Д.В. Смирнов Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России, г. Новосибирск
Из практики хорошо известно, что не все люди одинаково быстро и легко овладевают военной специальностью. Нередким явлением на сегодняшний день продолжает оставаться отказ в приеме на учебу значительному количеству абитуриентов вследствие профессиональной непригодности.
Так что же такое способность к воинской деятельности? В одном из указов Петра I было сказано, что в рекруты должны сдаваться люди «добрые, человечные, не старые, не увечные и не дураки», а один из первых теоретиков военноучебной экспертизы Р. Штырнин (1854) указывал на необходимость распределения рекрутов по «ряду способностей» и особенно отмечал, что «одно требуется от гренадера или карабинера, другое – от стрелка и егеря». Менялась военная техника, претерпела изменения сама военная деятельность, а вместе с ними изменились требования и к способностям, необходимым воину. И если в петровские времена от рекрута требовалось, чтобы он был не увечным и не дураком, то в настоящее время, например, от наводчика-оператора требуется: точность и быстрота зрительного (слухового) восприятия, глазомер; координация движений руками; самообладание и выдержка; высокая концентрация и устойчивость внимания; ответственность; аккуратность и т.д. Нередко специальные военные способности проявляются еще в раннем детстве. Например, знакомство с биографиями К.Е. Ворошилова, Г.К. Жукова, И.С. Конева свидетельствует, что все они еще в подростковом возрасте выделялись среди сверстников своими командирскими, организаторскими способностями. Незаурядными техническими способностями отличались еще в юношеском возрасте Королев, Туполев и Крылов. Но можно привести и обратные примеры, когда выдающиеся командные способности больших военных начальников раскрывались лишь в зрелом возрасте. Хотя следует особо отметить, что и в том и в другом случае люди, чья талантливость является бесспорной, всегда считались титанами труда.
Помимо разграничения по содержанию способности делятся также по уровню их развития, где в качестве крайних вариантов выделяют неспособность и Гениальность. Неспособность определяется структурой качеств личности, включающей отрицательные для данной деятельности черты. Например, неспособрассматривается как качество, затрудняющее деятельность курсанта. Как отрицательные качества для курсантов военных вузов могут рассматриваться низкая выносливость, слабые волевые качества, неумение общаться с людьми и другие. Нередко качества человека, являющиеся отрицательными для одной деятельности, выступают как положительные для другой. Так, умение длительно поддерживать заданный высокий уровень работоспособности без необходимости мгновенной мобилизации сил может обеспечить успешное выполнение деятельности, например, оператора станции разведки и целеуказания, и может выступить как отрицательное качество для оператора наведения, где деятельность предполагает наличие способности к быстрой мобилизации и мгновенному отреагированию на возникшую ситуацию (Жильников, 1990). С другой стороны, у абитуриента может быть благоприятное сочетание способностей (одаренность) к службе в подразделении связи, водительской профессии или какой-либо иной деятельности.
Для военных вузов наиболее важны военно-профессиональные способности абитуриентов, так как для отдельных видов воинской деятельности требуется как общие, так и специальные способности. С этой точки зрения военнопрофессиональные способности могут рассматриваться как способности к военной службе вообще (в этом случае мы заранее предполагаем, что более высокие показатели физического, интеллектуального, нравственного развития свидетельствуют о более высоких общих военных способностях).
Специальные способности характеризуют успешность освоения деятельности по определенной военной специальности. В качестве их предпосылок могут рассматриваться элементарные общие и специальные способности, под которыми понимают врожденные анатомно-физиологические, психофизиологические, психологические особенности абитуриента, такие как ловкость, быстрота, координированность движений, объем памяти, распределение внимания, а также определенные черты личности: решительность, смелость, организованность и другие (Дружинин, 1996).
Военно-профессиональные способности имеют структуру, в которую входит совокупность качеств личности, соответствующих объективным условиям и требованиям данного вида деятельности. Можно выделить три группы качеств, характеризующих потенциальные способности абитуриентов к военной деятельности: качества, связанные с направленностью и характером человека; уровень общего интеллектуального развития, функционирование основных психических процессов; наконец, качества, обусловливающие боевую «психологическую надежность», в частности уровень нервно-психической устойчивости, характеризующий устойчивость к эмоциональным, физическим и интеллектуальным нагрузкам, отсутствие склонности к тревожным состояниям, растерянности и чрезвычайным отрицательным реакциям при первых неудачах, чрезмерной чувствительности и т.д. (Калинчук, Караяни, Логинов, 1996).
В структуре специальных способностей можно выделить ведущие, дополняющие и второстепенные. Например, при отборе юношей в подразделения специального назначения в качестве ведущих качеств рассматриваются устойчивость к распределению внимания; координация движений руками, ногами и другие характеристики специалиста, выделяемые как профессионально-важные. Дополняющими являются ответственность, аккуратность, сообразительность, глазомер, пространственные представления, второстепенными – хороший слух, чувство ритма и т.п.
Остановимся коротко на тех основных принципах, которыми следует руководствоваться, чтобы избежать ошибок при определении способностей абитуриентов. Во-первых, юноша должен обладать качествами, которые являются профессионально важными для данной деятельности. Во-вторых, элементарные способности должны совпадать с интересами человека. Кандидат на учебу, отличающийся точностью и быстротой зрительного восприятия, хорошей концентрацией внимания, высокой координацией движений – то есть профессионально важными качествами курсанта специального подразделения может показывать результаты, не соответствующие уровню его потенциальных способностей, если основная область его интересов будет связана с другой сферой, например, художественной или только спортивной. В-третьих, способности должны поддерживаться условиями жизни и деятельности.
способности человека – это предпосылки его дальнейшего профессионального роста. Однако эти предпосылки могут реализоваться лишь при устойчивой направленности человека на освоение данной деятельности, его убеждении в своем ей соответствии. Удачное сочетание специальных способностей и направленности на деятельность определяются как призвание (Дружинин, 1996). Совокупность устойчивых побуждений к военной деятельности рассматривается как военно-профессиональная направленность. Для ее выявления используются методы исследования истории развития личности: биографический, анализ документов, беседа. Все эти методы имеют один смысл – исследование возникновения и проявления способностей в истории жизни абитуриента (там же).
Таким образом, военно-профессиональные способности имеют сложную структуру, все компоненты которой необходимо учитывать в процессе отбора абитуриентов и формирования их у курсантов.
Литература:
- Дружинин В.Н. психодиагностика общих способностей. М.: ИЦ «Академия», 1996.
- Жильников И.Д. Диагностика интеллектуальных способностей при отборе кандидатов на учебу в военные училища. Дисс. … канд. психол. наук. М., 1990.
- Калинчук Л.В., Караяни А.Г., Логинов И.П. Технологии морально-психологического обеспечения: Актуальные проблемы теории и практики. М., 1996.
Комментарии
Добавить комментарий