А.К. Нуриахметов ФГБОУ ВПО Стерлитамакская государственная педагогическая академия имени З. Биишевой, г. Стерлитамак
Согласно теории интегральной индивидуальности, индивидуальность человека складывается из трех иерархических уровней: 1) система индивидуальных свойств организма, 2) система индивидуальных психических свойств, 3) система социально-психологических индивидуальных свойств (Моров, 2010).
В данной работе мы подробно рассмотрим систему индивидуальных психических свойств, которая включает в себя две подсистемы: психодинамические (свойства темперамента) и психические свойства личности. Свойства темперамента мы будем определять по классификации Владимира Михайловича Русалова (1990), а индивидуальные психические свойства – по показателям 16 факторного опросника Рэймонда Бернарда Кеттелла (Cattell, Mead, 2008).
Обе методики были использованы нами в ходе психолингвистического исследования (на базе одного из профессиональных училищ города Стерлитамака), целью которого было изучение интегральной индивидуальности обучающихся и места индивидуальных особенностей речи в ее структуре. Исследование включало в себя психологические тесты, выявляющие особенности различных уровней интегральной индивидуальности (тесты Кеттелла, Леонгарда, Стреляу, опросник Русалова, вопросник КОС), психолингвистические методики (ассоциативный эксперимент, тест Эббингауза) и энцефалограмму. Исследование проводилось в течение ноября–декабря 2010 года. Было протестировано 100 обучающихся мужского пола в возрасте 15–19 лет.
В данном докладе мы хотим представить результаты теста Кеттелла и опросника структуры темперамента Русалова, а также корреляционный анализ полученных нами данных. Цель работы – выявление взаимосвязей между показателями двух подсистем системы индивидуальных психических свойств интегральной индивидуальности обучающихся профессионального училища. Более полно результаты данного этапа исследования изложены в статье «Психолингвистические корреляты темперамента обучающихся учреждений начального профессионального образования» (Нуриахметов, 2011).
Результаты теста Кеттелла показали, что средние данные по шкалам у обучающихся профессионального училища находятся в пределах стандартного отклонения и согласуются с нормативами для данной возрастной категории (Методические указания.., 2001). Средние показатели опросника Русалова у данной референтной группы также сопоставимы с нормативными, либо обнаруживают стандартные отклонения от нормативов (там же).
После проведения и обработки тестов нами был проведен корреляционный анализ результатов по методике Кендалла (использована программа SPSS 17.0).
- Корреляционный анализ выявил, что показатель эргичности по Русалову коррелирует со шкалой С теста Кеттелла (r=0,195; p≤0,05). Социальная эргичность коррелирует с целым рядом параметров теста Кеттелла: A (r=0,166; p≤0,05), В (r=0,166; p≤0,05), G (r=0,248; p≤0,01) и H (r=0,161; p≤0,05).
- Показатель пластичности также обнаруживает несколько коррелятов. Это шкалы C (r=0,268; p≤0,01), G (r=0,160; p≤0,05), Н (r=0,162; p≤0,05), I (r=0,194; p≤0,05) и М (r=0,212; p≤0,01). Показатель социальной пластичности не имеет коррелятов среди показателей теста Кеттелла.
- Темп имеет положительную корреляцию с показателями С (r=0,226; p≤0,01) и G (r=0,218; p≤0,01) и отрицательную – с показателем L (r=-0,157; p≤0,05). Социальный темп также коррелирует с рядом шкал. Анализ показал наличие положительной корреляции с показателями С (r=0,225; p≤0,01), Е (r=0,165; p≤0,05), Н (r=0,318; p≤0,01) и отрицательной корреляции с показателем Q2 (r=–0,162; p≤0,05).
- Уровень эмоциональности обнаруживает корреляцию со шкалой L (r=0,201; p≤0,01). Социальная эмоциональность имеет обратную корреляцию со шкалой G (r=–0,211; p≤0,01) и прямую корреляцию с показателем L (r=0,263; p≤0,01).
- Контроль по Русалову показал наличие положительной корреляции со шкалами С (r=0,178; p≤0,05) и MD (r=0,188; p≤0,05).
Всего обнаружено 22 статистически значимые корреляции. В большинстве случаев анализ данных показывает прямую взаимосвязь между результатами опросника Русалова и теста Кеттелла. Этот факт также служит доказательством наличия прямой взаимосвязи между подсистемами одного уровня интегральной индивидуальности. Однако мы видим, что даже в пределах одного уровня характер связи однородных и разнородных индивидуальных характеристик, фиксируемых посредством различных методик, является крайне противоречивым. Этот вывод отражен и в ряде других подобных работ (Моров, 2010).
Литература:
- Методические указания к выполнению лабораторных работ по курсу «Психология» для студентов заочного отделения / Сост. К.Ф. Уразаев. Стерлитамак: Стерлитамакский государственный педагогический институт, 2001.
- Моров М.Д. Сравнительное исследование индивидуальности в различных измерительных процедурах // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2010. Т. 7. № 3. С. 72–80.
- Нуриахметов А.К. Психолингвистические корреляты темперамента обучающихся учреждений начального профессионального образования // Ученые записки Университета имени П.Ф. Лесгафта. 2011. № 6 (76). С. 119–124.
- Русалов В.М. Опросник структуры темперамента: Методическое пособие. М., 1990.
- Cattell H.E.P., Mead A.D. The Sixteen Personality Factor Questionnaire (16PF) // The SAGE handbook of personality theory and assessment / Ed. by Boyle G.J., Matthews G., Saklofske D.H. London: SAGE Publications Ltd, 2008. P. 135–159.
Комментарии
Добавить комментарий