Формирование профессиональной компетентности и смысложизненных ориентаций у студентов в педагогическом процессе высшего образования

Карина Ольга Витальевна кандидат психологических наук, доцент. Балашовский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», г. Балашов, ул. К. Маркса, д. 29

Аннотация В статье анализируются теоретические подходы к пониманию смысложизненных ориентаций и профессиональной компетенции обучающихся. Систематизируются методы, технологии способствующие формированию профессионально важных качеств обучающихся гуманитарных профилей подготовки высшего образования.

Ключевые слова: смысложизненные ориентации, профессиональная компетентность, профессионально важные качества, обучающийся.

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE AND LIFE-SENSE ORIENTATIONS OF STUDENTS IN THE PEDAGOGICAL PROCESS OF HIGHER EDUCATION

Karina Olga Vitalevna, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor,The Balashov institute (branch) FGBOU BO "National Research Saratov State University of N.G. Chernyshevsky", Balashov, K. Marx street, 29, e-mail: karina_olga@mail.ru Annotation The theoretical approach to understanding the article analyzes the meaning of life orientations and professional competence of students. Methods and technologies that contribute to the formation of professionally importance sort of students of humanitarian profiles of higher education training are systematized.

Keyword: life orientations, professional competence, professionally importance sort, students

На сегодняшний день социальные институты общества нуждаются в высококвалифицированных педагогических кадрах, способных креативно мыслить, действовать в нестандартных ситуациях и мотивировать обучающихся к учебной деятельности.

Формирование профессиональной компетентности и смысложизненных ориентаций будущего педагога является актуальной проблемой, так как инновационные преобразования, происходящие в современном обществе, требуют от педагога высокой адаптированности к новым условиям, готовности обновлять систематически свои знания и умения, стремления к саморазвитию, проявления толерантности к неопределенности.

А.А. Печеркина, Э.Э. Сыманюк, Е.Л. Умникова описали специфику профессиональной компетентности педагога, учитывающую различные особенности педагогического труда [2]:

  1. Педагог осуществляет свою деятельность систематически, в связи с этим у него должны преобладать навыки оперативного анализа и незамедлительных действий.
  2. Педагогический труд – это постоянная, каждодневная работа, где результат проявляется через определенное время.
  3. Педагог должен уметь прогнозировать развитие воспитуемых исходя из первичных результатов процесса обучения и воспитания.
  4. Педагог осуществляет в индивидуальном плане свою деятельность, но результат его профессиональной деятельности, выражающийся в воспитании и обучении обучающихся, складывается из совместной коллективной педагогической работы.
  5. Результативность педагогической деятельности и самого педагогического процесса зависит от специфики организации взаимодействия всех субъектов образовательного процесса (педагог-обучающийся-родители-администрация).
  6. Профессиональная компетентность педагога включает в себя специализированные, общепрофессиональные и психолого-педагогические знания, умения, навыки.

Исходя из выделенных особенностей педагогического труда, профессиональная компетентность педагога формируется с помощью метода воздействия, реализуемого в условиях педагогического процесса.

В.А. Сластенин выделил группы методов, обеспечивающих целостность педагогического процесса [6]:

  1. Метод организации учебно-познавательной деятельности (словесные, практические, проблемно-поисковые и т.д.).
  2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (учебные дискуссии, развивающие игры, активизирующие методы).
  3. Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения (устный ответ, письменная работа и др.).

Разнообразие педагогических методов стимулирует мыслительную деятельность обучающихся и дает возможность проявлению новых познавательных потребностей, побуждает к различным действиям, направленных на профессиональное саморазвитие.

В.А. Сластенин, И.В. Исаев, Е.Н. Шиянов, И.В. Ульянова в своих трудах отмечают, что грамотно построенный учебно-воспитательный процесс способствует формированию сознания личности, а также происходит развитие практических умений, навыков и привычек. Процесс обучения и воспитания должен основываться на единых методах, где не исключается поощрение, порицание, разъяснение [1].

Анализируя труды отечественных современных ученых (Н.М. Борытко, Ю.В. Громыко, И.Д. Демаковой, И.А. Колесниковой, Н.Б. Крыловой, Л.И. Лузиной, А.В. Мудрика, Н.Л. Селивановой, В. А. Сластенин, А. Н. Тубельского, М. В. Шакуровой, И.В. Ульянова), можно отметить, что воспитание личности это организованный, целенаправленный процесс, который осуществляется в педагогической системе и способствует формированию активной, социально-полезной личности.

Воспитательный процесс в вузе необходим для дальнейшего формирования самоопределения студентов, коррекции культурных норм, представлений о жизни, осознания ценности смысла жизни, а также для приобретения социального опыта.

Современные образовательные стандарты и социальная политика государства в целом нацелена на конкурентоспособную личность, способную легко адаптироваться в различных условиях жизни и быть коммуникабельной. В связи с этим воспитательный процесс очень важен в системе высшего образования, и поэтому необходимо организовывать образовательный процесс исходя из целостности педагогического процесса, включающего обучение и воспитание.

С.А. Писарева, А.П. Тряпицына выделяют персонификацию в образовательном процессе, так как активная позиция, осознанность своей деятельности придает личностный смысл процессу обучения. В образовательном процессе, особенно в учебной дисциплине индивидуальный маршрут обучения позволяет формировать профессионально важные качества личности, и в целом обеспечивает личностный и профессиональный рост [3].

Профессионально-ориентированное обучение должно опираться на следующие принципы:

- Интеграция обучения с наукой и производством;
- профессионально-творческая направленность обучения;
- ориентация обучения на личность;
- ориентация обучения на развитие опыта самообразования будущего специалиста.

А.С. Резцов описал модель формирования смысложизненных ориентаций у студентов гуманитарных вузов, в которую он включил идею опережающего стратегического ценностно-ориентированного образования, единства стабилизации и развития образования через его обновления. Он считает, что образовательный процесс должен включать социальную, экономическую, психологическую, образовательную, морально-этическую, гражданско-правовую составляющие, где нужно выделять приоритетные гуманистические цели и принципы [4].

А.С. Резцов обобщил основные положения о смысложизненных ориентациях у студентов гуманитарных вузов, которые необходимо формировать в педагогическом процессе:

  1. Смысложизненные ориентации позитивной направленности.
  2. К факторам формирования смысложизненных ориентаций относятся:

- социокультурные (культурный уровень общества, специфика социализации, преобладающие социальные установки, развитость умения осуществлять социокультурные коммуникации, качество взаимодействия личности с социумом);
- морально-этические (духовно-нравственное развитие личности, трансляция нравственности при коммуникативном взаимодействии);
- личностные (проявление рефлексии, ответственности в деятельности; социальная активность в процессе обучения, сформированный интернальный локус контроля);
- мировоззренческий (жизненная позиция, социальная ответственность, реалистичное восприятия жизненных событий);
- психолого-педагогические (самостоятельность в суждениях; творческие, нестандартные подходы в деятельности; любознательность, ориентация на взаимодействие с обществом);
- экономический (уровень образования и профессиональная квалификация, специфика отношения к труду).

  1. Процесс формирования смысложизненных ориентаций включает в себя знания философско-антропологического подхода (совершенствование педагогической антропологии), системного подхода (объект как система), аксиологического подхода (взаимосвязь социально-педагогических и профессионально-групповых ценностей влияющих на формирование индивидуально-личностной системы педагогических ценностей).
  2. Опора на принципы: целостности (объект выступает целостным образованием), гуманистической направленности (общечеловеческие, нравственные, гражданско-правовые, экологические нормы), социальной ответственности (личность и общество, обладающие взаимными правами и обязанностями по соблюдению социальных норм).
  3. Представление возможности обучающимся включаться в организаторскую, педагогическую, рефлексивную, художественно-творческую деятельность.
  4. Создание условий для эффективного личностного роста и саморазвития молодых людей.
  5. Позитивная направленность системы смысложизненных ориентаций, отражающаяся на уровне удовлетворенностью жизнью, активизации потребности в саморазвитии, самоопределении и самореализации. Анализируя труды А.С. Резцова, необходимо отметить, что формируемые смысложизненные ориентации в системе высшего образования способствуют развитию целостной системы сознательных, избирательных связей, отражающих Направленность личности, жизненные цели, удовлетворенность жизнью.

В концепции педагогики смысложизненных ориентаций И.В. Ульяновой подробно раскрывается специфика психолого-педагогической работы со старшеклассниками и студентами. Данная работа должна опираться на социальный, образовательный, воспитательный и предупредительный контекст [5].

В распоряжении Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 326-р представлена стратегия государственной культурной политики до 2030 года. В этой стратегии важным моментом выделяется сохранение единого культурного пространства и территориальной целостности РФ, для гармонизации общественных отношений и повышения качества жизни.

Основные задачи, которые ставит перед образованием правительство РФ – это повышение интеллектуального, культурного уровня общества, формирование общественных ценностей, снижение агрессии и нетерпимости, асоциального поведения молодежи, восстановление исторической памяти, развитие коллективизма и патриотизма, уважение мнения других людей.

В связи с этим в формирование профессионально важных качеств будущих педагогов входит актуализация и развития духовно-нравственных ценностей и развития умения повышать культурное развития у обучающихся. Для эффективного педагогического процесса, направленного на формирование профессионально важных качеств специалистов гуманитарных профилей, нужно преодолевать межведомственное, межуровневое, межрегиональное противоречие по вопросам повышения культурного уровня членов общества.

Рассматривая различные концепции о формировании ценностей, смысложизненных ориентаций и т.д. в педагогической системе образовательной организации высшего образования, можно отметить, что многие современные ученые уделяют большое внимание воспитательному процессу, который позволяет формировать личность обучающегося и профессионально важные качества, способствующие быть востребованным в профессиональном плане.

Таким образом, моделирование смысложизненных ориентаций в педагогической системе общеобразовательных организаций высшего образования, формирование профессиональной компетентности у обучающихся должно быть целенаправленным и организованным, иметь преемственность и контролируемость.

Литература

  1. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. 11-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 608 с.
  2. Печеркина А.А. Развитие профессиональной компетентности педагога: теория и практика : монография / А.А. Печеркина, Э.Э. Сыманюк, Е.Л. Умникова : Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург : [б.и.], 2011. 233 с.
  3. Писарева С.А. Нелинейность образовательного процесса в высшей школе / С.А. Писарева, А.П. Тряпицын // Научные школы института педагогики: сборник статей Третьих Всероссийских педагогических (Герценовских) чтений 18 апреля 2019 года / под ред. И.В. Гладкой, С.А. Писаревой, А.П. Тряпицыной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. С. 61–66.
  4. Резцов А.С. Модель формирования смысложизненных ориентаций у студентов гуманитарного вуза //Педагогическое образование в России. 2012. № 4. С. 102-105.
  5. Ульянова И.В. Педагогика смысложизненных ориентаций: учебное пособие / Под ред. В.А. Попова. Саратов: Вузовское образование, 2015. 235 с.
  6. Сластенин В.А. Гуманистическая парадигма педагогического образования / В.А. Сластенин // Магистр, 1994. № 6. С.2-7.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

20 мая 2021

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

Для цитирования: 

Карина О.В. Формирование профессиональной компетентности и смысложизненных ориентаций у студентов в педагогическом процессе высшего образования // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сб. материалов XXVI Междунар. симпозиума / Отв. ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой – М.: ФГБНУ ПИ РАО, 2021. – С. 127-131.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки