Позднякова Татьяна Борисовна – кандидат психологических наук, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный университет; Санкт-Петербург, Университетская набережная, д.7-9.
Ключевые слова: смысл жизни, мудрость, ценность, личность, зрелость, дети, родители, отношение, Понимание.
THE VALUE OF WISDOM IN THECHILD-PARENTAL RELATIONSHIP CONTEXT
Pozdnyakova Tatyana Borisovna ‒ the candidate of psychological sciences, the senior teacher, St. Petersburg State University; St. Petersburg, 7/9 Universitetskaya Emb.
Keywords: meaning of life, wisdom, value, personality, maturity, children, parents, attitude, understanding.
В настоящее время наблюдается рост интереса к проблеме мудрости.Отмечая недостаточную степень ее разработанности в психологии, ученые дискутируют о содержании понятия «мудрость», ее свойствах, факторах развития и др.[1-4].
Мудрость имеет непосредственное отношение к проблемам смысла жизни и акме.
П. Балтес, первоначально определяя мудрость как экспертное знание о фундаментальной практике жизни, в дальнейшем стал рассматривать ее как атрибут целостной личности. Она обладает следующими свойствами: обращена к сложным проблемам, касающимся смысла и течения жизни; представляет собой выдающийся уровень знания, суждения и способности давать советы другим; гармонически интегрирует познание и личность, психику и добродетели; координирует и стимулирует индивидуальное и общественное развитие; включает в себя баланс и опосредование; предполагает осознание границ познания и неопределенностей, существующих в мире; трудно обрести, но легко узнать. Мудрость предполагает наличие знаний о жизненных вопросах, проблемах и контекстах, о непредсказуемости жизни. В ее основе лежат способность к формулированию обобщенных суждений, глубинному анализу проблем, построению выводов на основе накопленных знаний и опыта и особые личностные качества [2].
По мнению М. Арделт, мудрость представляет собой трехмерную личностную характеристику, включающую когнитивные, рефлективные и эмоциональные особенности личности. Когнитивный компонент связан со способностью понять и принять позитивные и негативные аспекты человеческой природы, воспринимать ситуацию ясно и принимать решения вопреки неопределенности. Рефлективный компонент – касается умения личности понять ситуацию с разных точек зрения, а также ее способности к адекватному пониманию себя и самоанализу. Эмоциональный компонент–подразумевает обладание индивидом чувства симпатии и сострадания к другим, а также умение сохранить позитивность перед лицом жизненных трудностей [4]. С.Л. Рубинштейн считал мудрость драгоценным и редким свойством. Мудрость, – писал он, – это «способность, вырабатывающаяся в ходе жизни у некоторых людей, осмыслить жизнь в большом плане и распознать то, что в ней подлинно значимо, умение не только изыскать средства для решения случайно всплывших задач, но и определить сами задачи и цель жизни так, чтобы по-настоящему знать, куда в жизни идти и зачем» [3, с. 640].
По мнению Л.И. Анцыферовой, мудрость многоформна и многокачественна. Она не сводится к экспертному знанию жизни. Включая его, мудрость содержит дар предчувствия, предугадывания, чувствительность к близости неожиданного. Мудрость предполагает силу противостояния, преодоления неожиданно вторгающихся обстоятельств, обладает качеством распознавания тенденций преобразования, роста, развития жизни людей, изменения социальных ситуаций, общественных отношений. Ее можно определить как растущее вершинное образование личности [1].
В.Н. Куницына в рамках созданной ею методики ЦО-36 (Ценностные ориентации – 36 позиций)определяет мудрость как зрелое, выстраданное Понимание и отношение к жизни и людям. В своей работе мы придерживались этого определения. Закономерно возникает вопрос о ценности мудрости для современного человека. Нами было проведено исследование ценности мудрости в контексте детско-родительских отношений. Объектом исследования выступили студенты вуза в количестве 73 человек и их матери.
Блок диагностических средств включал методики, разработанные В.Н. Куницыной: методику ЦО-36 (Ценностные ориентации – 36 позиций), тест «Притчи», опросник КОСКОМ (Коммуникативная и социальная компетентность), методику СТАЛЬ (Стабильность, толерантность и альтруизм в межличностных отношениях и другие свойства личности), опросник СУМО (Саморегуляция и успешность межличностного общения), тест «Экспрессия» и 16-факторный опросник Р. Кеттелла.
Согласно полученным данным, среднегрупповой показатель ценности мудрости у юношей и девушек находится в пределах средних величин. Наличие зрелого взгляда на жизнь на данный момент времени для них менее актуально, чем, например, безопасность близких людей, здоровье, достижение успеха в деле. Обращает на себя внимание высокая ценность для молодых людей наличия смысла в жизни, целей. В отличие от детей, родители более высоко оценивают значимость для себя мудрости. Она стоит в одном ряду с важностью заботы о себе, ценностью интеллекта и пользы людям.
В ходе изучения представлений детей и родителей о ценности мудрости друг для друга, была установлена высокая степень взаимопонимания. При этом родители были более точны, величина ошибки составила 0,03 балла, у детей ‒0,4 балла. Родители абсолютно верно высказали предположение о не очень высокой актуальности мудрости для их детей. В то же время дети были достаточно точны в определении ее значимости для родителей.
Анализ распределения признака показал наличие индивидуальных различий в ценности мудрости. Так, большая часть детей (77%) относит мудрость к средним по значимости ценностям. Для 14% ‒ она не актуальна, и только 9% опрошенных детей считают мудрость очень важной для себя ценностью. Среди взрослых картина немного другая. 41% очень высоко ценят мудрость, 51% ‒ отмечают среднюю степень ее значимости и лишь для 8% ‒ она не является актуальной.
Как показал корреляционный анализ, ценность мудрости у родителей и детей напрямую взаимосвязаны (r=0,24, p≤0,05). Соответственно, чем выше ее ценят родители, тем выше ее ценят и дети.
В ходе исследования в группе детей были изучены взаимосвязи ценности мудрости с отдельными свойствами личности.
При анализе корреляционных плеяд было установлено, что у молодых людей ценность мудрости положительно связана с показателями самодостаточности личности(r=0,34, p≤0,01), самоконтроля(r=0,29, p≤0,05), нонконформизма(r=0,31, p≤0,01), нормативности поведения (r=0,32, p≤0,01), толерантности (r=0,26, p≤0,05), альтруизма (r=0,33, p≤0,01), развития навыков общения (r=0,26, p≤0,05), понимания людей (r=0,34, p≤0,01), распознавания невербального поведения (r=0,44, p≤0,001), стабильности отношений (r=0,32, p≤0,01).Таким образом, чем более молодые люди самодостаточны, способны контролировать свои эмоции и поведение, стремятся иметь собственное мнение, ориентированы на достижение поставленной цели, добросовестны и ответственны, тем большую ценность для них представляет мудрость. Кроме того, зрелое, выстраданное Понимание и отношение к жизни и другим людям сочетается с толерантным отношением к ним, стремлением к стабильности в отношениях, способностью к совершению альтруистичных поступков. Ценность мудрости также тесно связана с наличием позитивного опыта общения: коммуникативными умениями, высокой оценкой собственной способности к пониманию людей, точностью распознавания состояния другого человека по его невербальному поведению.
Отдельно нами были проанализированы взаимосвязи внутри ценностного ряда. Как оказалось, у детей ценность мудрости имеет наиболее сильные связи с ценностями, отражающими важность безопасности близких людей, межличностных отношений, традиций, долга, высоких принципов по отношению к себе и обществу. Так, установлены связи между показателями ценности мудрости и глубокой эмоциональной близости с любимым человеком (r=0,3, p≤0,01), безопасности близких людей (r=0,34, p≤0,01), наличия искренности в отношениях(r=0,42, p≤0,001), терпимости к отличающимся мнениям(r=0,4, p≤0,001), значимостью социальной справедливости (r=0,31, p≤0,01), уважения людей старшего поколения (r=0,36, p˂0,01), веры в высшие силы (r=0,4, p˂0,001). Кроме того, на 5% уровне значимости установлены положительные связи с ценностями внутренней гармонии (r=0,27), понимания и доверия в семье (r=0,23), уважения традиций (r=0,24), обязательности (r=0,27), мира прекрасного (r=0,27). Корреляционная плеяда ценности мудрости у родителей выглядит несколько иначе.В частности, установлена отрицательная связь между показателями ценности мудрости и настоящей дружбы (r=-0,3, p≤0,01). Таким образом, зрелое, выстраданное Понимание и отношения к жизни и людям в первую очередь связано с осознанием неактуальности дружеской поддержки, надежды на близкого человека и, соответственно, знанием того, что можно надеяться только на себя.
Кроме того, у родителей, как и у детей, выявлены аналогичные связи между показателями ценностей мудрости и внутренней гармонии (r=0,31, p≤0,01), религиозности (r=0,27, p≤0,05), уважения старших (r=0,28, p≤0,05), обязательности (r=0,27, p≤0,05). В отличие от детей, связь с внутренней гармонией более тесная, остальные слабее – на уровне 5%. Это говорит о том, что мудрость для взрослых в большей степени означает пребывание в мире с самим собой и в меньшей степени – вера в высшие силы, почтение к старшим и осознание своего долга и обязательств.
Итак, на основании проведенного исследования можно сделать вывод о наличии прямой связи межу ценностью мудрости для детей и родителей.
У родителей наблюдается более определенное, основанное на критическом обобщении жизненного опыта, ориентированное на внутренний мир отношение к ценности мудрости. Ценность зрелого, выстраданного отношения к жизни и людям в первую очередь связана со значимостью внутренней гармонии, осознанием важности ориентированности на свои силы в трудных ситуациях. Отношение детей к мудрости в большей степени обусловлено опытом близких отношений – стремлением к безопасности близких людей, важностью эмоциональной близости, понимания и доверия, толерантности, честности и заботы в отношениях, ценностью сохранения традиций и обычаев. Таким образом, мудрость имеет более выраженную внешнюю направленность. Кроме того, ценность мудрости сочетается с определенным набором личностных свойств, отражающих зрелость личности.
У детей и родителей ценность мудрости связана с почтением перед людьми старшего поколения, осознанием своего долга, обязательств, внутренней гармонией, верой в высшие силы.
Проведенное исследование позволило установить ряд важных особенностей ценности мудрости у детей и родителей, наметить пути дальнейшего исследования данного феномена.
Литература
- Анцыферова Л.И. Мудрость и ее проявления в разные периоды жизни человека // Психол. журн. 2004. №3. С. 17-24.
- Леонтьев Д.А. Возможность мудрости // Человек. 2011. №1. С. 20-34.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1996. 688 с.
- Ardelt M. Wisdom as expert knowledge system: A critical review of a contemporary operationalization of an ancient concept // Human Development. V. 47. P. 257-285.
Комментарии
Добавить комментарий