В течение последних десятилетий резко возросло количество исследований в области психофизиологии музыкального восприятия. По мере развития техники измерений (ЭЭГ, фМРТ) произошёл сильный сдвиг в сторону изучения мозгового обеспечения музыкального поведения. Такие исследования требуют специального подбора стимульного материала – отрывков музыкальных произведений. С нашей точки зрения для качественного психофизиологического исследования, в котором регистрируются наблюдаемые физиологические процессы (например, электроэнцефалограмма) к стимульному материалу помимо обычных требований предъявляются два специфических. Во-первых, в течении некоторого времени стимулируемые эмоции должны быть постоянными, иметь некоторую неизменную модальность. Во-вторых, деление эмоций только на два класса, с нашей точки зрения слишком грубое. Желательно получить группы музыкальных отрывков, более тонко дифференцированных по стимулируемым эмоциям.
На данный момент есть отдельные исследования, в которых осуществлялся такой отбор, но, нам не известно ни одно, в котором уделялось бы внимание обоим этим требованиям. Во-первых, практически во всех исследованиях музыкальные эмоции рассматриваются только как положительные и отрицательные, без более тонкой дифференциации. Исключение составляет работа Bigand et. al. (2005), но в ней представлена только группировка некоторого количества музыкальных отрывков, а не их отбор. Во-вторых, нам не удалось найти сведений о каких-либо работах, в которых осуществлялся бы отбор музыкальных отрывков по критерию постоянства стимулируемых эмоций во времени.
Целью нашей работы был отбор музыкальных произведений, соответствующих заявленным требованиям. Отбор производился в несколько этапов. Сначала был набран большой пул фрагментов на основании их описаний, представленных в музыковедческой литературе. Уже на этом этапе были не просто отобраны музыкальные произведения, а выбраны фрагменты из них, соответствующие упомянутому требованию – музыкальная фактура отрывка такова, что в течение некоторого времени (по возможности продолжительного) эмоциональное содержание отрывка константно. При этом продолжительность самого отрывка выбиралась несколько большей. Это было сделано из тех соображений, что, во-первых, при прослушивании нужно время на адаптацию слушателя, и, во-вторых, музыкальная фраза не должна быть вырвана из контекста – для того, чтобы переживать коммуницируемые исполнителем эмоции, слушателю необходимо в некотором смысле «войти в курс дела». Таким образом, длительность музыкальных отрывков составляла от 40 секунд до 2-х минут, при чём «рабочая часть» отрывка, содержащая целевые эмоциональные образы, находилась в его конце и составляла от 15 до 40 секунд.
На следующем этапе производилась эмоциональная оценка музыкальных фрагментов экспертами с музыкальным образованием и необученными экспертами. Поскольку музыкальные отрывки отбирались для дальнейшей работы с необученными экспертами, оценки последних играли решающую роль, в то время как оценки квалифицированных экспертов были использованы только для контроля. Оценка музыкальных фрагментов осуществлялась на основании шкалы дифференциальных эмоций Изарда по методике В.Д.Балина (Балин, 1999). В прослушивании приняли участие 31 человек в возрасте от 18 до 40 лет.
В результате был получен набор фрагментов музыкальных произведений, стимулирующих отдельные эмоции из списка К. Изарда или их устойчивые комплексы – в общей сложности 22 фрагмента, разбитые на 7 групп, стимулирующих различные устойчивые комплексы эмоций. Поскольку некоторые комплексы сходны и могут быть объединены (в зависимости от целей исследования) можно также рассматривать 3 укрупнённых группы музыкальных фрагментов. В одну из них входят фрагменты, вызывающие эмоции «Интерес», «Радость» и «Удивление», в другую – фрагменты, вызывающие эмоции «Страх» и «Гнев», в третью – «Горе» и «Вина». Эти группы можно условно назвать группой положительных эмоций, группой отрицательных стеничных эмоций и группой отрицательных астеничных эмоций.
Работа поддержана грантом РГНФ № 14-06-00925.
Комментарии
Добавить комментарий