Е.В. Галкина Московский педагогический государственный университет, г. Москва
Исследование музыкальных способностей берет свое начало от взглядов и деятельности Б.М. Теплова, который создал классическую теорию музыкальности и музыкальных способностей. Он считал музыкальность основой профессиональной пригодности и успешности в музыкальной деятельности. Проблема специальных способностей музыканта актуальна и поныне. Особого внимания заслуживает проблематика специальных исполнительских способностей, чему уделяли внимание многие педагоги-музыканты. Так, Н.А. Римский-Корсаков делил способности на технические и слуховые. Под техническими подразумевались специфические исполнительские способности – к игре на музыкальном инструменте или пению. С.И. Савшинский разделял способности на художественные – проникновенность, содержательность, артистичность, эмоциональность исполнения; технические – виртуозность и точность игры; эстетические – тембровое богатство звучания, нюансировка.
Психологические аспекты исполнительских способностей музыканта заслуживают дальнейшего изучения. Исполнительские способности естественно развиваются и формируются в разных видах, формах и условиях музыкальноисполнительской деятельности. Ряд научных работ посвящен выявлению психических состояний, факторов и условий, влияющих на деятельность исполнителя во время публичного выступления (Белан, 2006; Бочкарев, 2006; Корлякова, 2008; Корлякова, Лушина, 2008).
Исполнительские способности можно рассматривать на трех уровнях: психофизиологическом, психологическом и художественно-образном.
На психофизиологическом уровне важное место занимают психомоторные исполнительские способности, от которых зависит виртуозность исполнения, техническая устойчивость. Психомоторные способности музыканта проявляются в мышечной силе исполнительского аппарата музыканта, во владении различными способами звукоизвлечения, быстроте, ловкости и координации движений, выносливости и памяти (Цагарелли, 2008). Особое место занимает координированность и такие ее составляющие как пространственная, временная (усвоение ритма) и силовая точность движений. От регулирования усилий зависит сила звука, некоторые параметры его качества. Существенное место занимает и память на движения (их последовательность, воспроизведение силовых, пространственных и временных параметров движений). От этого зависит безошибочность воспроизведения музыкального произведения, то есть стабильность, надежность исполнительского плана действий (Бочкарев, 2006).
На развитие психомоторных способностей влияют природные предпосылки музыкальных способностей, к которым относятся анатомо-физиологические особенности музыканта-исполнителя (строение и функционирование слухового анализатора, морфологическое строение руки) и основные свойства нервной системы. Ю.А. Цагарелли отмечено, что особенности формирования исполнительской техники обусловлены подвижностью нервной системы музыканта. Но все же, чем богаче исполнительский опыт музыканта, тем большим количеством стереотипизированных, автоматизированных психомоторных навыков он обладает.
Конечно, в основе любых исполнительских способностей лежит нейродинамика, поэтому следующий очень важный уровень – психологический. В него входят такие исполнительские способности и качества как: психоэмоциональная устойчивость, устойчивость внимания, самоконтроль, стабильность.
Психоэмоциональная устойчивость характеризуется как устойчивость психического состояния к любым эмоциогенным внешним и внутренним воздействиям, которая проявляется в способности не повышать психоэмоциональную напряженность в экстремальных ситуациях. Устойчивость внимания понимается как сосредоточенность музыканта на тех или иных объектах, связанных с процессом исполнения без отвлечения на какие-либо внешние или внутренние факторы. внимание бывает внешним и внутренним. Как замечает А.П. Лушина, в направленности сценического внимания более высокое положение занимает внутреннее внимание, связанное с воплощенным художественным образом, а более низкое – внешнее внимание, направленное на публику и соисполнителей (Корлякова, Лушина, 2008).
Самоконтроль – умение контролировать свои эмоции во время концертного выступления. В музыкально-исполнительской деятельности музыканты обычно называют самоконтроль «способностью слушать себя».
Не менее важную роль играет и стабильность исполнения. Основным критерием стабильности является фактор воспроизводимости результата, а фактическим показателем стабильности является безошибочность исполнения музыкального произведения (Цагарелли, 2008).
Развитию исполнительских способностей музыканта на психологическом уровне способствуют такие психологические факторы, как Мотивация, отражающая значимость учебной деятельности, отношение к исполнительской деятельности, саморегуляция, определяющая успешность исполнительской деятельности, индивидуально-личностные особенности учащихся.
Третий уровень исполнительских способностей – художественно-образный. На этом уровне большую значимость приобретают такие важные исполнительские способности как: художественность, эмоциональность исполнения, артистизм, достижение пикового состояния.
Художественность исполнения отличается содержательностью, глубокой проникновенностью, эмоциональностью исполнения. В искусстве нельзя «механически любить, страдать, ненавидеть… без всякого переживания», – подчеркивал К.С. Станиславский.
Не менее важное значение для исполнительской деятельности имеют артистические способности музыканта. Артистизм можно трактовать как способность к перевоплощению, обаяние, заразительность, убедительность, то есть умение влиять на аудиторию, эмоциональная подвижность, благоприятные внешние данные. Он связан с физической организацией личностных ресурсов, со своеобразным творческим мышлением, с умением управлять своим физическим самочувствием. Вырабатываемые артистические способности позволят студентам в ситуациях публичного выступления преодолевать мышечные зажимы, раскрепощаться, перевоплощаться, а развитые способности держаться на сцене и проявлять широкую гамму эмоций способствуют снижению уровня тревожности во время публичного выступления.
По мнению психофизиологов, музыкально-исполнительская деятельность предполагает поиск состояния «полета» или же состояния «пика формы». Для профессиональных музыкантов очень важно уметь достигать своего пикового состояния, когда исполнение музыки не связано с напряжением, а сопровождается легкостью и удовольствием. Как отмечает А.В. Торопова, это состояние в ходе реализованного, свершившегося творческого акта запоминается в чувственной памяти навсегда, что заставляет человека снова и снова идти к такой творческой деятельности в поисках повторения и развития пикового переживания. Достижение этого состояния является наивысшим кульминационным моментом исполнительской деятельности музыканта. По мнению психофизиологов, «пик формы» достигается в ходе выработки и запоминания «верных» ощущений с точки зрения организации движения. Эффективное формирование исполнительских способностей обеспечивает успешность музыканта в исполнительской деятельности.
Литература
- Белан Е.А. Феномен сценического волнения и совладание с ним в ситуации музыкального исполнительства: Автореф. … дисс. Краснодар, 2006.
- Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М., 2006.
- Корлякова С.Г. Психомоторные способности музыкантов: генезис и формирование. Ставрополь, 2008.
- Корлякова С.Г., Лушина А.П. О структуре исполнительских способностей музыкантаинструменталиста // Высшее образование сегодня. 2008. № 1. С. 75–79.
- Цагарелли Ю.А. Психология музыкального исполнительства. Казань, 2008.
Комментарии
Добавить комментарий