С.А. Гусев Учреждение РАО «Психологический институт», г. Москва
Жизненный путь каждого человека уникален в сочетании событий положительного и отрицательного, кризисного и стабильного характера. В особую группу можно выделить кризисы, вызванные не зависящими от воли человека событиями. Одним из таких событий является потеря работы. Безработица остается на сегодня одной из самых сложных проблем в социальной жизни России. Для отдельной личности безработица подобна тупику, когда «выхода нет» и все перспективы перекрывает безысходность. Эта проблема остро встает и перед выпускниками школ и вузов, которым необходимо трудоустраиваться. Из-за воздействия неблагоприятных факторов, сказывающихся на их состоянии, зачастую они попадают в «группу риска», повышается вероятность их дезадаптации. Стрессогенность безработицы стала очевидной и актуальной, и это ставит перед исследователями новые проблемы по ранней диагностике и оказанию адресной помощи тем, кто находится в подобной ситуации. Однако анализ литературы по переживанию событий и дифференциально-психологическим особенностям этого феномена свидетельствует о том, что многое в данной теме еще остается неясным (Кабардов, 2006, 2007; Нюттен, 2004; Духновский, 2005; и др.). Ситуация потери работы не проанализирована как особое событие в жизни человека, обладающее своей спецификой. Мало разработана и проблема адекватных методов исследования по этой теие.
В исследовании приняло участие 274 испытуемых (17–63 года, возрастное распределение выборки имеет явное смещение в сторону молодых участников, средний возраст 32 года), из них 180 (130 женщин, 50 мужчин) – студенты 1–5 курсов психолого-педагогического факультета МГОГИ, 94 (73 женщины, 21 мужчина) – клиенты Орехово-Зуевского центра занятости населения (ЦЗН), проходящие первичный прием.
В соответствии с целью и задачами диссертационной работы были выбраны методики, включающие следующие блоки: 1) изучение свойств и характеристик переживания событий – «Шкала временных установок (Ж. Нюттен); 2) изучение автобиографической памяти (АП) как носителя переживания события: а) «Линия жизни» (В.В. Нуркова), б) «Функции автобиографической памяти» – опросник, оценивающий функциональный репертуар АП (К.Н. Василевская); 3) структура психологической защиты изучалась с помощью опросника «Индекс жизненного стиля» (в адаптации Л.И. Вассермана, О.Ф. Ерышева, Е.Б. Клубова), 4) личностные качества исследовались по опроснику 16-PF Р.Б. Кеттелла.
Проведенное нами исследование подтвердило выдвинутые гипотезы и позволило сформулировать следующие выводы.
1. Взаимосвязи психологической защиты, с одной стороны, и характеристик переживания событий – с другой, опосредуются двумя формами переживания – созерцания и деятельности. Данные зависимости позволяют разделить механизмы психологической защиты по критерию функций в регуляции переживания событий на: 1) оборонительные, наиболее эффективно поддерживающие переживание–созерцание событий на позитивном уровне; 2) экстренные, активизирующиеся и действующие в ситуации безысходности, когда переживание событий «упало» до негативного полюса; 3) полифункциональные, имеющие статус гибкой, разнонаправленной активизации. Данная типология применима как к ситуации студенчества, так и при потере работы.
2. Специфика переживания события потери работы во многом зависит от гендера, семейного положения, возраста личности. возраст потерявшего работу определяет общую аффективную оценку настоящего и активность будущего. Женщины при потере работы в целом более положительно, оптимистично переживают прошлое и особенно будущее. Мужчины конфликтно переживают настоящее, с большей вероятностью теряют субъектную установку к нему, в тоже время имеют активную позицию по отношению к будущему. Вдовы имеют ниже напряженность механизмов защиты Регрессии, Замещения и Рационализации и выше Отрицания.
3. Выделенные в исследовании типы механизмов (оборонительные, экстренные, полифункциональные) психологической защиты образуют три личностные формы переживания при потере работы: Регрессивная, Рационализирующая, Отрицающая. Данные формы характеризуются закономерным сочетанием механизмов психологической защиты, свойств и характеристик переживания событий, личностных качеств, имеют четкие градации по эмоционально-экспрессивному и когнитивному типу. Уникальная закономерность сочетания свойств и характеристик переживания события в каждой форме, является «сигналом» для ее эффективной диагностики. Уровень образованности личности является дифференциально-типологическим предиктором для регрессивной формы, а гендерные особенности имеют значение как для проявления регрессивной, так и рационализирующей форм переживания события потери работы.
4. Значимость события потери работы определяет индивидуальную вариативность–устойчивость как конфигурации характера взаимосвязи психологической защиты, с одной стороны, и характеристик переживания событий – с другой, так и их количество. Она также определяет способы его переживания: ассоциированный и диссоциированный.
5. В независимости от гендерных особенностей, возраста и уровня образованности личности, переживания студентов отличаются оптимистичной установкой и позитивными оценками, существенную роль у них играют свойства «Активности», для настоящего и будущего выделяется свойство «Личностной ценности». Настоящее переживается студентами менее конфликтно, дифференцированно и более эмоционально, чем у клиентов ЦЗН.
6. Специфику переживания ситуации студенчества определяют гендерные особенности, уникальная динамика в зависимости от курса обучения, отличия в свойствах переживания событий. Гендерные особенности студентов определяют широту и спектр позитивности переживания событий. Студенчество характеризуется уникальной динамикой переживания, ее своеобразие зависит от закономерного сочетания личностных особенностей, свойств и характеристик переживания событий, защитных механизмов, проявляющихся на разных этапах обучения в вузе.
7. Шкала временных установок является эффективным методом для определения переживания личностью события потери работы. Факторы, выделяемые по данному методу, чувствительны к личностному качеству тревожности, внутренней напряженности и склонности к чувству вины. Конфигурация шкал и факторов может быть основой для предсказания одной из трех форм переживания личностью события потери работы: регрессивной, рационализирующей, отрицающей.
Комментарии
Добавить комментарий