Использование андрагогической модели в обучении взрослых

Аватар пользователя Elena_udenkova

В современном мире знание иностранного языка существенно помогает человеку в жизни: способствует продвижению по карьерной лестнице в работе, помогает общаться, строить отношения с людьми, дает возможность узнавать новое, самосовершенствоваться. По данной причине изучение иностранного языка является актуальным вопросом для большинства взрослых людей. Тем не менее, не смотря на высокую мотивацию учащихся и большое разнообразие существующих на данный момент учебных пособий и методик, обучение на курсах и в школах иностранных языков далеко не всегда является эффективным. Это обусловлено тем, что в большинстве случаев в обучении преподаватели используют популярную в школе и хорошо им известную педагогическую модель.

В обучении, основанном на данной модели, преподаватель играет ключевую роль: он самостоятельно формулирует цели обучения, определяет потребности учащихся, планирует, как будет строиться занятие и учебный курс в целом, оценивает результаты учащихся, в зависимости от полученных результатов корректирует обучение. Другими словами, преподаватель самостоятельно принимает решения. Обучение при этом ориентировано на учебный предмет. Данная модель эффективно используется в обучении детей, подростков в школе, но она неэффективна в обучении взрослых людей, поскольку у них есть ряд возрастных, социальных, психологических характеристик, которые сильно отличаются от характеристик учащихся в школе. Данные характеристики учитываются в андрагогической модели. (Андрагогика – наука об образовании и воспитании взрослых.) Использование андрагогической модели в обучении позволяет грамотно организовать учебную деятельность, создавать для учащихся комфортные условия для обучения, удерживать их мотивацию к обучению и, как следствие, в несколько раз повышать эффективность изучения иностранного языка.

Совместная деятельность преподавателя и учащегося

Взрослые учащиеся готовы и стремятся к активному участию в процессе обучения. Таким образом, в работе со взрослыми преподавателю следует больше вовлекать учащихся в организацию и планирование обучения, а также в сам учебный процесс. На начальном этапе продуктивным является совместное обсуждение потребностей учащихся и формулирование долгосрочных целей. При этом совместная деятельность позволяет учащемуся лучше понять, какой результат (знания, умения, навыки) он хотел бы получить по окончании обучения, обозначить  сроки обучения, определить условия, необходимые для успешного прохождения обучения. Таким образом, процесс обучения становится более осознанным.

Также немаловажным является совместное формулирование краткосрочных целей. Например, это может быть освоение определенной грамматической или лексической темы. Важно, чтобы краткосрочные цели оговаривались на занятиях, были понятны и актуальны для учащихся. Достижение краткосрочных целей позволяет учащимся увидеть свои успехи, а следовательно, мотивирует их к дальнейшему обучению.

На этапе планирования обучения совместно обсуждаются возможные направления обучения, отбор учебного материала. Преподаватель может привлекать учащихся для обсуждения данных вопросов.

Совместное оценивание результатов и обсуждение возможных изменений в плане обучения позволяет учащимся лучше осознать свою ответственность за достижение результата.

Учет наличия опыта учащихся

Наличие у учащегося опыта  – важный аспект, который  преподавателю следует учитывать в работе со взрослыми. Например, у большинства взрослых учащихся, желающих выучить иностранный язык, как правило, уже есть базовый уровень знаний. Объяснение нового материала будет восприниматься лучше, если будет базироваться на уже имеющихся у учащихся знаниях. Кроме того, наличие жизненного, социального, профессионального опыта также может быть эффективно использовано на занятии. Учащиеся активнее участвуют в учебном процессе, с большим интересом делятся опытом, говорят на актуальные и близкие для них темы. Обсуждения жизненных ситуаций и ролевые игры позволяют задействовать уже имеющийся опыт учащихся.

Подача материала на занятиях

При построении объяснений на занятиях необходимо учитывать психофизиологические особенности взрослых (работу памяти, мышления, а также объем, переключение и избирательность внимания и прочие аспекты).  Например, на занятиях необходимо использовать приемы, которые позволят удерживать внимание обучающихся. Это может быть логическое рассуждение, решение задачи, разгадывание загадки, сопоставление новой информации с ранее изученной и так далее. Материал запоминается учащимися лучше и быстрее, если даются яркие, интересные, актуальные для учащихся примеры их жизни.

Практическая направленность 

Одной из отличительных характеристик взрослых является их потребность в безотлагательном применении полученных знаний, умений, навыков. Другими словами, взрослым учащимся важно уже с первых занятий видеть свои первые результаты и понимать, как они могут применить полученные знания уже сейчас. Использование ролевых игр на занятиях, разыгрывание жизненных ситуаций помогает в решении данного вопроса. В играх осуществляется имитация реальной жизненной деятельности, таким образом, учащиеся могут увидеть и почувствовать, как они могут использовать полученные знания в жизни.

Мотивация учащихся

Другой важный аспект, обусловливающий успешность учебной деятельности – мотивация учащихся. У взрослых учащихся существует целый ряд объективных и субъективных факторов, влияющих на их мотивацию. К данным факторам могут относиться: то, как учащийся изначально относится  к изучению языка, наличие прошлого опыта в изучении языка, успешность учебной деятельности, взаимодействие с преподавателем и другими учащимися, индивидуально-личностные особенности и прочие. Тем не менее, в сравнении с детьми и подростками, взрослые учащиеся имеют более высокую мотивацию, поскольку лучше осознают необходимость изучения языка и, как правило, психологически настроены на то, чтобы довести учебный процесс до запланированного результата.

Оценивание деятельности учащихся

Характерная особенность взрослых учащихся - негативное отношение к выставлению оценки. Данная проблема частично решается привлечением самих учащихся к оценке результатов обучения. Таким образом, в обучении взрослых следует предоставлять учащимся возможность самим оценивать свои результаты и делать выводы. Затем может следовать совместное обсуждение преподавателем и учащимся результатов. Подобная работа позволяет более грамотно корректировать учебный процесс, а следовательно делает обучение более эффективным.

На основании сказанного  выше можно сделать вывод, что взрослые учащиеся имеют ряд возрастных, социальных, психологических характеристик, которые необходимо учитывать в процессе обучения. Использование андрагогической модели позволяет сделать обучение взрослых более эффективным. Преподавателю необходимо активно вовлекать учащихся в учебную деятельность, в том числе в оценивание своих результатов. Использование в объяснениях и обсуждениях жизненного опыта учащихся позволяет поддержать мотивацию учащихся. Игровые ситуации на занятиях дают возможность учащимся сразу начать применять полученные знания на практике и увидеть личностную значимость изучаемого материала.

Методист сети школ иностранных языков ALIBRA SCHOOL Елена Юденкова.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки