Разделы психологии:
Гребенникова Ольга Владимировна кандидат психологических наук, доцент Психологический институт РАО, г.Москва, Россия
Одна из ключевых причин повышения интереса к проблематике идентичности - увеличение неопределенности, что напрямую связано с постоянными трансформациями ценностей, эталонов, норм и правил в современном социуме. В социуме даже в относительно устойчивых социальных группах постоянно меняются «правила игры». Процесс формирования идентичности происходит не только в определенный период жизни, а на протяжении всего жизненного пути.
Идентичность в транзитивном обществе больше не является судьбой ни для отдельного индивида, ни для целого народа. Можно сказать, что идентичность формируется и эмерджентно возникает из множества разных и противоречивых возможностей [3].
Т.Д. Марцинковская характеризует социальную транзитивность не только множественностью, то есть одномоментным существованием нескольких вариантов социального мира в здесь и теперь, в одном географическом пространстве, но и постоянным изменением этих вариантов в непредсказуемом направлении и с неопределенным содержанием. Таким образом, можно говорить о транзитивности как множественности, изменчивости и неопределенности микро- и макро- социальных пространств.
Под множественностью в данном контексте понимается, в первую очередь, расширение мультикультурного пространства социализации. Массовые миграционные процессы и глобализация увеличивают лингвистическую, культурную, социальную множественность, которая еще больше увеличивает изменчивость привычной среды [7].
По мнению Т.Д. Марцинковской, основными причинами ситуации транзитивности являются: появление нового технологического и информационного пространства, изменение картины мира, смена веков [6].
Потеря связи времен выражаться не только в нарушенной целостности жизни отдельного индивида, но, и целостности социума, в котором изменились ценности, изменились даже географические и этнические образы родных мест. Т.Д. Марцинковская считает, что именно это и делает время в восприятии людей «неестественным, вывихнутым», стимулирует ностальгию по стабильному прошлому и неприятие (иногда даже агрессивное отторжение) настоящего. Для такой ситуации характерна эмоциональная нестабильность более старшего поколения, которая настолько глубока, что оказывает значительное влияние и на молодых, в частности тех, кто по различным причинам испытывает сложности адаптации в ситуации постоянной неопределенности.
В настоящее время наглядно происходит изменение мировосприятия, которое проявляется в новых представлениях о пространстве (здесь) и времени (теперь), или можно выразить другими словами, в возможностях индивида находиться в разных точках нашей планеты и продолжительности его жизни. Скорость, с которой мы сейчас способны перемещаться, создало безграничное по своей глубине и ширине пространство прошлого воспоминанием. С другой стороны, приходит осознание того, что личная жизнь завершается сегодня и жить надо «здесь и теперь», сделало время достаточно ограниченным, в сравнении с осознанием вечной жизни прошлого. Новейшие средства перемещения в пространстве и коммуникации, а также новые представления о жизни и смерти детерминируют существенные трансформации в этих представлениях. Это определяет совершенно иную ценность жизни, а также создает потребность принятия факта существования других личностей и других культур, что ведет от психологии к междисциплинарности в построении научных концепций и теорий.
В настоящее время мы можем наблюдать не только социальные изменения, но и цивилизационные, что связано с появлением не только новой техники, но и формированием новых технологий - нового технологического пространства. Влияние новых технологий становится всеобъемлющим и более масштабным, и являются неотъемлемой частью жизни современных людей. Человечество переходит в другую эру, возможно, в новую цивилизационную эпоху, когда технологическое общество уже перешло на следующий этап, на котором технологии и техника не является чем-то внешним для самого индивида. Человек относится к технике уже не как к механизму, но как части нашей окружающей среды, и все чаще как к продолжению наших психических способностей, а не только лишь орудию трудовой деятельности. На наш взгляд будет корректным говорить о том, что технические средства интериоризуются индивидами, обуславливая специфику их восприятия мира, взаимодействия с объектами и явлениями, общения с окружающими. Можно смело заключить, что современные информационные технологии, телекоммуникаций и передвижения произвели изменения и в самом пространственно-временном континууме, и наше представление о нем [5]. Постоянная изменчивость окружающего мира и его неопределенность, множественность социокультурных контекстов выступают в качестве основных характеристик транзитивности.
В индустриальную эпоху идентичности человека складывалась как в отождествлении со своей деревней, провинцией или городом, так и со страной в целом, то личность эпохи глобализации имеет все возможности почувствовать себя «гражданином мира» с одной стороны, а с другой ищет в пределах микросреды обитания культурные образцы [3].
При географической стабильности места проживания для многих групп населения полностью изменились социально-психологические координаты, ценностные ориентации и установки, принятые и получившие в свое время одобрение в обществе. Таким образом, значительные группы населения вынуждены идентифицироваться с новыми образцами, адаптироваться к новым социальным условиям. Т.Д. Марцинковская отмечает, что «ситуация усугубляется и тем, что в общественном сознании фактически отсутствуют общепринятые эталоны и модели поведения, которые могли бы помочь людям преодолеть нарушение идентичности и найти себя в новой ситуации» [4, с. 68].
Традиционная культура отмечается жесткостью и твердостью, и соответствующим порядком в ней выстраивались и процессы социализации, ориентируясь на воспроизводство и трансляцию обычаев и знания от старших поколений к младшим. Состояние современной культуры постмодернизма или информационной эпохи влечет за собой и трансформацию процессов социализации. З. Бауман пишет, что «в наши дни паттерны и конфигурации больше не заданы и тем более не самоочевидны; их слишком много, они сталкиваются друг с другом, и их предписания противоречат друг другу, так что все они в значительной мере лишены своей принуждающей, ограничивающей силы» [3, с. 153]. Являясь одним из признанных теоретиков альтерглобалистского движения, он считает, что вместо того чтобы служить предпосылкой стиля поведения и задавать ограничения для Определения жизненного курса, они следуют ему, или вернее будет сказать следуют из него, трансформируются и формируются под воздействием его поворотов и изгибов. Бауман пишет, что «силы постмодернистского общества переместились от политики к жизненным установкам, от системы к обществу - или поменяли ориентацию с макро - на микроуровень социального общежития» [3, с. 154].
В предшествующие эпохи формирование идентичности было процессом более примитивным, так как спектр возможных идентификаций был ограничен. В настоящее время спектр этот практически безграничен. Любой стандарт заданный обществом в в большое мере доступен каждому индивиду.
Р. Бернс считает, что «произведения массовой культуры и средства массовой информации мощным потоком транслируют на социум целую лавину образов, идей и смыслов, львиная доля которых не имеет ничего общего с реальностью конкретного общества. Одних людей они дезориентируют, для других являются детерминантой к поиску нестандартной и прочной основы для самоидентификации» [2, с. 103].
В культуре с жесткими социальными нормами (например, в странах где исповедуют ислам) проблемы идентичности минимизированы, и как полагал Э. Эриксон, в такой культуре большинство гендерных и социальных ролей предписано самим обществом и выбор возможностей сведен к минимуму. В американской и канадской культуре существует гораздо большее разнообразие идеологических, социальных, и профессиональных возможностей, что дает большую возможность личного самоопределения для подростков [4].
В настоящее время в связи с активным изменением социальной ситуации наше общество резко изменилось и продолжает меняться, все еще не являясь стабильным, и стабильным фактором можно назвать только сам процесс постоянных изменений. В связи с этим, говорить о феномене социализации в данный период приходится не только при исследовании детей разного возраста, но практически при изучении всех групп общества. Особенности этого феномена социализации связаны и с тем, что текучесть и изменчивость ценностей, правил и норм во многом определены причиной нарастания напряженности и тревожности индивидов, которым становится крайне сложно в ситуации постоянных изменений адаптироваться к «правилам игры». Следствием этого становится факт, что социализация происходит на протяжении всего процесса жизнедеятельности человека, его жизненного пути. Поэтому столько много внимания уделяется в настоящее время феномену принципиальной непрерывности процесса социализации [4].
Проводя анализ особенностей идентичности в транзитивном обществе‚ будет важным подчеркнуть, что проблема идентичности актуализировалась в сознании и общества, и ученых, в периоды кризиса, неопределенности, слома, когда поднимались вопросы о том, какие правила, нормы, ценности, идеалы и эталоны будут востребованы завтрашним днем, как будут изменяться устойчивые паттерны поведения. Этот ряд проблем, переходя в личностный, трансцендентальный план, ставят ключевой вопрос - что будет с Homo sapiens, сохранит ли себя в новых условиях человек разумный как целостную личность.
Сложившиеся ситуация социальной транзитивности предоставляет для индивида более широкие возможности выбора. Формирование многообразных вариантов устойчивых субкультур, в которых соединяются индивидуализация и социализация, создают условия для возникновения и реализации нового баланса идентичностей. В связи с этим так часто, особенно при большом спектре возможностей выбора группы идентичности, доминирует именно персональная (личностная), а не социальная составляющая. У индивида появляется возможность сформировать, на основе своих представлений о соответствующей и значимой его индивидуальности группу, группу в которой Социальная идентичность почти тождественна личностной. Интернет - коммуникации и сетевые сообщества влияют на создание новых соотношений между социальной и личностной идентичностями, связанными уже не только в рамках с реальными, но и с виртуальными группами [7].
Социализацию современного подростка можно охарактеризовать параметрами повышенной информационной, когнитивной, и креативной сложности. Развитие и становление идентичности подростка протекает в эпоху постмодернизма и в некоторых обществах крайнего релятивизма, сопровождающимся феноменом информационной социализации. Информационная социализация - это особый тип социализации в постиндустриальной (информационной) культуре.
В условиях глобального мира наблюдается следующая тенденция, при которой информационная социализация молодых поколений осуществляется за пределами государственной образовательной системы, тем самым для общества повышаются риски хаотичного формирования идентичности. Так Гусельцева М.С. указывает, что одним из решений проблемы цивилизационного разрыва в сфере образования могли бы выступить разветвленные сети постоянного дополнительного образования как более ориентированные на поддержку разнообразия ценностного выбора, динамичные, инновационное экспериментирование, поисковую активность [3].
Несмотря на концептуальное разнообразие при описании информационного общества, исследователи отмечают ключевую роль информации, информационных и телекоммуникационных технологий в процессах становления идентичности и социализации; коммуникативную рациональность как способ интеграции научного знания; возрастающую роль интеллектуальных движений, коммуникативной практики, социальные сети; легкую доступность информационных ресурсов для широких масс; возникновение информационных потребностей, глобализацию информационного пространства, а также отдельные индустрии способов их удовлетворения.
Не менее важно и то, что успешная самореализация любого индивида требует от окружающих социального принятия результатов его творческой активности. Становления активной и вариативной жизненной позиции является необходимым требованием современной социальной ситуации, которая мотивировала бы индивидов к раскрытию и развитию всех их потенциальных способностей для самореализации, самоактуализации и личностного роста в контексте социальных условий и культуры.
Таким образом, особенно актуальна проблема социализации для поколения, только вступающего во взрослую жизнь, для которого сам процесс формирования идентичности (как личностной, так и социальной) совпадает с процессом социализации. Если для старшего поколения устремление к замещению утерянных социальных эталонов новыми непосредственно связано со стремлением к возрождению пошатнувшегося мировоззрения, то для подростков со стремлением к созданию своей картины мира, одновременно не похожего и похожего на мир старших поколений, который подростки одновременно считают и чужим, и своим. И уместным будет вспомнить, слова Э. Эриксона о том, что молодые люди нуждаются в аристократии и идеологии одновременно. В этом контексте поиск своей неповторимой уникальности, ее структуры и содержания непосредственно взаимосвязан с рефлексией жизненных ситуаций, целей, страхов и путей самоопределения.
Стоит отдельно уделить внимание этнической идентичности, в настоящее время этот вопрос приобретает особую важность: включение этнической идентичности как стабилизационного фактора во многом является причиной нетерпимости к другим расам, народам и социальным группам. Реальность нашего времени это безоговорочно доказывает, особенно когда в многонациональных государствах проявляется социальная нестабильность в обострении национальных конфликтов.
Становления активной и вариативной жизненной позиции является необходимым требованием современной социальной ситуации, которая мотивировала бы индивидов к раскрытию и развитию всех их потенциальных способностей для самореализации, самоактуализации и личностного роста в контексте социальных условий и культуры. И поэтому формирование активной социальной позиции важно начинать в период раннего детства [6].
Таким образом, неопределенность и изменчивость связаны с нарушением целостности идентичности как ее отдельных частей, так и временной перспективы, а также, предположительно, увеличивают гетерохронность психологического хронотопа именно в мультикультурном, а не в монокультурном пространстве. Множественность ограничивает выбор группы идентификации и пространства социализации. Данные «вызовы» транзитивности стоящие перед современным обществом, настолько усложняют ситуации, что критически исключают возможность поиска рациональных стратегий построения адекватных моделей социализации и личностного развития.
Важным будет подчеркнуть, что формирование идентичности в транзитивном мире одновременно характеризуется увеличением количества факторов, входящих в групповую и социокультурную идентичность, и повышением значимой роли личностного фактора в общей структуре идентичности. Такой комплексный характер идентичности оценивается исследователями как фактор, который повышает терпимое отношение к неопределенности, способствует социализированности и позитивной социализации в условиях социальной транзитивности.
Проблемы, влияющие на формирование идентичности в транзитивном пространстве, связаны с тем, что влияние культуры носит амбивалентный характер, так как лингвистические и этнические аспекты культуры могут выражаться как интолерантные параметры, ограничивающие развитие сбалансированной социокультурной идентичности в городском мультикультурном пространстве. Исследование факторов и условий, обуславливающих развитие и становление социокультурной идентичности, показывает, что современная ситуация является для большинства индивидов тяжелой жизненной ситуацией. Это во многом связано с мало структурированным и противоречивым содержанием социокультурной идентичности.
Большинство современных подростков еще не осознают масштаб появления глобального мультикультурного пространства и оказываются не готовы к жизни в сложившийся ситуации. Тревожность, связанная с размытыми и неясными представлениями о ближайшем будущем, отсутствие опоры и возможности простроить свою собственную жизнь в соответствии с идеалами и ожиданиями, существенно снижают уровень терпимости к неопределенности. Анализ исследований показывает, что для построения адекватных моделей социокультурной идентичности в мультикультурном пространстве три составляющих транзитивности являются крайне сложными. Мы предполагаем, что изменчивость и неопределенность увеличивают ее гетерохронность именно в мультикультурном, а не в монокультурном пространстве [1].
Литература
- Аянян А.Н., Голубева А.Н., Марцинковская Т.Д., Полева Н.С. Специфика становления идентичности детей и подростков в ситуации транзитивности // Психологические исследования, 2016, 50(9). С. 5.
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 2000. 422 с.
- Гусельцева М.С., Изотова Е.И. Позитивная социализация детей и подростков: методология и эмпирика. М.: смысл, 2016. 320 с.
- Концепции социализации и индивидуализации в современной психологии. Коллективная монография / под. ред. Т.Д. Марцинковской. М.: Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2010. 284 с.
- Марцинковская Т.Д. Современная психология – вызовы транзитивности // Психологические исследования, 2015, 42(8). С. 1.
- Марцинковская Т.Д., Чумичева И.В. Проблема социализации подростков в современном мультикультурном пространстве // Психологические исследования,2015, 8(39). С. 10.
- Марцинковская Т.Д. Культура и субкультура в пространстве психологического хронотопа. М.: смысл, 2017. 271 с.
Комментарии
Добавить комментарий