Разделы психологии:
О.А. Баковкина
Ключевые слова: профессиональные компетенции, высшее образование, работодатель, практические навыки, рынок труда.
O.A. Bakovkina
FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF STUDENTS IN UNIVERSITIES TAKING INTO ACCOUNT MODERN REQUIREMENTS OF THE LABOR MARKET
Keywords: professional competencies, higher education, employer, practical skills, labor market.
Формирование профессиональных компетенций студентов в вузах является одной из ключевых задач образовательной системы в нашей современной экономике. Для обеспечения успешной карьеры и конкурентоспособности в условиях современного рынка труда, студенты должны быть оснащены не только теоретическими знаниями, но и практическими навыками и опытом работы в своей области.
Современный рынок труда предъявляет к специалистам высокие требования, такие как быстрое приспособление к изменениям, способность решать сложные задачи, работать в команде, развивать новые идеи, оснащенность цифровыми технологиями и др. Поэтому, вузы должны подготавливать студентов, учитывая эти требования и современные тенденции на рынке труда. Формирование профессиональных компетенций должно стать одной из приоритетных образовательных задач вузов.
Один из способов обеспечения формирования профессиональных компетенций – это использование инновационных методов обучения, включая применение цифровых технологий, интерактивные методы обучения и проекторно-ориентированное обучение. Данные методы позволяют студентам получать новые знания и опыт не только на теоретическом, но и на практическом уровне. Это помогает им развивать навыки, которые будут необходимы на рынке труда.
В соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов профессиональные компетенции формируются с учетом профессиональных стандартов. Так, чтобы молодой специалист был востребован, необходимо учитывать требования рынка труда. Профессиональные организации и компании в разных отраслях экономики также могут играть важную роль в формировании профессиональных компетенций будущих специалистов. Они могут предоставлять студентам стажировки, обучение на рабочем месте и другие возможности для практического обучения. Также вузы могут установить партнерские отношения с такими организациями и компаниями, так называемыми потенциальными работодателями, что позволит им создать образовательные программы, соответствующие требованиям рынка труда и направленные на формирование конкретных профессиональных компетенций.
На сегодняшний день большинство выпускников вузов и молодых специалистов, имеющих высшее образование, находятся в поисках работы. Диплом об окончании вуза не всегда является показателем качества подготовки, так же, как и то, что молодой специалист будет справляться успешно с возложенными на него обязанностями.
Во многих вузах ведется статистика о профильном трудоустройстве. К сожалению, лишь 30% выпускников работают по специальности.
Стоит учитывать то, что существует разница между компетенциями, которыми выпускник овладел при обучении и теми компетенциями, которые необходимы работодателю. Компетенции выпускника должны выходить за рамки дисциплинарных знаний и умений, которые традиционно лежат в основе вузовской подготовки. Современный молодой специалист должен обладать такими компетенциями, как эффективное принятие решений и решение проблем; грамотное расставление приоритетов при решении задач и проблем; эффективная работа в команде; Понимание процессов, протекающих внутри организации, и корпоративную культуру; проактивность; самоконтроль и лидерство; способность к самообучению.
При приеме на работу большинство работодателей оценивают новых сотрудников с помощью различных инструментов такие компетенции, как критическое мышление, эффективная коммуникация и работа в команде, а также генерирование идей. Так же ключевыми компетенциями для выпускников являются устная и письменная коммуникабельность, эффективная работа в команде, организационная осведомленность, аналитическое мышление, умение решать проблемы, инициативность и мотивация, нацеленность на результат, планирование и организация деятельности, гибкость и Адаптивность к новым условиям.
Наиболее важными компетенциями для сотрудников являются критическое мышление и умение принимать решение, информационно-компьютерная грамотность, эффективная работа в команде, креативность. Стоит отметить, что у большинства нанятых выпускников наибольший дефицит представляют такие компетенции, как письменная коммуникация, лидерство, корпоративная этика, критическое мышление и умение решать проблемы, самоорганизация.
Подчеркнем, что вследствие несформированности ключевых компетенций, срок адаптации молодого специалиста составляет от полутора до двух лет. Неспособность новых сотрудников влиться в деятельность организации влечет за собой ошибки в работе и вынуждает организацию затрачивать крупные суммы на дополнительное образование.
Как уже было отмечено, для формирования профессиональных компетенций студентов, наряду с теоретическими знаниями необходимы практические навыки и опыт работы в выбранной области. Поэтому, современные образовательные учреждения должны создавать условия для того, чтобы студенты могли получать необходимый практический опыт работы, который обязательно будет им пригодиться в будущей профессиональной деятельности.
Одним из методов формирования профессиональных компетенций студентов является использование интерактивных методов обучения. Эти методы включают в себя: дискуссии, игровые формы обучения, деструктурированные дискуссии, методы решения проблем, диалоги, учебные деловые игры и др. Такие методы обучения повышают мотивацию студентов и помогают им лучше усваивать материал, особенно в контексте обучения взаимодействию, коммуникации и принятия решений в команде, так как современные работодатели ищут работников, которые владеют этими навыками.
Кроме того, для формирования профессиональных компетенций студентов вузы могут воспользоваться проектно-ориентированным подходом к обучению, который направлен на решение конкретных задач и развитие навыков в соответствующей профессиональной области. В рамках проектно-ориентированного подхода, студенты проходят тренировочную практику, где они участвуют в реальных проектах, что помогает им лучше понимать особенности профессиональной деятельности и формировать соответствующие компетенции.
К тому же, существуют и другие методы формирования профессиональных компетенций студентов, такие как: использование новых информационных технологий, интернет-ресурсов и мультимедиа, совместное обучение с работодателями и проведение специализированных семинаров и мастер-классов.
Таким образом, формирование профессиональных компетенций студентов в вузах играет важную роль в современном обществе и экономике. Для обеспечения конкурентоспособности на рынке труда, вузам следует использовать инновационные методы обучения и сотрудничать с профессиональными организациями и компаниями. Вместе с тем, необходимо учитывать особенности конкретной профессиональной области и разрабатывать индивидуальный подход к формированию профессиональных компетенций у каждого студента.
В заключение, формирование профессиональных компетенций студентов в вузах должно быть основным приоритетом образовательной системы в стране. Для обеспечения успешной карьеры и конкурентоспособности, студенты должны быть оснащены не только теоретическими знаниями, но и практическими навыками и опытом работы в своей области. Для этого необходимо использовать инновационные методы обучения и партнерские отношения с профессиональными организациями и компаниями.
Обобщая вышеупомянутого, можно заключить, что эффективное формирование профессиональной компетентности студентов в условиях требований рынка труда возможно в том случае, если будет сформирована связь между вузом и потенциальными работодателями; обеспечена необходимая для этого материально-техническая база; соблюдены все требования федерального образовательного стандарта и профессиональных стандартов; реализация междисциплинарных связей в процессе обучения; сформирована готовность преподавателей вуза к применению современных подходов в ходе обучения; моделирование и использование профессионально значимых задач, позволяющих студентам получить умения и навыки, востребованные будущей профессиональной деятельностью.
Литература
- Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. Москва: Логос, 2009. 336 с.
- Зарубина Е.М. Формирование управленческой профессиональной компетенции студентов технических специальностей университета: автореф. дисс. … канд. пед. наук: 13.00.08. Магнитогорск. 2009. 22 с.
- Новашина М.С. Применение методов Леонардо да Винчи в образовании студентов вуза // Актуальные вопросы благополучия личности: психологический, социальный и профессиональный контексты: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (Ханты-Мансийск, 17 ноября 2022 г.) / отв. ред. О.С. Овсянникова. Ханты-Мансийск: Югорский государственный университет, 2022. С. 421-425.
- Сибикина И.В., Квятковская И.Ю., Космачева И.М. Оценка уровня сформированности компетенции студента вуза на примере графовой модели // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2014. Т. 2. № 1 (75). С. 179-185.
- Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2004. № 3. С. 24.
- Тельнов Ю.Ф. Интеллектуальные информационные системы. Москва: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2004. 82 с.
- Христидис Т.В. Новые парадигмы дидактики высшей школы // Актуальные проблемы педагогики и психологии: материалы VII Международной научно-практической конференции (Москва, 24 марта 2022 г.) / науч. ред. Т.В. Христидис. Москва: МГИК, 2022. С. 7-12.
- Шамсутдинова Т.М. К проблеме развития алгоритмического мышления учащихся // Информатика и образование. 2008. № 11. С. 33-38.
- Voronin V.N., Iontseva M.V. Developments of the Graduates' Competences for Modern Labor Market // Culture, Personality, Society in the Conditions of Digitalization: Methodology and Experience of Empirical Research Conference, KnE Social Sciences. XXIII International Conference. 2020. PP. 135-145.;
Комментарии
Добавить комментарий