Результаты и корреляции теста Кеттелла и опросника Русалова на материале исследования обучающихся профессионального училища

А.К. Нуриахметов ФГБОУ ВПО Стерлитамакская государственная педагогическая академия имени З. Биишевой, г. Стерлитамак

Согласно теории интегральной индивидуальности, индивидуальность человека складывается из трех иерархических уровней: 1) система индивидуальных свойств организма, 2) система индивидуальных психических свойств, 3) система социально-психологических индивидуальных свойств (Моров, 2010).

В данной работе мы подробно рассмотрим систему индивидуальных психических свойств, которая включает в себя две подсистемы: психодинамические (свойства темперамента) и психические свойства личности. Свойства темперамента мы будем определять по классификации Владимира Михайловича Русалова (1990), а индивидуальные психические свойства – по показателям 16 факторного опросника Рэймонда Бернарда Кеттелла (Cattell, Mead, 2008).

Обе методики были использованы нами в ходе психолингвистического исследования (на базе одного из профессиональных училищ города Стерлитамака), целью которого было изучение интегральной индивидуальности обучающихся и места индивидуальных особенностей речи в ее структуре. Исследование включало в себя психологические тесты, выявляющие особенности различных уровней интегральной индивидуальности (тесты Кеттелла, Леонгарда, Стреляу, опросник Русалова, вопросник КОС), психолингвистические методики (ассоциативный эксперимент, тест Эббингауза) и энцефалограмму. Исследование проводилось в течение ноября–декабря 2010 года. Было протестировано 100 обучающихся мужского пола в возрасте 15–19 лет.

В данном докладе мы хотим представить результаты теста Кеттелла и опросника структуры темперамента Русалова, а также корреляционный анализ полученных нами данных. Цель работы – выявление взаимосвязей между показателями двух подсистем системы индивидуальных психических свойств интегральной индивидуальности обучающихся профессионального училища. Более полно результаты данного этапа исследования изложены в статье «Психолингвистические корреляты темперамента обучающихся учреждений начального профессионального образования» (Нуриахметов, 2011).

Результаты теста Кеттелла показали, что средние данные по шкалам у обучающихся профессионального училища находятся в пределах стандартного отклонения и согласуются с нормативами для данной возрастной категории (Методические указания.., 2001). Средние показатели опросника Русалова у данной референтной группы также сопоставимы с нормативными, либо обнаруживают стандартные отклонения от нормативов (там же).

После проведения и обработки тестов нами был проведен корреляционный анализ результатов по методике Кендалла (использована программа SPSS 17.0).

  • Корреляционный анализ выявил, что показатель эргичности по Русалову коррелирует со шкалой С теста Кеттелла (r=0,195; p≤0,05). Социальная эргичность коррелирует с целым рядом параметров теста Кеттелла: A (r=0,166; p≤0,05), В (r=0,166; p≤0,05), G (r=0,248; p≤0,01) и H (r=0,161; p≤0,05).
  • Показатель пластичности также обнаруживает несколько коррелятов. Это шкалы C (r=0,268; p≤0,01), G (r=0,160; p≤0,05), Н (r=0,162; p≤0,05), I (r=0,194; p≤0,05) и М (r=0,212; p≤0,01). Показатель социальной пластичности не имеет коррелятов среди показателей теста Кеттелла.
  • Темп имеет положительную корреляцию с показателями С (r=0,226; p≤0,01) и G (r=0,218; p≤0,01) и отрицательную – с показателем L (r=-0,157; p≤0,05). Социальный темп также коррелирует с рядом шкал. Анализ показал наличие положительной корреляции с показателями С (r=0,225; p≤0,01), Е (r=0,165; p≤0,05), Н (r=0,318; p≤0,01) и отрицательной корреляции с показателем Q2 (r=–0,162; p≤0,05).
  • Уровень эмоциональности обнаруживает корреляцию со шкалой L (r=0,201; p≤0,01). Социальная эмоциональность имеет обратную корреляцию со шкалой G (r=–0,211; p≤0,01) и прямую корреляцию с показателем L (r=0,263; p≤0,01).
  • Контроль по Русалову показал наличие положительной корреляции со шкалами С (r=0,178; p≤0,05) и MD (r=0,188; p≤0,05).

Всего обнаружено 22 статистически значимые корреляции. В большинстве случаев анализ данных показывает прямую взаимосвязь между результатами опросника Русалова и теста Кеттелла. Этот факт также служит доказательством наличия прямой взаимосвязи между подсистемами одного уровня интегральной индивидуальности. Однако мы видим, что даже в пределах одного уровня характер связи однородных и разнородных индивидуальных характеристик, фиксируемых посредством различных методик, является крайне противоречивым. Этот вывод отражен и в ряде других подобных работ (Моров, 2010).

Литература:

  1. Методические указания к выполнению лабораторных работ по курсу «Психология» для студентов заочного отделения / Сост. К.Ф. Уразаев. Стерлитамак: Стерлитамакский государственный педагогический институт, 2001.
  2. Моров М.Д. Сравнительное исследование индивидуальности в различных измерительных процедурах // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2010. Т. 7. № 3. С. 72–80.
  3. Нуриахметов А.К. Психолингвистические корреляты темперамента обучающихся учреждений начального профессионального образования // Ученые записки Университета имени П.Ф. Лесгафта. 2011. № 6 (76). С. 119–124.
  4. Русалов В.М. Опросник структуры темперамента: Методическое пособие. М., 1990.
  5. Cattell H.E.P., Mead A.D. The Sixteen Personality Factor Questionnaire (16PF) // The SAGE handbook of personality theory and assessment / Ed. by Boyle G.J., Matthews G., Saklofske D.H. London: SAGE Publications Ltd, 2008. P. 135–159.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

26 ноя 2011

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Нуриахметов А.К. Результаты и корреляции теста Кеттелла и опросника Русалова на материале исследования обучающихся профессионального училища // Дифференциальная психология и дифференциальная психофизиология сегодня: Материалы конфер., посвященной 115-летию со дня рождения Б.М. Теплова, 10–11 ноября 2011 г. / Под ред. М.К. Кабардова. – М.: Смысл, 2011. – С. 243-245.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки