая школа
- Словообразование - происходит от лат. socialis - общественный, logos - учение.
- Категория - социологическая направление.
- Специфика - характеризуется общественно-историческим подходом к психике человека. Его представителями являются Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, М. Гальбвакс, Ш. Блондель.
По мнению Дюркгейма, "внедрение" коллективных представлений, выработанных обществом и представленных общими, религиозными, моральными, социальными идеями, правилами, нормами, в индивидуальное Сознание основано на чисто духовном речевом процессе взаимодействия сознаний.
На этой основе Леви-Брюль разработал учение о двух типах мышления человека - логическом и пралогическом, которые сосуществуют на всех ступенях развития общества, но в первобытном обществе преобладает пралогическое мышление.
Современный французский антрополог К.Леви-Стросс выдвинул положение о том, что в мышлении людей на всех этапах развития общества можно выделить константные структуры, в частности парные (диадные) структуры, представленные, например, полярными качествами черного - белого, доброго - злого. Постулат о детерминации психики индивида содержанием общественного сознания был проиллюстрирован на различном материале: Гальбвакс исследовал процессы памяти, Блондель - аффектов. Данное направление оказало влияние на Ж.Пиаже.
Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук
нет значения и толкования слова
Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.
нет значения и толкования слова
Оксфордский толковый словарь по психологии
нет значения и толкования слова
предметная область термина
назад в раздел : словарь терминов / глоссарий / таблица
Комментарии
Добавить комментарий