Формирование профессиональных компетенций студентов в вузах с учетом современных требований рынка труда

Разделы психологии: 

О.А. Баковкина

В статье раскрывается проблема формирования профессиональных компетенций у студентов в вузах, необходимых для обеспечения российского рынка труда специалистами, обладающими необходимыми соответствующими знаниями, навыками и возможностями. В соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов профессиональные компетенции формируются с учетом профессиональных стандартов. Наиболее важными компетенциями для сотрудников являются критическое мышление и умение принимать решение, информационно-компьютерная грамотность, эффективная работа в команде, креативность и др.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, высшее образование, работодатель, практические навыки, рынок труда.

O.A. Bakovkina

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF STUDENTS IN UNIVERSITIES TAKING INTO ACCOUNT MODERN REQUIREMENTS OF THE LABOR MARKET

The article reveals the problem of the formation of professional competencies among students at universities, which are necessary to provide the Russian labor market with specialists with the necessary relevant knowledge, skills and capabilities. In accordance with the requirements of federal state standards, professional competencies are formed taking into account professional standards. The most important competencies for employees are critical thinking and decisionmaking skills, information and computer literacy, effective teamwork, creativity, etc.

Keywords: professional competencies, higher education, employer, practical skills, labor market.

Формирование профессиональных компетенций студентов в вузах является одной из ключевых задач образовательной системы в нашей современной экономике. Для обеспечения успешной карьеры и конкурентоспособности в условиях современного рынка труда, студенты должны быть оснащены не только теоретическими знаниями, но и практическими навыками и опытом работы в своей области.

Современный рынок труда предъявляет к специалистам высокие требования, такие как быстрое приспособление к изменениям, способность решать сложные задачи, работать в команде, развивать новые идеи, оснащенность цифровыми технологиями и др. Поэтому, вузы должны подготавливать студентов, учитывая эти требования и современные тенденции на рынке труда. Формирование профессиональных компетенций должно стать одной из приоритетных образовательных задач вузов.

Один из способов обеспечения формирования профессиональных компетенций – это использование инновационных методов обучения, включая применение цифровых технологий, интерактивные методы обучения и проекторно-ориентированное обучение. Данные методы позволяют студентам получать новые знания и опыт не только на теоретическом, но и на практическом уровне. Это помогает им развивать навыки, которые будут необходимы на рынке труда.

В соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов профессиональные компетенции формируются с учетом профессиональных стандартов. Так, чтобы молодой специалист был востребован, необходимо учитывать требования рынка труда. Профессиональные организации и компании в разных отраслях экономики также могут играть важную роль в формировании профессиональных компетенций будущих специалистов. Они могут предоставлять студентам стажировки, обучение на рабочем месте и другие возможности для практического обучения. Также вузы могут установить партнерские отношения с такими организациями и компаниями, так называемыми потенциальными работодателями, что позволит им создать образовательные программы, соответствующие требованиям рынка труда и направленные на формирование конкретных профессиональных компетенций.

На сегодняшний день большинство выпускников вузов и молодых специалистов, имеющих высшее образование, находятся в поисках работы. Диплом об окончании вуза не всегда является показателем качества подготовки, так же, как и то, что молодой специалист будет справляться успешно с возложенными на него обязанностями.

Во многих вузах ведется статистика о профильном трудоустройстве. К сожалению, лишь 30% выпускников работают по специальности.

Стоит учитывать то, что существует разница между компетенциями, которыми выпускник овладел при обучении и теми компетенциями, которые необходимы работодателю. Компетенции выпускника должны выходить за рамки дисциплинарных знаний и умений, которые традиционно лежат в основе вузовской подготовки. Современный молодой специалист должен обладать такими компетенциями, как эффективное принятие решений и решение проблем; грамотное расставление приоритетов при решении задач и проблем; эффективная работа в команде; Понимание процессов, протекающих внутри организации, и корпоративную культуру; проактивность; самоконтроль и лидерство; способность к самообучению.

При приеме на работу большинство работодателей оценивают новых сотрудников с помощью различных инструментов такие компетенции, как критическое мышление, эффективная коммуникация и работа в команде, а также генерирование идей. Так же ключевыми компетенциями для выпускников являются устная и письменная коммуникабельность, эффективная работа в команде, организационная осведомленность, аналитическое мышление, умение решать проблемы, инициативность и мотивация, нацеленность на результат, планирование и организация деятельности, гибкость и Адаптивность к новым условиям.

Наиболее важными компетенциями для сотрудников являются критическое мышление и умение принимать решение, информационно-компьютерная грамотность, эффективная работа в команде, креативность. Стоит отметить, что у большинства нанятых выпускников наибольший дефицит представляют такие компетенции, как письменная коммуникация, лидерство, корпоративная этика, критическое мышление и умение решать проблемы, самоорганизация.

Подчеркнем, что вследствие несформированности ключевых компетенций, срок адаптации молодого специалиста составляет от полутора до двух лет. Неспособность новых сотрудников влиться в деятельность организации влечет за собой ошибки в работе и вынуждает организацию затрачивать крупные суммы на дополнительное образование.

Как уже было отмечено, для формирования профессиональных компетенций студентов, наряду с теоретическими знаниями необходимы практические навыки и опыт работы в выбранной области. Поэтому, современные образовательные учреждения должны создавать условия для того, чтобы студенты могли получать необходимый практический опыт работы, который обязательно будет им пригодиться в будущей профессиональной деятельности.

Одним из методов формирования профессиональных компетенций студентов является использование интерактивных методов обучения. Эти методы включают в себя: дискуссии, игровые формы обучения, деструктурированные дискуссии, методы решения проблем, диалоги, учебные деловые игры и др. Такие методы обучения повышают мотивацию студентов и помогают им лучше усваивать материал, особенно в контексте обучения взаимодействию, коммуникации и принятия решений в команде, так как современные работодатели ищут работников, которые владеют этими навыками.

Кроме того, для формирования профессиональных компетенций студентов вузы могут воспользоваться проектно-ориентированным подходом к обучению, который направлен на решение конкретных задач и развитие навыков в соответствующей профессиональной области. В рамках проектно-ориентированного подхода, студенты проходят тренировочную практику, где они участвуют в реальных проектах, что помогает им лучше понимать особенности профессиональной деятельности и формировать соответствующие компетенции.

К тому же, существуют и другие методы формирования профессиональных компетенций студентов, такие как: использование новых информационных технологий, интернет-ресурсов и мультимедиа, совместное обучение с работодателями и проведение специализированных семинаров и мастер-классов.

Таким образом, формирование профессиональных компетенций студентов в вузах играет важную роль в современном обществе и экономике. Для обеспечения конкурентоспособности на рынке труда, вузам следует использовать инновационные методы обучения и сотрудничать с профессиональными организациями и компаниями. Вместе с тем, необходимо учитывать особенности конкретной профессиональной области и разрабатывать индивидуальный подход к формированию профессиональных компетенций у каждого студента.

В заключение, формирование профессиональных компетенций студентов в вузах должно быть основным приоритетом образовательной системы в стране. Для обеспечения успешной карьеры и конкурентоспособности, студенты должны быть оснащены не только теоретическими знаниями, но и практическими навыками и опытом работы в своей области. Для этого необходимо использовать инновационные методы обучения и партнерские отношения с профессиональными организациями и компаниями.

Обобщая вышеупомянутого, можно заключить, что эффективное формирование профессиональной компетентности студентов в условиях требований рынка труда возможно в том случае, если будет сформирована связь между вузом и потенциальными работодателями; обеспечена необходимая для этого материально-техническая база; соблюдены все требования федерального образовательного стандарта и профессиональных стандартов; реализация междисциплинарных связей в процессе обучения; сформирована готовность преподавателей вуза к применению современных подходов в ходе обучения; моделирование и использование профессионально значимых задач, позволяющих студентам получить умения и навыки, востребованные будущей профессиональной деятельностью.

Литература

  1. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. Москва: Логос, 2009. 336 с.
  2. Зарубина Е.М. Формирование управленческой профессиональной компетенции студентов технических специальностей университета: автореф. дисс. … канд. пед. наук: 13.00.08. Магнитогорск. 2009. 22 с.
  3. Новашина М.С. Применение методов Леонардо да Винчи в образовании студентов вуза // Актуальные вопросы благополучия личности: психологический, социальный и профессиональный контексты: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (Ханты-Мансийск, 17 ноября 2022 г.) / отв. ред. О.С. Овсянникова. Ханты-Мансийск: Югорский государственный университет, 2022. С. 421-425.
  4. Сибикина И.В., Квятковская И.Ю., Космачева И.М. Оценка уровня сформированности компетенции студента вуза на примере графовой модели // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2014. Т. 2. № 1 (75). С. 179-185.
  5. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2004. № 3. С. 24.
  6. Тельнов Ю.Ф. Интеллектуальные информационные системы. Москва: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2004. 82 с.
  7. Христидис Т.В. Новые парадигмы дидактики высшей школы // Актуальные проблемы педагогики и психологии: материалы VII Международной научно-практической конференции (Москва, 24 марта 2022 г.) / науч. ред. Т.В. Христидис. Москва: МГИК, 2022. С. 7-12.
  8. Шамсутдинова Т.М. К проблеме развития алгоритмического мышления учащихся // Информатика и образование. 2008. № 11. С. 33-38.
  9. Voronin V.N., Iontseva M.V. Developments of the Graduates' Competences for Modern Labor Market // Culture, Personality, Society in the Conditions of Digitalization: Methodology and Experience of Empirical Research Conference, KnE Social Sciences. XXIII International Conference. 2020. PP. 135-145.;

Автор(ы): 

Дата публикации: 

6 окт 2023

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

Для цитирования: 

Баковкина О.А. Формирование профессиональных компетенций студентов в вузах с учетом современных требований рынка труда // Актуальные проблемы педагогики и психологии: сборник статей и тезисов по материалам VIII Международной научно-практической конференции / Науч. ред. Т.В. Христидис – М.: МГИК, 2023. – С. 71-76.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки