Отношение к родительству у современной учащейся молодежи

Разделы психологии: 

Е.А. Журавлева

В статье проводится краткий анализ определений родительства, его факторов и компонентов, приведены данные по психологическим трудностям родительства, демонстрируются результаты опроса студентов, позволившего подтвердить неготовность к родительству большинства респондентов, обучающихся в вузе, большинство из которых, в целом, положительно относятся к собственному опыту принятия в семье и родителям. Они не рассматривают родительство как линию самореализации, планируя вместе с тем изменения социального статуса и статуса личных взаимоотношений на брачно-семейную в течение ближайшего пятилетия. Основными страхами родительства для современной молодежи являются страхи психического нездоровья ребенка, в том числе, компьютерной и игровой зависимости, собственной несостоятельности в решении проблем семьи и ответственности, и, в целом, страхи несчастья, небезопасности среды, неготовности к родам и смене статуса и др. Многие из страхов возникают из-за низкой информированности, а также из-за избегания ответственности. В этой связи дисциплины и занятия, направленные на развитие компонентов готовности к родительству – актуальны, их содержание может быть индивидуализированным под запрос и опыт каждого будущего родителя.

Ключевые слова: готовность к родительству, молодежь, родители, студенты, представления о роли родителя, страхи родителей.

E.A. Zhuravleva

ATTITUDE TO PARENTHOOD AMONG MODERN STUDENTS

The article provides a brief analysis of the definitions of parenthood, its factors and components, data on the psychological difficulties of parenthood, demonstrates the results of a survey of students, which allowed to confirm the unpreparedness for parenthood of the majority of respondents studying at the university, most of whom, in general, have a positive attitude to their own experience of adoption in the family and parents. The respondents do not consider parenthood as a line of self-realization, planning at the same time to change the social status and status of personal relationships to marriage and family within the next five years. The main fears of parenthood for modern youth are fears of mental ill health of the child, including computer and gaming addiction, their own failure in solving family problems and responsibility, and, in general, fears of unhappiness, insecurity of the environment, unwillingness to give birth and change of status, etc. Many of the fears arise from low awareness, as well as from avoiding responsibility. In this regard, disciplines and classes aimed at developing the components of readiness for parenthood are relevant; their content can be individualized to the request and experience of each future parent.

Keywords: readiness for parenthood, youth, parents, students, ideas about the role of a parent, fears of parents.

Многие авторы начинают проводить исследования феномена современного родительства, искать причины откладывания рождения первенцев, вслед за данными соцопросов, выделять факторы родительской тревожности и, наоборот, успешности детско-родительских отношений, определять условия и показатели готовности к выполнению родительской роли у молодежи [2; 3; 5; 7; 8; 9; 12; 13; 14; 15; 16]. Существует и социальный запрос на развитие родительской компетентности будущих родителей уже на этапе юношеского возраста, как предпосылки осознанного принятия решения и функциональности в его реализации, профилактики семейного неблагополучия.

Согласно данным Росстата [6], молодежь России откладывает рождение детей, причем осознанный отказ скорее исключение, чем массовый тренд (4%), в связи с повышением значимости профессиональной самореализации женщины, необходимости принципиального изменения образа жизни пары в целом, удлинением периода сепарации от родительской семьи и первичной социализации, восприятием изменения социального статуса как ограничивающего возможности дальнейшей самореализации, тревогой за нездоровье младенца и др. Представления о высоких требованиях к качеству семейных отношений, в том числе транслируемые в интернет-пространстве социальные стереотипы, ожидания как недостаточности обеспечения поддержки расширенной семьи и государства, так возникновения проблем материально-жилищного характера, в особенности после рождения нескольких детей, неуверенность в партнере, по данным исследования Агентства стратегических инициатив (АСИ 2022 год) [11] – наиболее часто относятся к причинам планировании малодетной семьи, также подчеркивается факт так называемой «демографической ямы» в начале века в России.

Вместе с тем, по данным исследований представлений о родительстве, ожидания молодых супругов могут быть неоправданными, а значимость любви, психологической близости в детско-родительских отношениях, счастья каждого члена в семье – трансформируются часто в сверхценность, повышающей тревожность в связи с ответственностью, не только для молодой матери, но и для отца ребенка/детей. Важны сформированные навыки сотрудничества и умения договариваться, достаточность компетенций в решении задач воспитания, обучения и развития ребенка. 66% респондентов опросов АСИ не исключали возможность создания многодетной семьи, но только при определенных обстоятельствах. Исследования причин нереалистичных ожиданий будущих родителей [12; 15] прояснили, что информация о воспитании детей до родов, развитие критического мышления для понимания ограничений или возможностей принятия ответственности за родительские обязанности, обучение осознанности в преодолении давления социума на молодых родителей в период появления первого ребенка – способствуют снижению риска психологических трудностей и разочарований в родительстве.

Готовность к родительству является системным качеством личности, включающим совокупность не только ценностей и мотивов иметь ребенка, но и потребности в заботе, в уходе и ухаживании за малышом, которая может потребовать существенного изменения образа жизни, автономии от расширенной семьи и субъектности в принятии решений относительно ребенка и самостоятельности (финансовой, социальной), а также родительская ответственность, тип родительского отношения, родительские чувства, установки (в том числе репродуктивные), и др. [10].

«Родительские чувства представляют собой динамичный эмоциональный комплекс от умиления до холодящего страха и безмерной ответственности. Обретение этих чувств делает человека абсолютно взрослым» (Л.А. Першина).

Вполне современным видится тренд на анализ и понимание собственного психологического опыта в качестве ребенка, проработанности страхов и тревоги с психологом при отсутствии позитивного опыта любви и принятия в собственной семье [12].

Родительские ожидания как компоненты родительства обусловлены не только предположения о должном в отношении собственного поведения, но и поддержки расширенной семьи, признания окружающими изменения социального статуса, значимости мнения в связи с собственным ребенком/детьми, и некоторые представления о будущем и самом малыше (до и после его появления на свет).

Формирование представлений о ценностях семьи, ее функций, стадии жизненного цикла семьи, понимания основных психологических проблем семьи на различных этапах, значимости развития отношений привязанности, способностей к ментализации, контейнированию и валидации эмоций детей – могут выступать задачами дисциплин психологического цикла в вузе, особенно, курсов «Возрастная и педагогическая психология», «Психология семьи» (студенты бакалавриата психологического и психолого-педагогического образования), «Особенности развития современной российской семьи», «Психологическая помощь семьям разных категорий», «Психологическое консультирование социально уязвимых групп» (магистратура).

В процессе освоения указанных дисциплин оказывается значимым выявление не только личного семейного опыта и составления генограммы семьи, определения родительских установок и посланий, проекций этих посланий на собственных будущих детей, но даже диагностики личных особенностей, связанных с копинг-поведением, импульсивностью и агрессией, в определенной мере связанных с будущим родительским поведением. Со студентами бакалавриата и магистратуры обсуждаются зрелые мотивы родительства, которые оказываются недостаточно осознанными и присвоенными. Так, по нашим наблюдениям, увеличивается количество студентов с инструментальными мотивами и мотивами социального признания как основными побудительными факторами родительства.

Как правило, освоение темы, связанной со страхами современных родителей, вызывает особый интерес и активность студентов, так как позволяет вполне открыто вербализовать и проблематизировать реальные причины избегания родительской роли, объединиться в группы по доминирующим представлениям, снизить влияние психологических защит для уменьшения социально желательных ответов. Бояться может каждый родитель, даже будущий. Опорой для интерактивных занятий становятся статьи по тематике, и, особенно сборник Родительство 2.0 [1].

Мы спросили обучающихся (19-23 года, 80 чел.), какие страхи являются принципиальными для родительства. К таковым студенты отнесли (количество выборов представленных ответов – по нисходящей): психического нездоровья, аффективных и поведенческих расстройств детей, их игровой зависимости и нетрадиционной сексуальной ориентации; страхи незавершения учебы, в целом, сниженной обучаемости, несостоятельности, несамостоятельности; буллинга и агрессии в отношении ребенка, родительского бессилия; перед болезнями и прививками; потери контакта с ребенком; несчастья жизни у детей; потери ребенка; перед киберпространством и, в целом, цифровой захваченностью; небезопасности среды; неготовности к родам и смене статуса и др.

Обратим внимание, что многие страхи, действительно, оправданы выявленными в исследованиях современными тенденциями, вместе с тем, только некоторые касаются личностных факторов, больше – социальных. Студенты интересовались как вопросами повышения родительских компетенций (в том числе в преодолении кризисов семьи, развития читательской грамотности детей, их социальных навыков, поддержки в условиях стресса и пр.), так и возможностями получения помощи государства и социальных институтов родителям в решении трудностей здоровья ребенка (при их возникновении). Работа с неадаптивными установками, иррациональными убеждениями (например, обсуждение правил «достаточно хорошего родительства») в условиях высоких требований общества к родителям оказалась перспективной в снижении тревоги будущих родителей.

Студентов спросили про планы брака и рождения детей на ближайшие 5 лет, результаты представлены на рис. 1. Таким образом, несмотря на то, что большинство студентов задумывается о браке, рождение детей не входит в планы почти 70% обучающихся, что подтверждает указанную выше статистику, молодые люди откладывают рождение детей на возраст после 26 лет.

Семантический анализ ассоциативных эссе на темы «родителей и детей» показал, что для студентов (выбраны ответы с наибольшей частотностью):

– «Родитель» связан с понятиями и характеристиками, как: «близкий» (6,71), «любовь, любить» (2,68), «родственник» (2,01), «всегда рядом» (1,34), «дает заботу» (1,34), «поддержка» (1,34), «безопасность» (1,34) и др. Указанные качества могут косвенно свидетельствовать о, в целом, положительном опыте любви, принятия и заботы в семьях респондентов. Также встречались: «сложнее всего выстроить общение», «страх», «чужие мне».

– «Дети» определяются понятиями в следующем семантическом поле: «маленькая/ие» (6,33), «счастье» (6,33), «ответственность» (3,80), «источник радости» (2,53), «познание» (2,53), эмоция (2,53), энергия (2,53) и др. Встречались: «я сама ребенок», «ужас», «не хочу даже думать», «страдалец».

Гистограмма распределения ответов обучающейся молодежи
Рисунок 1 – Гистограмма распределения ответов обучающейся молодежи о планах брака и рождения детей на ближайшие 5 лет

Таким образом, для обучающейся в вузе молодежи (большинство из которых, в целом, положительно относятся к собственному опыту принятия в семье и родителям), может быть не свойственен выбор родительства как линии самореализации на ближайшую перспективу. Вместе с тем, большинство планирует изменения социального статуса и статуса личных взаимоотношений на брачно-семейную в течение ближайшего пятилетия. К детям отношение скорее дистантное, но положительное. Основными страхами родительства для современной молодежи являются страхи психического нездоровья ребенка, в том числе, компьютерной и игровой зависимости, собственной несостоятельности в решении проблем семьи и ответственности, и, в целом, страхи несчастья, небезопасности среды для его рождения, неготовности к родам и смене статуса и др. Многие из страхов возникают из-за низкой информированности, а также из-за избегания ответственности. В этой связи дисциплины и занятия, призванные информировать о возможностях поддержки и помощи семье в развитии и воспитании ребенка, формировать адекватную мотивацию родительства, другие компоненты готовности, в том числе родительскую компетентность в определении, профилактике, коррекции, при необходимости, психологического нездоровья ребенка и дезадаптивных родительских отношений – являются актуальными. Их содержание может быть индивидуализированным под запрос и опыт каждого будущего родителя.

Литература

  1. Авдеева А., Исупова О. и др. Родительство 2.0: Почему современные родители должны разбираться во всем? Москва: Альпина Паблишер, 2021. 164 с.
  2. Акутина С.П., Бобырев А.В. Подготовка современных старшеклассников к брачно-семейным отношениям как фактор их адаптации и интеграции в обществе // Наука XXI века: вопросы, гипотезы, ответы. 2014. № 3. С. 26-30.
  3. Белановская М.Л. Субъективная готовность к браку и родительству у мужчин и женщин в возрасте ранней взрослости // Горизонты зрелости: сборник тезисов участников Пятой Всероссийской научно-практической конференции по психологии развития (Москва, 16-18 ноября 2015 г.). Москва: ГБОУ ВПО МГППУ, 2015. С. 138-141.
  4. Белых Т.В. Трансформация семейных ценностей // Трансформация идеи гражданского общества в контексте социальных изменений: сборник статей по материалам первой международной конференции (Белгород, 30 октября 2014 г.). Белгород: ИД «Белгород», 2014. С. 191-196.
  5. Ванюхина Н.В., Семенова-Полях Г.Г. Психологическая готовность молодежи к брачно-семейным отношениям: сравнительный аспект // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 306-309.
  6. Галкин С.С., Михеева Л.Ю. и др. Семья и дети в России. 2021: статистический сборник. Москва: Перо, 2022. 120 c.
  7. Долгих А.Г. Представления современной молодежи о предстоящем материнстве и отцовстве как компонент психологической готовности к будущему родительству: автореф. дисс. … канд. психол. наук: 19.00.13. Москва, 2018. 36 с.
  8. Дюльдина Ж.Н. Семейные ценности и традиции как основы основ российского общества и государства // Власть. 2013. № 11. С. 97-100.
  9. Емельянова Т.П., Шмидт Д.А. Социальные представления о брачном партнере: поколенческий подход // Социальная психология и общество. 2021. Т. 12. № 1. С. 126-142.
  10. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учеб. пособие. Москва: МПСИ, 2006. 496 с.
  11. Опрос показал, сколько россиян хотят иметь детей. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://ria.ru/20221222/issledovanie-1840408684.html (дата обращения: 21.02.2023).
  12. Радостева А.Г. Родительство как психологическое явление. Факторы, влияющие на его формирование // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2013. № 1. С. 100-108.
  13. Щетинина Е.С. Самоопределение молодежи: ценности создания семьи и мотивы родительства Представления о семье у современной молодежи // Молодой ученый. 2022. № 3 (398). С. 392-395.
  14. Яковлев А.С. Становление новой парадигмы семейной политики в условиях мирового кризиса // Bulletin of the Volga Region Institute of Administration. 2022. Vol. 22. № 3. С. 40-48.
  15. Sanders R.E., Lehmann J., Gardner F. New Parents’ Idealistic Expectations of Parenthood: The Impact of Preconceived Ideas // Sanders Journal of Family Issues. 2021. Vol. 44. Issue 3. PP. 850-871.
  16. Spiteri G., Borg Xuereb R. and act. Preparation for parenthood: a concept analysis // Journal of Reproductive and Infant Psychology. 2014. Vol.32 (2). PP. 148-165.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

6 окт 2023

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

Для цитирования: 

Журавлева Е.А. Отношение к родительству у современной учащейся молодежи // Актуальные проблемы педагогики и психологии: сборник статей и тезисов по материалам VIII Международной научно-практической конференции / Науч. ред. Т.В. Христидис – М.: МГИК, 2023. – С. 168-175.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки