Разделы психологии:
Катькало Ксения Дмитриевна, аспирант, ассистент Базовой кафедры УрФУ «Коррекционная педагогика и психология» Уральского гуманитарного института, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина; 620083, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, 51.
Ключевые слова: самореализация личности, профессиональная самореализация, личностная самореализация, психологические предикторы самореализации.
PSYCHOLOGICAL DETERMINANTS OF PERSONAL-PROFESSIONAL SELF-REALIZATION: A REVIEW OF RESEARCH
Katkalo Ksenia Dmitrievna, Post-graduatestudent, assistantoftheBasicDepartment «CorrectionalPedagogyandPsychology» of the Ural Humanitarian Institute, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia
Keywords: self-realization, professional self-realization, personal self-realization, psychological predictors of self-realization.
В современной психологической науке в связи с возрастающими вызовами новых социальных реалий, адресованными способности человека к гибкому реагированию на изменения, наблюдается растущий интерес к исследованию «само-процессов», одним из которых является самореализация личности. Проблема развития способности к обнаружению и реализации внутреннего потенциала личности в условиях непрерывно развивающегося мира становится сегодня особенно важной. Одновременно, обеспечение условий для раскрытия индивидуального потенциала и самореализации личности является государственной задачей. Данная тенденция актуализирует научный поиск факторов и условий становления гармоничной самореализующейся личности, как в профессиональной, так и в личностной сферах самоосуществления.
Учитывая многогранность существующих теорий самореализации и трудности операционализацию ее сущности, мы, вслед за отечественными исследователями (Рубинштейн С.Л., Брушлинский А.В., Ананьев Б.Г., Леонтьев А.Н., Абульханова-Славская К.А., Леонтьев Д.А.), рассматриваем самореализацию в русле деятельностного подхода с акцентом на значимости социального самоосуществления индивида. Согласно данному подходу, содержательная интерпретация заключается в понимании личностно-профессиональной самореализации как сознательного целенаправленного процесса раскрытия внутреннего потенциала человека и опредмечивания сущностных сил личности, обеспечивающего успешность его самовыражения как в профессиональной, так и в личностной сферах жизнедеятельности.
Изучению условий, способствующих или препятствующих становлению самореализующейся личности посвятили свои труды Леонтьев Д.А., Абульханова-Славская К.А., Коростылева Л.А., Кудинов С.И., Архипочкина К.В., Орел А.А., Веряскина А.Н. и др. Общим для большинства концепций является разделение условий на внешние и внутренние.
Совершенно естественно мы можем говорить о том, что, с одной стороны, становление самореализующейся личности детерминируется условиями природной, социальной, культурной сред (объективные факторы), с другой стороны самореализация становится возможной благодаря активации собственных ресурсов личности (субъективные факторы). Внутренние движущие силы становления самореализующейся личности образуют группы субъектно-личностных качеств, детерминирующих позитивную направленность процесса профессионально-личностной самореализации.
Изучение развития представлений о феномене самореализации позволяет выделить две точки зрения на специфику процесса самореализации и роль внутренних психологических условий. Первая точка зрения предполагает, что в человеке изначально заложены ценности, мотивы, способности и свойства, которые в ходе развития лишь разворачиваются благодаря созданию благоприятных условий. (А. Маслоу, К. Роджерс). Однако современные реалии свидетельствуют о том, что потенциал личности не сводим к способностям и мотивам, он интегрирует их [2]. Иными словами, потенциал может стать реальным и актуальным при наличии активности самой личности. Для нашей действительности более приемлема вторая - экзистенциальная точка зрения. Она постулирует личностное развитие как результат тех усилий, которые человек прилагает для их реализации (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.В. Брушлинский, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В. Франкл, Р. Мэй и др.). Исследователи отмечают ведущую роль духовных начал в развитии личности, в поисках ею способов своего бытия, высоких целей профессиональной деятельности, в чувстве ответственности за свои поступки и результаты труда [6]. В понимании В. Франкла условиями самоактуализации выступает стремление человека к осмысленной жизни и поступкам, его «воля к смыслу» [13].
Возникает вопрос, касающийся максимального использования внутренних ресурсов для полноценного самоосуществления и самореализации личности. Обратимся к подробному описанию результатов современных исследований, касающихся психологических факторов и условий, детерминирующих процесс самореализации. Психологические детерминанты самореализации.
Идеи становления личности как субъекта развивались в русле деятельностного подхода С.Л. Рубинштейном, А.В. Брушлинским. Согласно данной позиции, личность характеризуется как триединство потребностей, мотивов, желаний, с одной стороны, способностей, возможностей - с другой, характера - с третьей, а ее становление происходит в процессе жизнедеятельности[5, 11]. Следовательно, именно данные аспекты являются исследовательским полем при выявлении условий достижения самореализации личности.
Обратимся к обзору эмпирических исследований, посвящённых теме психологической обусловленности процесса самореализации личности. При этом отдельно выделим детерминанты самореализации в личностной и профессиональной сферах.
Вопросам личностной самореализации посвящены труды Д.А. Леонтьева, К.А. Абульхановой-Славской, К.В. Архипочкиной, С.И. Кудинова, Л.А. Коростылевой. Д.А. Леонтьев связывает проблему самореализации личности с вопросами о происхождении, сущности и характере творческих сил человека, и понимает творческую самореализацию как одну из ведущих движущих сил развитой личности, побуждающих и направляющих ее в деятельности [10].
К.А. Абульханова-Славская анализируя возможность полного, гармоничного совпадения самовыражения и самореализации, в качестве факторов выделяет сформированность «образа я» и личностную готовности организовать, обеспечить, создать всю совокупность внешних условий самореализации [1]. Эти два условия являются необходимой предпосылкой для того, чтобы самовыражение и самореализация адекватно (для личности) совмещались во всех аспектах.
Согласно Л.А. Коростелевой, самореализация предполагает сбалансированное и гармоничное развитием различных аспектов личности путем приложения адекватных усилий, направленных на раскрытие генетических, индивидных и личностных потенциалов. С этой точки зрения, самореализация в большей степени обусловлена устойчивыми обобщенными детерминантами, в основе которых — действие мотивационно-смысловых механизмов и актуализация соответствующих образований.
Автор полисистемной концепции самореализации личности С.И. Кудинов в ряде работ, посвященных изучению ресурсов самореализации, выделяет настойчивость как свойство личности, выражающееся в эффективном отстаивании и продвижении своей позиции, убеждений и ценностей. Это обеспечивает успешность самореализации, а также жизнестойкость как свойство личности, которое при определенных условиях, в трудных жизненных ситуациях выступает предиктором самореализации субъектов деятельности [8; 9].
В работах К.В. Архипочкина определено, что успешность или неуспешность самореализации обусловлена главным образом свойствами темперамента. У респондентов с пластично-энергическим типом свойств темперамента успешность самовыражения обеспечивается поведенческой эргичностыо и стеничностыо, интеллектуальной пластичностью и экстравертированностью. У респондентов с ригидно-интровертированным типом свойств темперамента самовыражение сдерживают коммуникативная аСтеничность, интроверсия и эмоциональная чувствительность [3].
Перейдем к обзору эмпирических исследований, выявляющих условия и факторы, способствующие успешной самореализации в профессиональной сфере. О.О. Богатырева и Т.Д. Марцинковская выделили личностные качества, которые могут рассматриваться в качестве общих предикторов профессиональной самореализации[4]. Наиболее значимыми являются самоэффективность как умение организовать свою деятельность и достичь успеха во взаимодействии с окружающими; гибкость поведения и Неудовлетворенность собственной деятельностью, актуализирующая потребность в профессиональном развитии.
Э.Ф. Зеер и Л.Н. Степанова включают феномен самореализации в боле обширный конструкт «самоосуществление» как обобщенное представление о форме перевода человеческого потенциала возможностей и способностей в действительность как наивысшем проявлении миссии человека. В ходе эмпирического исследования авторы установили, что soft skills, или «мягкие» навыки, могут выступать предикторами самоосуществления личности. Базовые коммуникативные компетенции, навыки self-менеджмента и эффективного мышления повышают психологическую устойчивость личности, ее готовность противостоять трудностям, решать дивергентные жизненные задачи, сохранять стабильность и свободу поведения [12].
В исследованиях И.В. Костаковой, С.С. Белоусоваой выделены факторы успешной профессиональной самореализации личности [7]:
- деятельности блок факторов: конструктивность, осмысленность целей-установок, активность и креативность
- эмоционально-личностный блок факторов: оптимистичность, отсутствие личностных барьеров самореализации.
Авторами подчеркивается, что необходимым фактором профессиональной самореализации является позитивный психоэмоциональный настрой, радость и удовлетворение от процесса и результатов собственной деятельности, проявление эмоциональной толерантности к временным профессиональным неудачам и трудностям. Таким образом, на современном этапе развития психологической науки мы можем говорить, что психологическая обусловленность процесса становления самореализующейся личности включает в себя следующие факторы. Это интеллектуальные способности, темпераментальные свойства, мотивационно-смысловые механизмы, сформированность образа-Я, эмоционально-ценностная направленность, рефлексивные способности, и, наконец, осмысленность жизни или, выражаясь словами В. Франкла, «воля к смыслу». Нами обозначены лишь некоторые аспекты внутренней детерминированности процесса самореализации. Охватить их в полном объёме не представляется возможным не только по причине их многообразия, но и в связи с непостоянством их культурной специфичности. Выводы.
Современные исследования свидетельствуют о важности выявления тех или иных личностных особенностей и факторов, которые потенциально могут влиять на процесс самореализации, образуя тем самым его внутреннюю детерминацию, что играет особую роль при прогнозировании профессионального развития личности. К перспективным направлениям психологических исследований ближайшего будущего можно отнести выявление потенциальных возможностей человека, его способностей к решению широкого спектра нестандартных задач. Цель исследований: изучение возможностей осознания человеком собственных ресурсов и становления гармоничной самореализующейся личности. При этом, к числу важных психологических предикторов самореализации могут быть отнесены такие конструкты, как: Я-концепция, смысложизненные ориентации, осознанность, самооценка, уровень притязаний, субъектная активность и ряд других переменных.
Литература
- Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 2000. 299 с.
- Агапов В.С. Концепция Я и самореализация субъекта: проблемное поле научных исследований // Акмеология. №3 (43). 2012 С. 26-31.
- Архипочкина К.В. Взаимосвязь свойств темперамента и самореализации личности: автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2015. 23 с.
- Богатырева О.О., Марцинковская Т.Д. Профессиональная самореализация в пространстве личностного развития // Психологические исследования. 2009. №1(3). С.3.
- Брушлинский А.В. О деятельности субъекта и его критериях // Субъект. Познание. Деятельность / под ред. В.С. Степина. М., 2002. С. 9 – 34.
- Гильманов С.А. Поиск смысла жизни как фактор саморазвития и самореализации личности педагогов-психологов//развитие личности в условиях цивилизационных перемен.Материалы Всероссийской научно-практической интернет-конференции с международным участием. 2013. С.86-89.
- Костакова И.В. Психологическая основа профессиональной самореализации личности/И.В. Костакова, С.С. Белоусова (Григорьева) // Национальный психологический журнал. 2014. № 3(15). С. 84-89.
- Кудинов С.И. Субъектная детерминация самореализации личности /С. И. Кудинов // Акмеология. Научно-практический журнал. 2015.-№2 (54). С. 90-98.
- Кудинов С.И., Кудинов С.С., Хаммад С.М. Жизнестойкость как предиктор самореализации личности в трудных жизненных ситуациях / Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2017. Выпуск 3 (23). Т. 6. № 3. С.229-239.
- Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: смысл, 1997. С. 156–176.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.
- Степанова Л.Н., Зеер Э.Ф. Soft skills как предикторы жизненного самоосуществления студентов. // Образование и наука. - 2019. - Т. 21. № 8. С. 65-89.
- Франкл В. воля к смыслу / В. Франкл; пер. с англ. М.: Альпина нон-фикшн, 2020 С. 50-51.
Комментарии
Добавить комментарий