Манипуляция в супружеских отношениях в контексте экзистенциально-гуманистического подхода

Минков Антон Олегович, студент магистратуры II курса, НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа»; г. Москва, Кутузовский просп. 34, строение 14.

Аннотация Проблема манипулирования личностью в условиях современного общества является актуальной и широко распространена в мире. Манипуляция распространилась во всех областях человеческой жизни, и многие ученые рассматривают ее как неприемлемую форму общения, нарушающую права человека на свободу волеизъявления и принятия решения. Кроме того, ее рассматривают в контексте конфликтных ситуаций, а также как форма психологического насилия, проявляющаяся в супружеских отношениях. С недавних пор введены новые понятия в психологии, как «газлайтинг» и «абьюз». Данная работа предлагает рассмотреть манипуляцию в супружеских отношениях с точки зрения экзистенциально-гуманистического подхода.

Ключевые слова: манипуляция, манипулирование людьми как психологическая проблема, экзистенциализм, гуманистическая психология

MANIPULATION IN MARITAL RELATIONS WITH REFERENCE TO EXISTENTIAL-HUMANIST APPROACH

Minkov Anton Olegovich, postgraduate student, MIP. Moscow

Abstract The personality manipulation issue for modern society is relevant and widespread in the world. Manipulation has been spread in all spheres of human life, besides it is regarded by many of authors as undesirable kind of communication, which breaks human rights for freedom of expression and decision-making. Moreover, it is implicated with reference to conflicts andpsychological form of violence that appears in marital relations. Recently, new definitions such as “gaslighting” and “abuse” in the psychology science have been implemented. In this work, manipulation in marital relations according to existential-humanist approach is offered to be overviewed.

Keywords: manipulation, human’s manipulation as a psychological issue, existentialism, humanist psychology.

В психологии активная разработка проблемы межличностного понимания началась с середины XXвека. За рубежом этот период ознаменовался активным изучением вопросов восприятия и понимания людьми друг друга. Проблема исследовалась в рамках когнитивного направления социальной психологии. В России изучение проблемы понимания связано с именами Г. М. Андреевой, А.А. Бодалева, Б.А. Еремеева, С.В. Кондратьевой, В.Н. Кунициной. В.А. Лабунской, В.Н. Панферова и др. В подходе, разрабатываемом В.В. Знаковым, феномен понимания анализируется с позиции психологии субъекта подхода, а конкретнее как проблема психологии человеческого бытия [1]. Ведущие отечественные психологи Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, C.Л. Рубинштейн говорили, что в любом психологическом акте есть не только отражение, но и отношение субъекта к миру. Применительно к психологическим исследованиям понимания манипуляции — это один из центральных тезисов. Понимание всегда включает отношение. Следовательно, можно предположить о существовании двух типов понимания манипуляции. Это «Понимание-принятие» и «Понимание-отвержение», которые строятся на отношении субъекта к ситуации. Как люди относятся к ситуации, так ее и понимают.

В психологической литературе, по мнению А.A. Леонтьева [2], термин «манипуляция» имеет три значения. Первое полностью заимствовано из техники и используется преимущественно в инженерной психологии и психологии труда Во втором значении, заимствованном из этологии, под манипуляцией понимается «активное перемещение животными компонентов среды в пространстве» (в противоположность локомоции — перемещению в пространстве самих животных) «при преимущественном участии передних, реже задних конечностей, а также других эффекторов». В этих двух значениях термин «манипуляция» можно встретить в психологической литературе, начиная с 20-х годов. А с 60-х годов он стал использоваться еще и в третьем значении, на этот раз заимствованном из политологических работ.

Постепенно — уже практически без доработки — Слово «манипуляция» начало использоваться и в контексте межличностных отношений. В настоящее время учеными выделяются несколько точек зрения на проблему манипуляции. В зарубежной психологии одна точка зрения принадлежит бихевиористам (Г. Франке и Д. Карнеги и др.), считающих манипуляции необходимыми и полезными, так как они заменяют грубые методы достижения цели, где манипулятор выступает как искушенный в различных приемах субъект общения. В противовес ей выступают ученые гуманистической психологии. По мнению Э. Шострома [3], «человек – это манипулятор, то есть неблагополучная личность, которая стремится управлять собой и окружающими, причем относится к людям как к вещам и не осознает свою фальшивость и нежизненность». Он считает манипулирование злом и основным бедствием современного человека, так как оно маскирует болезнь человеческой личности и нуждается в психотерапевтической помощи.

Манипулирование людьми как психологическая проблема было впервые подмечено Дж. Рудинов [4], который обратил внимание на центральную роль в манипуляции мотивационного влияния на адресата. Манипуляция возникает тогда, когда манипулятор придумывает за адресата цели, которым тот должен следовать, и внедряет их в его психику. Это происходит в виде вербального или невербального общения. Конечно, с психологической точки зрения (как адаптация к конкретным условиям с целью выживания) в зависимости от культуры, общественных устройств эффективной может быть любая форма общения. Но в онтологическом плане самой эффективной формой, способствующей выживанию человечества, выступает диалог. Несмотря на то, что появление манипуляций не являлось закономерной исторической необходимостью, что в определенной степени лишает их онтологического статуса, тем не менее, эта форма общения может рассматриваться как онтологическая.

Такое допущение следует из того, что она может способствовать выживанию отдельного человека в «несовершенном» человеческом обществе и из особенностей экзистенциального и онтологического анализа явлений. Манипулирование – насильственная коммуникация, строящаяся на недоверии (и вызывающая его), нарушающая экзистенциальное единство [5]. Однако, согласно экзистенциализму, как «высшее», так и «низшее» единовременно определяют человеческую природу и являются ее характеристиками: ничто не должно отбрасываться, только интегрироваться. Что касается онтологии, то она оперирует парными категориями, главные из которых, получается, «бытие-небытие». В ракурсе данного анализа диалог может быть представлен как «бытие», а манипуляция – как «небытие», так как не выполняет онтологических функций (не соединяет и не объединяет людей). Чем больше культура, общество ориентировано на диалог, тем меньше в них находится место манипуляциям, и наоборот.

Поскольку семья представляет собой первичную малую социальную группу; под супружеством в социальной психологии понимается личностное взаимодействие мужа и жены, как добровольный союз, основанный на равноправии, регулируемый моральными принципами с поддержанием присущим им ценностей, то в рамках экзистенциально-гуманистического подхода способность к выживанию заключается в диалоге между парой, выстраивании семейных правил, позволяющих поддерживать равновесие [6]. Тем не менее, проблема манипулирования в семье не решена, а сама манипуляция популярна в супружеских отношениях.

Тогда чем они так привлекательны? Использование манипуляций дает ощущение силы, власти, контроля, создавая иллюзию избранности и права использовать других. Кроме того, это возможность быстрого достижения цели, так как не берется в расчет другой человек (его желания, переживания и т.п.) и игнорируется необходимость нравственного отношения. Следовательно, если диалог объединяет и создает совместность в самом широком смысле, манипуляция носит односторонний характер, в связи с чем, и эффективность, удовлетворенность и эмоциональное сопровождение общения различаются у партнеров и определяются с позиций одного человека. Перефразируя известное изречение, можно сказать, что при манипуляции, то, что одному хорошо, для другого – плохо. С помощью манипуляций можно быстро достичь цели, выиграть» тактически, но проиграть стратегически.

Таким образом, несмотря на то, что до сих пор имеется неоднозначная трактовка данной проблемы в научной литературе: манипулирование как фактор, разрушающий отношения и брак, и как фактор, формирующий партнерство, – с точки зрения экзистенциально-гуманистического подхода любое манипулирование приносит вред, нежели чем пользу в супружеских отношениях. Тем не менее, проблема исследования заключается в том, что любое манипулирование носит характер приобретения собственной выгоды в отношениях, а также закрепления своей значимости либо зависимости партнера. И задача исследователей – найти положительные стороны манипуляции в супружеских или партнерских отношениях без нанесения психологического насилия.

Литература

  1. Знаков, В.В. Методика исследования макиавеллизма личности // Психологический журнал. 2000. № 5. С. 15-22.
  2. Леонтьев А.А. «Психология общения», М.: ACT 2000 г.
  3. Шостром, Э. Анти-Карнеги или Человек-Манипулятор / Шостром Э.; Пер. А. Малышевой М.: Попурри, 2008.398 с.
  4. Доценко, Е.Л. Механизмы межличностной манипуляции // Психология. 1993. № 4. с. 12-17.
  5. Доценко, Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. СПб.: Речь, 2008. 304 с.
  6. Сидоренко Е.В. Личностное влияние и противостояние чужому влиянию // Социальная психология в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция А.Л. Свенцицкого. СПб.: Питер, 2000. С. 148-170.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

20 мая 2021

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

Для цитирования: 

Минков А.О. Манипуляция в супружеских отношениях в контексте экзистенциально-гуманистического подхода // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сб. материалов XXVI Междунар. симпозиума / Отв. ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой – М.: ФГБНУ ПИ РАО, 2021. – С. 263-265.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки