Особенности «сказочной» педагогики для дошкольников младшего возраста

Разделы психологии: 

Очень быстро многое меняется в нашем мире, а для детей это не изменения, а реальность. Поэтому своевременно важно перестраиваться педагогам, а не малышам. Совсем не страшно, когда они «спотыкаются» на некоторых словах или выражениях. Это иногда даже полезно, если вовремя объяснить их ошибку.

Наш мир переполнен обширной информацией, доступной и понятной всем «любознайкам», независимо от возраста большинство дошкольников именно к ним и относятся. К популярному в детской психологии тезису – «ребёнок не маленький взрослый, он другой» Лев Выготский добавил: «личностные качества и способности детей наиболее успешно совершенствуются во время занятий по собственному желанию и с интересом». У малышей устойчивый интерес всегда вызывают сказки с занимательными сюжетами, нестандартными героями, волшебными предметами. Они созданы не только для развлечения и воспитания детей, а и для их успешного развития эмоционального, познавательного, социального, творческого.

Казалось бы, при таких резких переменах и в жизни, и в культуре, зачем вспоминать о сказках? Но именно в сказках дети узнают необычные истории, прекрасных героев и могут по-своему оценивать их поведение. Такие возможности развивают малыша, он запоминает услышанную историю и сравнивает разные сказки. И в далёкой старине сказки сочиняли всегда: яркие, страшные, смешные, поучительные, загадочные, но, главное, очень интересные (неинтересные быстро забывались). Тогда сказки не разделялись по возрастам их читателей или слушателей, но со временем именно «волшебные сказки для малышей» становились популярной детской литературой. Они постепенно отделялись от других произведений и использовались взрослыми не только для развлечения детей, а и для их образования.

«Сказка для каждого нормального ребёнка есть самая здоровая пища – не лакомство, а насущный и очень питательный хлеб, и никто не имеет права отнимать у него эту, ничем не заменимую пищу… Ибо, так уж устроен ребёнок, что в первые годы его бытия мы можем насаждать в его душе реализм не только путём ознакомления с окружающим миром, но чаще и успешнее всего именно при посредстве фантастики». Так внимание детей к великолепному разнообразию окружающего мира великий сказочник Корней Чуковский обозначил обе стороны главной проблемы развития малышей «от двух до пяти». Он супер-гениально соединил в своих замечательных произведениях для детей (и в сказках, и в стихах ) фантазию и познание особенностей окружающего мира, объединил развитие творческого потенциала ребёнка с его познавательной деятельностью. И трудно не согласиться с тем, что смысл хорошей сказочной истории – удивить читателя или слушателя постановкой жизненно важных вопросов и подсказать, как найти ответы на них. Один из лучших афоризмов В.А. Сухомлинского: «Мышление начинается с удивления». Удивление вызывают неожиданные действия героев или волшебный предмет. Чтобы найти пути разрешения сказочных проблем, малышу совсем не требуется их детально понимать. Главный критерий его успеха – занимательность истории. А также её краткость, для младших дошкольников она многое определяет.

Учитывая активное освоение этими дошкольниками игр с современной техникой и открытый доступ к новой занимательной информации, можно и нужно привлекать и параллельно открывать для них возможности сравнивать и разделять природные объекты в соответствии со свойствами и их поведением в различных состояниях: газовом, жидком, твёрдом.

Из необъятного «сказочного мира для малышей» были выбраны три самые популярные, даже в наше время, детские сказки, начинающиеся с такой привычной для многих настоящих любителей сказочных историй строки: ЖИЛИ – БЫЛИ ДЕД ДА БАБА. Это известные, достойные уважения и почитания народные сказки: «КУРОЧКА РЯБА», «РЕПКА», «ПРИКЛЮЧЕНИЯ КОЛОБКА». Время неумолимо меняет пристрастия, желания, возможности наших детей, но от поколения к поколению малыши внимательно слушают эти сказки, переживают совместно с их героями радости и горести, с удовольствием рассматривают сказочные иллюстрации. Как и многие другие, эти старинные русские сказки, скорее всего, не были предназначены для маленьких детей. Это простые истории о непростой жизни старшего поколения семей. Немолодые, очень приятные семейные пары, сами о себе заботятся на старости лет, живут дружно, окружены любимыми животными. Конечно, недостаточно ярких деталей жизни этих людей, но короткие истории дополняются интереснейшими иллюстрациями. Очень забавно детям видеть рядом фотографии деда и бабы в молодости и юной курочки: так вот, как долго они живут рядом! Иллюстрации украшают эти сказки и помогают малышам оценить доброту и дружелюбие этих пожилых людей. Все рисунки наполнены содержанием.

В процессе их обсуждений малыши активны, пытаются подобрать подходящие слова, при этом Слово и образ сближаются, почти «объединяются» и усиливают своё влияние на успешное развитие дошкольников. Малыши хорошо запоминают яркие образы людей и животных и радостно узнают их при проведении «сказочных» занятий (пересказ сказки, рисунки, игры с куклами, мини-спектакль, эксперименты).

Самое удивительное, что в этих любимых детьми сказках самыми важными в сюжетах оказываются проблемы с едой. Для современных детей просто не ясны реальные возможности её нехватки или полного отсутствия, им, по-настоящему, понятны лишь сами процессы питания, не всегда радостные, зато обычно, вполне разрешимые. Да, для нормальной жизни все должны быть сытыми во всех сказках.

Если посмотреть внимательно, в этих историях пищевые пристрастия их героев, практически, невозможно считать одинаковыми. Но, что, действительно, очень интересно: в каждой из трёх сказок свои особенные продукты питания – объекты, которыми питаются персонажи этих историй. Они настолько оригинальны, что иногда «перехватывают игровое первенство» даже у замечательных персонажей каждой сказки. Подобные объекты – самые интересные «участники» занимательных «сказочных» игр.

Три старинных сказки для младших дошкольников «Курочка Ряба», «Репка» и «Приключения Колобка» удивляют малышей не только занимательными персонажами, их верными животными, а и оригинальными объектами, вкусными продуктами: яйцо, репка, колобок.

Яичная тропинка развития малышей. Казалось бы, ничем не может удивить такой привычный продукт питания, как яйцо. Дети почти ежедневно получают его на завтрак, но не знают, что яйцо – уникальный природный объект, созданный, как первый дом для детей птиц, змей, черепах и других яйцекладущих животных. В детской литературе, как и в природе, трудно найти более оригинальный объект такой, почти всеми любимый, продукт питания. Кто-то предпочитает яйцо варёное, другой – сырое, а третий – яичницу. Но, за редким исключением, малыши не могут вспомнить или не знают, как яйцо устроено. Дети редко обращают внимание на реально хорошо заметные и внешние, и вкусо-вые различия белка и желтка яйца, воспринимая их, вероятно, одинаковыми. Но, как можно не заметить их яркие различия в цвете, форме, особенно, во вкусе? Создаётся впечатление, что малыши не обращают внимание даже на их название: белок и желток. Они, вероятно, воспринимают яйцо, как единый «неразделимый» продукт! Самым «удачным ходом» в такой ситуации может стать реальное знакомство с самим предметом – ЯЙЦОМ.

Во время еды малыши получают яйцо в приготовленном виде, чаще всего, сваренным и очищенным от скорлупы. Перед ребёнком на блюдечке лежит белый, «вытянутый, как овал, предмет». Его легко кушать, он мягкий и вкусный, самые любознательные замечают внутри белого ещё и жёлтый шарик. Ничего особо уникального, как будто, пирожок со вкусной начинкой. Но это не совсем так. Трёхлетние малыши убеждаются в уникальности яйца при проведении увлекательных игр с яйцами сырыми и варёными. Они впервые самостоятельно очищают их от твёрдой скорлупы, с помощью педагога легко разделяют белки и желтки и в жидком, и в твёрдом состояниях и осваивают другие занимательные действия с яичками. Это, возможно, неожиданное и очень занимательное знакомство с интереснейшим природным объектом. А точнее, ребёнок впервые провёл наблюдение от внешнего к внутреннему, используя метод прямого наблюдения, и подошёл к восприятию действительности.

В итоге младшие дошкольники впервые познакомились с методом сбора и анализа данных, они провели ЭКСПЕРИМЕНТЫ с ЯЙЦОМ: твёрдая скорлупа – очень прочная и достаточно хрупкая, её цвет – от белого до коричневого, размеры яиц несопоставимы: от огромного яйца страуса до крошечного яичка райской птички. Но самой оригинальной считается нестандартная форма яйца – яйцевидная, ассиметричная.

Самое главное, что малыши с удовольствием обсуждают все особенности яиц и быстро усваивают довольно сложное их устройство. Число новых игр с яичками не перечислить, при этом интерес детей к ним возрастает. Сказка «Курочка Ряба» соответствует всем «претензиям», которые озвучил великий «сказковед» Корней Чуковский: занимательный нестандартный сюжет с удивительным предметом – натуральным яйцом, с одной стороны, и познание окружающего сказочных героев мира живой природы: люди, птицы, грызуны, и мира неживой природы: золотое яйцо, инструменты деда, посуда, мебель, кухонные «разработки» бабы и всё, тому подобное, со второй стороны.

Вернёмся к пищевым пристрастиям героев трёх сказок. Яйцо, по сравнению с репкой – растением, можно считать просто «королевской едой», хотя были времена, когда репу называли «хлебом»: она быстро созревает, содержит много полезных веществ, хорошо усваивается в варёном, печёном и пареном видах. В старые времена существовала поговорка: «Проще пареной репы», что и подтверждает интерес к продукту, который не очень популярен в современных пищевых пристрастиях, но в «русском языке» закреплён надолго, благодаря симпатии к старинной сказке «РЕПКА».

Сказочная тропинка растений. «Зелёная одежда земли» легко воспринимается малышами: деревья, кусты, трава, цветы, живые объекты, всегда на глазах – «дети солнца». Но и на этой тропинке можно «споткнуться»: дети неожиданно узнают, что растения развиваются и растут и на поверхности земли, и глубоко в земле, и над землёй. Настоящее чудо природы! Репка относится к овощам, огородным культурам. Репка – корнеплод, её корень развивается в земле, он очень полезен человеку, потому что в нём содержатся микроэлементы и другие ценные для здоровья вещества. Самые мелкие семена репки смешивают с песком и сажают в неглубокую лунку рыхлой земли, поливают водой и удобряют – «подкармливают». Аналогичные действия проводят малыши, используя небольшие коробочки, пластиковые ложечки, подготовленные для них реагенты и, конечно, детские резиновые перчатки. Эксперимент удался.

В процессе роста репы над землёй вырастают ярко-зелёные пышные листья. Есть даже такие сорта репки, у которых «вершки» – листья даже ценнее, чем сами «ко-решки». Но это редкость, хотя иногда листья репки добавляют в салаты. Цвет репы разнообразен от белого, жёлтого, фиолетового, даже красноватого. Форма – шарообразная, слегка сверху приплюснутая.

Нашим малышам больше известна редиска, поэтому не совсем понятно стремление деда вырастить огромную репку, которую будет трудно вытащить из земли. Всё закончилось хорошо, да ещё удалось очень повеселиться: деду, бабе и внучке сил не хватило, а собаке Жучке, кошке и мышке не хватило сноровки, пришлось пустить в ход зубы и когти. Дети так смеялись, что тут же повторили все эти действия – неожиданный «детский театр» получился великолепным.

Сказочная тропинка Колобка. Пока малыши не услышали этой сказки, они не знали, как выпекают их любимые булочки. А самые вкусные булочки покрыты сверху ароматной хрустящей корочкой. Когда тесто для булочки в форме шарика на деревянной лопате попадает в горячую печь, вода из верхнего слоя теста при высокой температуре превращается в пар, корочка становится твёрдой, а тесто внутри остаётся мягким. Именно таким румяным стал Колобок, когда Бабушка вынула его из печи. Красавец! Вот так этот вкусный шарик появился в очень бедной семье деда и бабы, у которых не было ни детей, ни внуков, ни даже домашних животных. Они с трудом «наскребли» продукты, чтобы испечь круглую булочку – Колобка.

Колобок, как и яйцо, и репка относится к пищевым продуктам, но его нельзя назвать объектом живой природы. Он сотворён Человеком – Бабушкой: это её ловкие руки собрали понемножку остатки муки, масла, сахара, воды, чтобы испечь чуть – чуть еды. Понятно, что Баба не собиралась его кушать, она увидела в нём «сынка» и приложила все свои усилия, чтобы он не потерялся и не погиб в этом огромном мире. Не только видеть, слышать, говорить, ходить она его подготовила, а вот, как сумела передать ему своё умение думать и правильно понимать сложные вопросы, и уметь отвечать на них, пока осталось непонятным … Но она сделала ЭТО и была уверена, что её «сынок» вернётся целым и невредимым! Побольше бы таких мудрых Бабушек, жить стало бы намного интереснее!

Сказка «Приключения Колобка» стала любимой у наших малышей, они с большим удовольствием играют в новые «сказочные» игры.

Конечно, решение проблем «сказочной» педагогики для развития малышей не может быть полным, если не опираться на суждение великого поэта и самого гениального сказочника Александра Сергеевича ПУШКИНА: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок». Эти строки – прекрасный эпиграф для сказочных историй, начинающихся со строки: Жили – были дед и баба. Такой же строкой, с небольшим изменением начиналась одна из лучших сказок самого поэта: Жили – были старик со старухой. Большая разница! Даже наши малыши сразу отметили разницу отношений…

Но для наших сказок – очень точное определение. Придуманная сказка, конечно, может быть пустой выдумкой, но, если её «намёк», неважно, будет это только её герой, или их действие, или занимательный объект сказки сохранился в памяти многих поколений людей на долгие-долгие не годы, а века, это обязательно должны знать наши дети. Жили – были Дед да Баба и жила у них Курочка Ряба, так начинается сказка. Не все малыши видели такую птичку, разве только на картинке, не все знают, что вкусные яички сносят курочки, поэтому их часто называют кормилицами, но почти все дети любят кушать яички. Это хорошо и интересно описано в сказке. И Дед, и Баба, и все их животные питались яичками. Но вдруг не снесла курочка яичек! Дед и Баба быстро добавили в кормушку Курочки свежие зёрнышки, заменили подстилку в гнёздышке. Они её очень любили! И сразу благодарная Ряба снесла одно яичко, но не простое, а золотое! Сказка сказкой, но как же небольшая курица может снести такое тяжёлое яйцо из золотого металла? Малыши видели красивые золотые украшения у своих мам, даже держали их в ручках, многие из них держали и натуральные яички, могут сопоставить их по весу. Не верится, что золотое яйцо – правда, может, ЧУДО, но, скорее всего – ложь! Да и ЧУДА быть не может: любящая Ряба объяснила бы Деду и Бабе, что за золотое яичко можно получить деньги и купить много обычных яичек. Но тогда это была бы другая сказка, не такая любимая всеми, как «Курочка Ряба»!

А.С. Пушкин прав: лучше иметь занимательную сказку с умным намёком на волшебную Рябу и знать, что такое золото! Наши «добрые молодцы» усвоили, что главное в семье – любовь и уважение!

Сказка «Репка», конечно, не придумана: в те далёкие времена не знали большого разнообразия недорогих природных продуктов, а репа была популярной и привычной едой. Конечно, Дед много лет подряд выращивал репу для своей семьи и умел это делать. Откуда же мечты об «огромной – преогромной репке», ведь он понимал, как сложно будет её вытаскивать из земли. На этот вопрос в сказке нет ответа. Правда, есть такая «присказка»: когда репка созреет, она слегка «показывается» из земли. Может, эта репа была слишком огромной и не «сумела» так высоко «показаться». Не понятно. Также не очень ясно, почему Дед – «специалист» по выращиванию огромного растения не собрал заранее своих помощников для совместного вытаскивания большого овоща, ведь все они – настоящие любители репы. Хотя эти замечания не подтверждают ложь в этой сказке, может, только не всё правдиво… Но невозможно не восхититься преданностью Бабы и их маленькой внучки, они прибежали помогать Деду тащить репку по первому же его зову! Но их сил было недостаточно. А животные? Есть, чему подивиться: и собака Жучка, и кошка, и крошечная мышка не заставили себя долго ждать. Но и их старания не привели бы к успеху, если бы они не пустили в ход свои острые зубки: для них это – норма. Животные, в отличие от людей, не помогут вытаскивать репку из земли, стоя на задних ногах.

И люди, и животные в сказке «Репка» – дружная семья, все их действия и есть тот замечательный УРОК, который так нужен всем «добрым молодцам», прочитавшим, а особенно, ещё не прочитавшим эту прекрасную сказку и о дружбе, и о любви к людям, животным и растениям. А ещё, в отличие от других сказок, эта «украшена» понятным малышам юмором. Замечательная сказка «Колобок» очень реальна для тех давних времён. Сейчас детям ближе другие критерии и они легко воспринимают новые объяснения действий героев сказок. Например, малыши не возражают, если Бабушка – педагог использовала для развития Колобка, «сынка» гаджеты – устройства для усовершенствования жизни. Колобок получил приборы для слуха, зрения, дыхания, движений, просто симпатичный робот.

Ему предстояло узнать много нового, встретить друзей и врагов, а, главное, вернуться счастливым домой, к Бабушке. У Колобка было так много удивлений , потрясений, знакомств с окружающим миром. Новую современную сказку назвали «Приключения Колобка»

Идея обучения и развития сказочных героев принадлежит соратнику Л. Выготского Александру Запорожцу. Спасибо Владимиру Кудрявцеву, опубликовавшему дивную сказку А. Запорожца о враче, научившему свою чернильницу охранять кабинет, обливая воров чернилами. Кто из детей поймёт такую «находку»? А гаджеты им очень понятны, особенно, если показать современные игрушки, типа робота. Всё интересное незабываемо. Какой будет «жизнь» новой сказки, судить рано. Бабушка не просто заботилась о Колобке, она дала блестящий УРОК всем родителям: помогайте детям жить и дружить!

И мы благодарим наших УЧИТЕЛЕЙ за хорошие УРОКИ: Е. КРАВЦОВУ, Г. КРАВЦОВА, М.  АРОМШТАМ, О. ДЫБИНУ, Н. ВЕРАКСА, В. КУДРЯВЦЕВА, О. МАХОВСКОЙ! Спасибо, коллеги!

Автор(ы): 

Дата публикации: 

1 янв 2015

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Метки: 

Для цитирования: 

Рутберг Л., Швейбиш К. Особенности «сказочной» педагогики для дошкольников младшего возраста // Обучение и развитие: современная теория и практика. Материалы XVI Международных чтений памяти Л.С. Выготского. - 2015.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки