Разделы психологии:
Е.М. Корж С.С. Найверт
Ключевые слова: материнство, материнская роль, дочерне-материнские отношения, семейные отношения, родительство, детство, пренатальная психология, психология материнства.
E.M. Korzh S.S. Nivert
ATTITUDES TOWARDS THE MATERNAL ROLE IN WOMEN WITH DIFFERENT EXPERIENCES OF CHILD-MOTHER RELATIONSHIPS IN CHILDHOOD
Keywords: motherhood, maternal role, child-mother relations, family relations, parenthood, childhood, prenatal psychology, psychology of motherhood.
Понятие феномена материнства многогранно и глубоко. В общепринятом восприятии, материнство – данная женщине от природы способность к продолжению жизни и довольно часто можно услышать утверждение, что это главное предназначение женщины. Безусловно, материнство гораздо глобальнее и значимее, чем только физиологическая возможность к вынашиванию и рождению женщиной ребенка. Установление психоэмоционального контакта и всего спектра взаимоотношений в диаде «мать-дитя» с момента рождения ребенка и в последующие периоды его развития несут огромную важность, как для него самого, так и для матери.
В социальном плане материнство имеет колоссальную значимость, так как от того, какие моральные ценности и личностные качества будут заложены в ребенка в процессе воспитания, которым в нашей стране, традиционно, по большей части занимается женщина – зависит социально-культурный уровень общества. Готовность или нежелание женщины становиться матерью сказывается на демографических показателях, что, в свою очередь, может отразиться на экономике конкретного региона и страны в целом. Можно сказать, что в глобальном смысле слова материнство влияет на судьбу человечества. Безусловно, имеется достаточно факторов, как внешних, так и внутренних, воздействующих на характер материнства и восприятие женщиной своей материнской роли в целом – это взаимосвязанные процессы. Политические, культурные, экономические, духовно-нравственные и прочие проблемы оказывают колоссальное воздействие на трансформацию данного феномена. В современном мире, тенденции новых семейных ценностей отличаются от того, что было 10-20 лет назад. Между тем, как бы эти ценности не менялись, как бы не менялись различные сферы и аспекты жизни общества, именно опыт взаимоотношений с матерью является основным в формировании материнской позиции женщины, стиля воспитания и характера взаимоотношений с собственным ребенком.
Психология материнства – одна из наиболее сложных областей современной науки. Несмотря на многочисленные исследования и внимание к проблеме феномена материнства [2; 6], данная тема по-прежнему остается актуальной. Актуальность ее изучения продиктована рядом проблем, среди которых проблема демографии (смертность превышает рождаемость, прирост населения происходит за счет миграции), падение рождаемости, большое число разводов, высокий показатель социального сиротства, рост числа случаев жестокого обращения с ребенком, отсутствие разработанных и внедренных программ социальной, и психологической помощи женщине, и семье, тенденции общества на личностную и карьерную реализацию женщины.
Независимо от того, что материнская роль естественна для женщины, благодаря изучению материнства и факторов, влияющих на состояние женщины, мы больше узнаем о самом явлении материнства, процессах его формирования и развития. При рождении ребенка женщина испытывает весь комплекс переживаний: физиологическую перестройку, перестройку семейной системы, актуализацию базовых систем отношений, первоочередно, ранних, бессознательных отношений. В первую очередь, это отношения с матерью, которая выступает ролевой моделью материнского поведения, к которому добавляется наработанный женщиной опыт материнства.
Можно предположить, что существует связь между реализацией материнской роли, стратегией в воспитании, характере взаимоотношений с собственным ребенком и характером взаимоотношений с матерью, которые складывались у женщины на протяжении всего ее онтогенеза, до момента становления отдельного от родителей периода жизни. Для подтверждения данной гипотезы, было организовано и проведено эмпирическое исследование, где рассматривалось отношение к материнской роли у женщин с разным опытом дочерне-материнских отношений в детстве.
В исследовании приняли участие 44 женщины, возраста от 25 до 45 лет, имеющих детей от 3 до 8 лет, где старшему ребенку не более 8 лет на предмет восприятия образа матери и отношения к собственной материнской роли. Критерий возраста старшего ребенка (не более 8 лет) важен в связи со становлением родительского отношения и стиля воспитания, но при этом ребенок еще не достиг возраста препубертата. Для проведения исследования использовался анкетный опрос и следующие психодиагностические методики: методика «Представление об идеальном родителе» Р.В. Овчаровой была адаптирована под цели исследования и применялась в данной работе в двух вариантах: первый вариант предполагал ретроспективный анализ, для которого женщинам было предложено вспомнить годы совместной жизни с матерью с периода раннего детства и дать описание своей матери – «какая моя мама», в зависимости от выраженности определенных качеств характера у их матерей. Во втором варианте методики женщинам было предложено оценить себя, «какая я мать». По методике «ПОР/ADOR» (Подростки о родителях) для получения ретроспективной картины материнского стиля воспитания, участвующим в исследовании женщинам было предложено вспомнить свои отношения с матерью в детском и подростковом возрасте и, исходя из собственного опыта, описать эти отношения, используя утверждения методики. Методика «PARI» (инструмент исследования отношения родителей) в данном исследовании использовалась частично. Для работы был взят блок «Отношение к семейной роли», который демонстрирует отношение женщины с собственной материнской роли.
В ходе обработки результатов анкетирования исследуемой группы, основываясь на показателях по определенным характеристикам, таким как: высокий уровень образования, высокий процент замужества, заинтересованность в подготовке к беременности, родам и воспитании ребенка – можно говорить о достаточно высокой положительной ориентированности на материнскую роль опрашиваемых женщин, их осознанное, ответственное отношение к планированию и рождению ребенка, а также, достаточно высоком социальном статусе. По методике Р.В. Овчаровой выборка была разделена на три группы, на основании соотнесения представлений о себе и о своей матери: в первую группу (15 чел.) вошли женщины, которые дали высокую положительную оценку своей матери, себе такую же или чуть ниже (я такая же или почти такая же, как моя мама); вторую группу (19 чел.) составили женщины, давшие достаточно высокую оценку своей матери и более высокую оценку себе (я лучше, чем моя мама); в третью группу (10 чел.) вошли женщины, давшие отрицательную оценку своим матерям и отрицательную оценку себе, но с разницей в положительную сторону (я лучше, чем моя мама, но еще не достаточно хорошая). Стоит отметить тот факт, что среди опрошенных не оказалось женщин, которые оценили бы себя хуже, чем свою мать. Учитывая то, что женщины, составляющие выборку исследования, принадлежат к одной социальной группе, можно предположить, что при расширении социального диапазона опрашиваемых характеристики деления на группы и конечные результаты могут быть более разноплановыми.
Далее было проведено сравнение результатов методики «ПОР» между тремя выделенными группами, используя критерий Манна-Уитни, после чего было проведено сравнение трех групп по показателям отношения к семейной роли по методике «PARI» при помощи критерия Манна-Уитни. Для обнаружения связей между особенностями воспитания и компонентами отношения к семейной роли был проведен корреляционный анализ по методу Спирмена. В результате обработки и интерпретации результатов исследования, были сделаны следующие выводы:
- Женщины, оценившие себя, как родителя более позитивно, чем своих матерей, ретроспективно оценили своих матерей, как более директивных и менее автономных.
- Женщины, давшие схожие характеристики себе и матери, ретроспективно оценили своих матерей, как более позитивных, менее враждебных и менее непоследовательных в воспитании.
- Женщины, оценившие свои родительские характеристики выше материнских, ретроспективно оценивают матерей, как более заинтересованных и менее враждебных по отношению к себе в детском возрасте.
- Женщины, давшие примерно одинаковые оценки себе и матери, в реализации своей семейной роли имеют более высокие показатели по шкале семейных конфликтов и несамостоятельности, чем те, кто оценил себя выше матери.
- Чем выше у женщин ретроспективная оценка враждебности матери, тем выше показатели их несамостоятельности и безучастности мужа в реализации собственной материнской роли.
- Чем ниже показатели директивности матери в детстве, тем выше зависимость от семейной роли.
- У женщин, имеющих положительный опыт во взаимоотношениях с матерью, с приблизительно равной оценкой и себя и своей матери, выше ориентированность на своего ребенка. В таком случае, достаточно высоко выраженную автономность при высоком показателе позитивного интереса, можно расценивать как разумную свободу в действиях ребенка.
- Женщины, оценивающие себя лучше матери, так же ориентированы на своего ребенка, но уровень контроля в этих взаимоотношениях может быть выше ввиду высокого показателя директивности.
Можно предположить, что у женщин, имеющих отрицательный опыт взаимоотношений с матерью в детстве, с точки зрения психоанализа, происходит бессознательный перенос материнского образа на партнера или же на ребенка. Это может выражаться в проявлении враждебности в семье при безучастном отношении мужа, т.е., женщине может быть «недостаточно» помощи или внимания со стороны мужа, как было недостаточно внимания со стороны ее матери в детстве, и она выказывает свое недовольство данным фактом посредством конфликтного поведения. Неосознанно транслируемые на близких детские обиды на мать могут выражаться в недовольстве ребенком или супругом, так как женщина продолжает в лице родных «разбираться» со своей матерью.
Также у женщин с отрицательным опытом взаимоотношений с матерью в детстве ретроспективная картина воспитания имеет высокий показатель автономности при более низкой выраженности позитивного интереса, что может говорить об отстраненном отношении матери к своему ребенку. У женщин с таким анамнезом, оценка себя, как матери, при динамике в положительную сторону все же имеет отрицательную характеристику.
Таким образом, резюмируя выводы по результатам анализа, можно сказать о том, что опыт взаимоотношений с матерью является для женщины прототипом собственной материнской роли.
Литература
- Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству /Вопросы психологии. 2000. № 5. С. 18-27.
- Молнар А.С. Материнство как положительный опыт трансформации самоотношения у женщин: качественное исследование // Смоленский медицинский альманах. 2022. № 3. С. 5-8.
- Овчарова Р.В. Психология родительства: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2005. 386 с.
- Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учеб. пособие. Москва: МПСИ, 2006. 496 с.
- Филиппова Г.Г. Психология материнства: учеб. пособие. Москва: Издательство Института Психотерапии, 2002. 240 с.
- The journal of neuroscience. Female-Specific Intergenerational Transmission Patterns of the Human Corticolimbic Circuitry. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.jneurosci.org/content/36/4/1254 (дата обращения: 09.12.2022).
Комментарии
Добавить комментарий