Восприятие эмоциональных лиц: антисакадная задача

Во многих работах исследуется, как люди с различными психическими расстройствами перерабатывают эмоционально окрашенную информацию. Например, депрессия и шизофрения связаны с ухудшением переработки положительно окрашенной информации (Berenbaum & Oltmanns, 1992; Blanchard, Mueser,& Bellack, 1998; Rottenberg, 2005). В свою очередь, повышенная личностная тревожность связана с усилением переработки угрожающей информации, а также с ухудшением переработки положительно окрашенной информации (Bar-Haim, 2007).

В данном исследовании планировалось изучить, как у здоровых испытуемых будет работать внимание по отношению к разным эмоционально окрашенным стимулам в зависимости от выраженности определенных эмоциональных черт, при этом важно рассматривать не только отрицательные стимулы (например, угрожающие), но также положительные и нейтральные.

Антисаккадная задача является одним из методов изучения внимания в клинической психологии (Hutton, Ettinger, 2006). Задача заключается в следующем: испытуемому предъявляется периферический стимул, и он должен как можно быстрее посмотреть на него (просаккада), либо посмотреть в противоположную сторону (антисаккада). Антисаккадная задача используется в первую очередь для изучения волевого контроля. Испытуемому требуется подавить автоматическую реакцию «посмотреть на целевой стимул» (просаккада), а затем преобразовать усилие и добровольно отвести взгляд от целевого стимула (антисаккада) (Munoz, Everling, 2004). Целью данного исследования было изучить особенности переработки эмоционально окрашенной информации.

В качестве измеряемых параметров в парадигме антисаккадной задачи обычно используется латентный период (ЛП) саккады (время от начала предъявления стимула и до начала саккады), максимальная скорость (МС) саккады, а также доля ошибок при совершении антисаккад.

Последние исследования показывают, что показатель МС саккады может выступать как показатель когнитивной нагрузки (Di Stasi et al., 2011), а это значит, что снижение скорости связано с большей познавательной нагрузкой. Мы предполагали, что облегчение переработки стимулов будет проявляться в уменьшении ЛП и увеличении МС для просаккад и, напротив, увеличении ЛП и уменьшении МС для антисаккад.

Исследование

Испытуемым предъявлялась антисаккадная задача. Кроме того, с помощью опросников у них измерялись такие эмоциональные черты, как диспозициональные радость, грусть, страх и злость.

В исследовании приняли участие 23 испытуемых в возрасте от 17 до 25 лет (М=18,7; SD=1,6) с нормальным зрением, и зрением, скорректированным до нормального. Все испытуемые дали письменное согласие на участие в эксперименте.

Опросники: Для измерения эмоциональных черт использовались Шкала субъективного счастья и Шкала удовлетворенностью жизнью (Осин, Леонтьев, 2008), Шкала депрессивности Бека (Тарабрина, 2001), Шкала реактивной и личностной тревожности (Ханин, 1976) и опросник Басса-Перри (Ениколопов, Цибульский, 2007).

Аппаратура: Движения глаз были записаны с помощью айтрекера SMI IVIEW X™ HI-SPEED (500 Гц бинокулярный трекинг). Стимулы: Использовались стимулы из базы ADFES (Van der Schalk et al., 2011). 10 изображений, которые предъявлялись слева и справа от фиксационного креста. Стимулы были дополнительно уравнены по яркости и контрастности.

Процедура: Для эксперимента был использован блочный дизайн, который используется в ряде исследований на антисаккадную задачу. Каждая проба начиналась с предъявления фиксационного крестика на 1500 мс, на который испытуемых просили смотреть, после этого справа и слева от фиксационного крестика на расстоянии 11 угловых градусов испытуемым предъявлялись изображения на 600 мс, а дальше пустой экран на 500 мс перед следующей пробой. Все пробы были разбиты на 6 блоков и перед каждым блоком была инструкция с заданием выполнять саккады (то есть смотреть на изображение, появляющееся слева или справа) или не смотреть на изображение и перевести взгляд в противоположно симметричную сторону (антисаккада).

Всего было 20 проб в каждом из 6 блоков, также тренировочные пробы и перерыв после первых трех блоков. В конце эксперимента испытуемые заполняли опросники.

Обработка данных:

Для обработки данных использовались следующие критерии: для анализа использовались пробы, в которых первая саккада: 1) имела амплитуду больше, 30, 2) ЛП был между 83-600 мс после предъявления стимула и 3) находились в пределах 450 по горизонтали.

Результаты: Была получена значимая связь между показателем грусти как черты и показателем максимальной скорости саккад для эмоции радость (r = – 0.47, p < 0.02), что говорит о том, что удалось получить подтверждение эффекту комплементарности. Получена связь между показателем «физическая агрессия» и ЛП саккад для эмоции страха (r = 0.51, p < 0.01), что говорит об обратном эффекте комлементарности. Получена связь между показателем тревожности и максимальной скоростью саккад для эмоции злости (r = – 0.5, p < 0.01).

Также был проведен анализ доли ошибок при совершении антисаккад. Получена отрицательная корреляция между показателем «физическая агрессия» и количеством ошибок при восприятии эмоции радость (r = – 0.45, p < 0.43), а также корреляция между показателем общей тревожности и ошибок при восприятии эмоции страха (0.42, p < 0.04) и восприятии эмоции гнева (0.43, p < 0.04).

Обсуждение:

Мы не получили ожидаемое облегчение обработки для состояния ра‑ дости и восприятием эмоции радость, однако было получено, что грустное состояние у испытуемых затрудняет переработку положительных эмоций.

Литература

  1. Ениколопов С.Н., Цибульский Н.П. Психометрический анализ русскоязычной версии Опросника диагностики агрессии А. Басса и М. Перри // Психологический журнал. 2007. №1. C.115-124.
  2. Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Апробация русскоязычных версий двух шкал экспресс-оценки субъективного благополучия // Материалы III Всероссийского социологического конгресса. М.: Институт социологии РАН, Российское общество социологов. 2008.
  3. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб: Питер. 2001.
  4. Ханин Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера. Л. 1976.
  5. Bar-Haim Y., Lamy D., Pergamin L., Bakermans-Kranenburg M.J., van Ijzendoorn M.H. Threat-related attentional bias in anxious and nonanxious individuals: A meta-analytic study // Psychological Bulletin. 2007. Vol.133. P.1-24.
  6. Berenbaum H., Oltmanns T.F. Emotional experience and expression in schizophrenia and depression // Journal of Abnormal Psychology. 1992. Vol.101. №1. P.37-44.
  7. Blanchard J.J., Mueser K.T., Bellack A.S. Anhedonia, positive and negative affect, and social functioning in schizophrenia // Schizophrenia Bulletin. 1998. Vol.24. P.413-424.
  8. Di Stasi L.L., Antol A., Canas J.J. Main sequence: An index for detecting mental workload variation in complex tasks // Applied Ergonomics. 2011. Vol. 42. P. 807–813.
  9. Hutton S.B., Ettinger U. The antisaccade task as a research tool in psychopathology: A critical review // Psychophysiology. 2006. Vol.43. P.302–313.
  10. Munoz D.P., Everling S. Look away: the anti-saccade task and the voluntary control of eye movement // Nature Reviews Neuroscience. 2004. Vol.5. №3. P.218–228. http://doi.org/10.1038/nrn1345.
  11. Rottenberg J. Mood and emotion in major depression // Current Directions in Psychological Science. 2005. Vol.14. P.167-170.
  12. Van der Schalk J., Hawk S.T., Fischer A.H., Doosje B.J. Moving faces, looking places: The Amsterdam Dynamic Facial Expressions Set (ADFES) // Emotion. 2011. Vol. 11. P. 907-920. DOI: 10.1037/a0023853

Автор(ы): 

Дата публикации: 

9 ноя 2015

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Кожухова Ю.А. Восприятие эмоциональных лиц: антисакадная задача // Обучение и развитие: современная теория и практика. Материалы XVI Международных чтений памяти Л.С. Выготского. Москва, 16‑20 ноября 2015 г. / Под ред. В.Т. Кудрявцева: В 2 ч. – М.: Левъ, 2015. – С. 519-522.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки