Алексеев С.В. СПб АППО, Санкт-Петербург, Россия
Ключевые слова: устойчивое развитие, экологическое образование и просвещение, непрерывное образование и просвещение, экологическое образование и просвещение в интересах устойчивого развития.
GOALS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT: THROUGH THE EYES OF ST.PETERSBURGERS
Alexeyev S.V. ST. APPO, St. Petersburg, Russia
Keywords: sustainable development, environmental education, continuing education, environmental education for sustainable development.
Двадцать первый век мировое сообщество встретило принятием Организацией Объединённых Наций Целей развития тысячелетия (ЦРТ), в которых были обозначены 8 самых главных проблем, с которыми столкнулось человечество, вступая в XXI век. За первые 15 лет тысячелетия некоторые задачи обозначенных целей были выполнены, некоторые достаточно продвинуты в сторону выполнения. В настоящее время человечество подводит итоги достижения Целей развития тысячелетия и определяет новые направления Целей устойчивого развития (2015 г.). Именно эти 17 Целей устойчивого развития являются приоритетными направлениями развития человечества[1].
Россия поддерживает стратегию устойчивого развития и активно реализует её основные составляющие: экологическую, социальную и экономическую. Санкт-Петербург, хотя и не возглавляет экологические рейтинги самых «зелёных» городов России, ведёт активную работу по становлению системы непрерывного экологического образования и просвещения с ориентацией на идеи устойчивого развития, а в обозримом будущем вхождение в мировое движение «Устойчивые города» [1].
Ключевой идеей Международного Петербургского экономического форума 2019 года стала идея «Формируя повестку устойчивого развития». Большинство секций и панельных дискуссий форума посвящены осмыслению феномена устойчивого развития. Тематика некоторых из них приведена ниже:
- Создавая будущее вместе. Бизнес решения для достижения целей устойчивого развития;
- Трианонский диалог. Образование будущего (в рамках Трианонского диалога 2019 год провозглашен как Год «образования и просвещения»);
- Корпоративная социальная ответственность как фактор устойчивого развития;
- Ответственное развитие и устойчивое истребление: природа и технологии и др.
Некоторые оригинальные темы были обозначены в рамках Молодежного форума в рамках экономического форума:
- Компетенции будущего: чему учиться и как учить;
- Цифровизация Евразии: взгляд в будущее;
- Образовательные стартапы как новый драйвер трансформации образования и др.[2]
В 2018 году под руководством Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга нами было проведено социально- педагогическое исследование отношения различных категорий населения города к экологическим проблемам. Результаты исследования явились одним из компонентов процедуры разработки Концепции непрерывного экологического просвещения населения на территории Санкт-Петербурга. Одной из составляющей проведенного исследования явилось изучение отношения горожан к 17 Целям устойчивого развития. Попытаемся проанализировать результаты данного компонента исследования по разным категориям населения Санкт-Петербурга.
Школьный возраст – важнейший этап развития личности человека. Сегодняшний школьник – активный гражданин страны завтра: специалист, политик, родитель, – это все те, кто каждый на своем месте строят экологическое будущее своего города, страны и планеты. Кроме того современные школьники – активные молодые люди, воспринимающие знания как руководство к действию.
В подтверждение этих слов приведем высказывание участника Всероссийской олимпиады школьников по экологии (2012), которое характеризует Понимание роли устойчивого развития для дальнейшего развития человечества: «Дорогие взрослые! Мы хотим обратиться к вам от будущих поколений, от молодежи. Мы понимаем больше, чем вы думаете. Своей жадностью вы уничтожаете мир, который создал вас. Вы хотите вкладывать деньги в защиту природы, но при этом продолжаете засорять ее. Мы, дети, хотим помочь спасти мир, который создан для радости, но для этого вы, взрослые, должны помочь нам, став скромнее в потребностях и желаниях наживы» [3].
Экологическая культура подростка является личностным образованием, базирующемся на развитии когнитивной, эмоциональной и волевой сфер личности, результатом ее формирования является активная реализация субъектной позиции обучающегося [5]. Каков образ экологического мышления современных старшеклассников крупного города: их система ценностей, экологические знания, готовность к экологической деятельности? В анкетном опросе «Экологическая культура школьников» приняли участие 680 учащихся. Средний возраст респондентов – 16,5 лет; 46,0% - мальчики, 54,0% - девочки.
Приведем характеристику ответов на вопросы анкеты, связанной с устойчивым развитием.
Старшеклассникам было предложено обозначить своё отношение к важности и актуальности 17 Целей устойчивого развития, принятых ООН в 2015 г. для дальнейшего развития цивилизации.
Для устойчивого развития роль реализации человеческого потенциала объективно еще более важна, нежели устойчивость планетарного экономического роста с учетом сохранения природных факторов существования человеческого общества (экология, климат и пр.). Цели устойчивого развития ООН носят общечеловеческий характер и предназначены для всех стран [4].
Вопрос о Целях устойчивого развития достаточно непростой для подростков. В целом школьники оценили Понимание сути устойчивого развития на 5,3 балла из 10.
Ответ на этот вопрос представляет собой включение подростков в определенную общественную дискуссию о том, что важно для каждого человека, для будущего страны и человечества в целом. В поле зрения старшеклассников включены разные вопросы – социальные, экономические, экологические, которые они считают важными для себя сегодня и в будущем. Среди первых пяти наиболее важных Целей устойчивого развития старшеклассники обозначили следующие:
- место – Качественное образование (57,4%);
- место – Чистая вода и санитария (56,2%);
- место – Хорошее здоровье и благополучие (55,6%);
- место – Достойная работа и экономический рост (51,6%);
- место – Ликвидация нищеты (45,6%).
В целом можно констатировать, что школьники показали широкий взгляд на Цели устойчивого развития: в данном рейтинге практически нет позиций, выбор которых был сделан абсолютным меньшинством.
Ранжирование Целей устойчивого развития демонстрирует как личностные результаты экологического образования, так и метапредметные – способность анализировать и сопоставлять различные образы сложных явлений, выявлять связи экологической, социальной, экономической сторон в деятельности человека, моделировать образ будущего [2].
Важнейшим личностным результатом экологического образования для устойчивого развития является присвоение системы ценностей, которая ложится в основу экологического императива, экологической ответственности личности. О ценностных ориентациях старшеклассников свидетельствуют ответы на вопрос: «Обозначьте рейтинг ценностей, который вы лично принимаете» (выбрать 5 наиболее важных для них ценностей). Первую пятерку ценностей составили:
- «здоровье» - 73,4%;
- «семья» - 72,1%;
- «жизнь» – 67,8%;
- «финансы» - 57,5%;
- «любовь» - 44,9%.
Как видно из данного рейтинга, первую тройку ценностей представляют жизнь и здоровье, близкие люди. Однако достаточно важно для подростков и финансовое благополучие, которое, безусловно, также является составляющим качества жизни молодого человека. Как и в предыдущем рейтинге, нет позиций, выбор которых был сделан абсолютным меньшинством. Для качественной жизни необходимо многое.
- экологические знания в целом (6,8), особенно в области глобальных экологических проблем (7,2), а также экологических проблем своего региона (6,5). Оценка собственного экологического поведения (учет экологических ценностей) в повседневной жизни также довольно высокая – 6,3.
В целом средней можно считать оценку понимания старшеклассниками сути устойчивого развития (5,3) и знаний о международных и российских экологических организациях и фондах (5,3).
В исследовании группы студентов приняло участие 230 человек, из них 54% женщины и 46% мужчины, средний возраст респондентов – 20,5 лет. Распределение респондентов по направлениям подготовки в вузе: техническое – 27 чел. (21%), естественнонаучное - 35 чел. (27%), гуманитарное - 47 чел. (36%), творческое - 8 чел. (6%), экономическое - 13 чел. (10%).
На вопрос, связанный с самооценкой своих знаний в области экологии и окружающей среды студенты ответили следующим образом. Студенты довольно высоко оценивают свое знание идеологии устойчивого развития (6,0) и знание региональных экологических проблем (6, 0), при этом наиболее высокая самооценка фиксируется у студентов естественнонаучного направления подготовки (7,5). В меньшей степени студенты могут описать глобальные экологические проблемы (5,4) и умеют оценить экологическое состояние окружающей среды (5,1). Использование экологических ценностей, императивов в повседневной и профессиональной деятельности студентами оценивается в 5,6 балла. Наиболее низкий уровень самооценки у студентов связан со знаниями международных и российских экологических организаций и фондов, их деятельности. (3,7).
Знание конкретных экологических проблем города студенты оценивают, в среднем, удовлетворительно (средний балл 6,0 по 10-балльной шкале), что совпадает с экспертной оценкой преподавателей вузов: фокус-группа преподавателей (10 чел.) оценила знание студентами конкретных экологических проблем уровнем 3,3 балла (по 5-балльной шкале). Хорошее знание экологических проблем транспорта (8,0 баллов) совпадает с приоритетностью транспортной проблемы в спектре городских экологических проблем: очевидно, освещение транспортных экологических проблем в СМИ, дает свои результаты. Наиболее низкий уровень экологических знаний студенты продемонстрировали по проблемам электромагнитного излучения (4,8), опасных растений (борьба с борщевиком) - 4,8, загрязнения почв (5,3) и шумового загрязнения (5,5). Следующим вопросом анкеты был вопрос, связанный с отношением студентов к важности и актуальности ЦУР. Пятерку наиболее важных Целей устойчивого развития студенты обозначили так:
1 место – «хорошее здоровье и благополучие» (75%);
2 место – «чистая вода и санитария» (55%);
3 место – «недорогостоящая и чистая энергия» (49%);
4 место – «ликвидация голода» (46%);
5 место – «ликвидация нищеты» (41%).
Изучение ценностного отношения студентов к проблемам окружающего мира проведено по результатам ответа на следующий вопрос: «Обозначьте рейтинг ценностей, который вы лично принимаете. Первую пятерку ценностей составили: «жизнь» – 92%; «здоровье» - 90%; «семья» - 76%; «финансы» - 42%; «дружба» - 42% Отмечаем, что выявленная пятерка ценностей согласуется с пятеркой наиболее важных Целей устойчивого развития, которые были выделены студентами, а именно: «хорошее здоровье и благополучие», «чистая вода и санитария», «недорогостоящая и чистая энергия», «ликвидация голода», «ликвидация нищеты».
В исследовании взрослого населения приняло участие 630 человек, представляющих когорту взрослого неорганизованного населения Санкт-Петербурга в возрасте от 25 лет и старше. Проблема исследования продиктовала необходимость разделения исследуемых на три условные группы - «молодые» (25-35 лет), «зрелые» (36-5
Самооценка анкетируемых в области экологии, проблем окружающей среды. Анализ анкет демонстрирует существование ключевого для данного исследования признака – осведомлённости жителей Санкт-Петербурга в вопросах экологии.
Так, собственный уровень владения основными понятиями и терминами современной экологии респонденты оценивают в 6,3 балла по 10-балльной шкале (среднее значение по всем трём группам). Ответы на вопрос о том, может ли респондент «рассказать о глобальных экологических проблемах» дополняют сложившуюся картину – 6,0 из 10 баллов. Замыкает первую тройку вопросов самооценка респондентов знаний о проблемах Северо-Западного региона и Санкт Петербурга - 5,9 баллов. Вполне понятны низкие показатели в вопросах, требующих особой компетенции или осведомлённости в области экологии - №№ 6,7 – 3,67 и 3,3 балла соответственно (среднее значение по всем трём группам). Однако при этом обращает на себя внимание лучшая осведомлённость в этих вопросах группы «молодых» - 4,5 балла (среднее значение) относительно остальных.
Следующий блок вопросов был посвящен знаниям петербуржцев о проблемах окружающей среды в Санкт-Петербурге. Следует отметить, что осведомлённость горожан о тех или иных проблемах окружающей среды достаточно очевидно коррелирует с возрастом респондентов и кругом связанных с этим проблем.
Группы «молодых» и «зрелых» петербуржцев примерно одинаково оценивают собственные знания о проблемах окружающей среды Санкт-Петербурга, особенно в вопросах, охватывающих следующие проблемные зоны: «Транспорт» (средний балл 6,9), «Загрязнение воздуха» (средний балл 7,2), «Загрязнение водоёмов» (средний балл 7,3). Представители группы «стареющих» также считают себя достаточно осведомлёнными в вопросах, связанных с транспортными проблемами (6,7), а также с загрязнением воздуха (6,4). Однако на третьем месте по частотности в данной группе - «Шумовое загрязнение» (6,3), что вероятнее всего объясняется естественной потребностью взрослеющего населения в тишине; на этот фактор указывают в своих исследованиях и медики.
Значимость для респондентов целей развития цивилизации, принятых ООН. Из 17 целей развития цивилизации в фокусе внимания петербуржцев оказались 7, а именно:
- «Чистая вода и санитария»;
- «Хорошее здоровье и благополучие всех людей»;
- «Качественное образование»;
- «Ликвидация нищеты»;
- «Ликвидация голода»;
- «Достойная работа и экономический рост»;
- «Устойчивость развития городов, населённых пунктов».
Все возрастные группы отмечают важность трёх целей - «Хорошее здоровье и благополучие всех людей» (средний балл по всем группам - 71,2 %), «Чистая вода и санитария» (средний балл по всем группам – 66 %), «Качественное образование» (средний балл по всем группам – 57,6 %).
Наложение результатов опроса всех трех групп респондентов позволяет выделить ряд наиболее востребованных (с точки зрения жителей Санкт-Петербурга) целей устойчивого развития; это цели:
- №3- «Хорошее здоровье и благополучие всех людей»,
- №6 «Чистая вода и санитария»,
- №4 «Качественное образование», и
- №1 «Ликвидация нищеты».
Также представляет интерес анализ наименее востребованных целей, одновременно обозначенных всеми категориями населения; это цели:
- № 5 «Равенство социальных ролей женщин и мужчин»,
- №9 «Индустриализация, инновации и развитие инфраструктуры»,
- №12 «Баланс между потреблением и производством»,
- №14 «сохранение морских экосистем»,
- №17 «Партнёрство стран в интересах устойчивого развития».
Таким образом, анализируя и обобщая вышеизложенное, можно констатировать, что:
- все категории населения Санкт-Петербурга имеют информацию по проблемам экологии, окружающей среды и устойчивому развитию («просветительская» составляющая), однако уровень сформированности экологических знаний по указанным проблемам нельзя назвать высоким («образовательная» составляющая).
- все категории населения Санкт-Петербурга имеют мотивацию и познавательный интерес в совершенствовании, модернизации системы непрерывного экологического образования и просвещения в интересах устойчивого развития;
- все категории населения Санкт-Петербурга видят приоритетное значение экологической деятельности для формирования экологической культуры человека и общества.
Список литературы
- Алексеев С.В. К городу устойчивого развития через экологическое просвещение населения. Окружающая среда Санкт-Петербурга. 2018. №2(8). С. 53-61.
- Алексеев С.В., Корякина Н.И., Рипачева Е.А. Педагогика окружающей среды и устойчивого развития: теория и практика: монография; под общ. ред. С.В. Алексеева. СПб.: СПб АППО, 2015. 230 с. (Научные школы академии).
- Захаров В.М. Итоги конференции «Рио+20» [Электронный ресурс] // Итоги конференции «Рио+20»: новые возможности Бюллетень «На пути к устойчивому развитию России. – 2012. - № 61. – С. 4-6. http://doc.knigi-x.ru/22konferenciya/448427-2-61-2012-itogi-konferenciir...
- Бабенко М.В., Бобылев С.Н., Бокарев А.А., Гимади В.И. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации. Цели устойчивого развития ООН и Россия [Электронный ресурс]: краткая версия. Под редакцией С.Н. Бобылева, Л.М. Григорьева. – Режим доступа: http://ac.gov.ru/files/publication/a/14685.pdf
- Трегубова О.Г. воспитание экологической культуры у подростков в условиях образовательной среды школы [Текст]: дисс… канд. пед. наук. Пермь, 2015. 226 с.
[1] https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals
[2] https://www.forumspb.com/?lang=ru
Комментарии
Добавить комментарий