В.А. Габышева Тюменский центр детской нейропсихологии и нейрореабилитации патологии речи «Нейротори», Тюмень, Россия
Ключевые слова: нейропсихологическая коррекция; реабилитация; телесные практики; развитие головного мозга посредством движений.
Введение. Огромное количество детей на сегодняшний день нуждается в своевременной квалифицированной помощи специалистов. На протяжении нескольких лет на базе Тюменского центра детской нейропсихологии и нейрореабилитации патологии речи «Нейротори» велась активная работа в области изучения и внедрения в практику телесно-ориентированной терапии в нейропсихологической парадигме.
Материалы и методы. Нейропсихологическая коррекционная методика «Телесный интеллект» — это система телесно-ориентированных и психологических упражнений, направленных на высвобождение психосоматических дисфункций и мышечных зажимов. Этот метод основан на немедикаментозной неинвазивной технологии — телесно-ориентированной терапии. Рекомендован данный метод детям с особыми потребностями в развитии — задержкой речевого развития (сенсорной алалией, моторной алалией, стертой дизартрией), задержкой психического развития, СДВГ, ДЦП, синдромом Дауна, аутизмом. Количество занятий — 32.
За трехлетний период (2016–2018) мы провели подсчет количества обратившихся в наш центр детей и определили долю пациентов, которым были назначены занятия по методу «Телесный интел‑ лект» — 57%. Из общего количества детей, проходящих коррекцию по данному методу, мы выделили три группы детей с задержкой речевого развития — сенсорной алалией, моторной алалией, дизартрией.
Результаты. Опираясь на полученные данные, мы смогли определить положительную динамику у 85 % детей со слухоречевыми синдромами, которые прошли нейропсихологическую коррекцию по методике «Телесный интеллект». Мы предполагаем, что указанная методика оказывает следующие воздействия на организм ребенка:
- В организме осуществляется целостное управление движениями, отдельными мышцами, что способствует формированию нейронных связей, ганглий и дендритов и реализации высших психических функций ребенка.
- Помогая телу развиваться и запускать внутренние нейрофизиологические ресурсы, ребенок преодолевает внутренние ограничения, эмоциональные блоки, обретает новые возможности, новые навыки формируются по возрасту.
- Формирование правильных нервных сигналов и рефлексов с самого раннего возраста ребенка.
- Улучшение работы речевых зон, активизация речевого центра.
Заключение. Нейропсихологическая коррекционная методика «Телесный интеллект» оказывает позитивный эффект на высшие психические функции, в частности, у детей с задержкой речевого развития.
Комментарии
Добавить комментарий