Логинова Н.А.
Ровно пятьдесят лет назад вышла в свет книга Б.Г. Ананьева «Человек как предмет познания», которую смело можно назвать манифестом петербургской психологической школы (по крайней мере, ананьевского ее периода). В ней впервые была развернута концепция человекознания, объединенного психологической наукой и направленного на изучение человека во всех основных его ипостасях - биологический вид Homo sapiens, индивид, личность, субъект, наконец, индивидуальность. В книге было дано новое Понимание предмета психологии человека, что не сводимо ни к одной из форм его существования. В этом произведении находим новые представления о развитии человека, различение онтогенеза и жизненного пути, связь с эволюцией вида и историей человечества и общества, пожизненный характер развития и его типы.
Книга Ананьева получила отклик в советской и зарубежной науке, много цитировалась в нашей стране, и продолжает быть востребованной по сей день. Книга популярна не только среди психологов, но и философов, представителей социальных и гуманитарных наук. Ее переводили и издавали в Германии (ГДР, 1974), Болгарии (1976), Японии (1983) и Китае (1992). К сожалению, она не была издана на английском языке, что отрицательно сказалось на ее известности в мировом психологическом сообществе. Книга Б.Г. Ананьева имеет глубокие исторические корни в трудах предшественников, особенно В.М. Бехтерева, к школе которого Борис Герасимович приобщился, пройдя аспирантуру и работая в Институте мозга. Определенный же замысел этой монографии, зародился во второй половине 1950-х – начале 1960-х гг., т.е. в период общественно-политической «оттепели» в Советском Союзе. Об этом можно судить по публикациям основополагающих статей Ананьева «Человек как общая проблема современной науки» (1957), «О системе возрастной психологии» (1957), «Комплексное изучение человека как очередная задача современной науки» (1962). Активная работа над текстом монографии началась, по-видимому, в 1962-63 гг. Известно, что в тот период Борис Герасимович организовал коллективное обсуждение материалов будущей книги на кафедре психологии ЛГУ (СПбГУ), а летом 1963-го месяц работал в Москве, в библиотеке (ныне РГБ им. В.И. Ленина). Вместе с тем он развернул подготовку к комплексным исследованиям (для краткости КИ): подбор кадров, методик, экспериментальной базы, создание в Ленинградском университете лаборатории дифференциальной психологии и антропологии, НИИ комплексных социальных исследований. Организационный процесс увенчался открытием в 1966 г. факультета психологии, который стал ядром комплексных исследований человека, представлялся Ананьевым как центр человекознания. Часть из первых результатов КИ успела попасть в книгу 1968 г. После «Человека….» он задумывал сделать книгу о психологии как науке. Часть рукописей из архива вошла в его посмертную книгу «О проблемах современного человекознания» в 1977, кое-что опубликовано позже.
«Человек…» - одиннадцатая по счету (из пятнадцати опубликованных) и последняя прижизненная монография Б.Г. Ананьева. Особенности книги, вообще свойственны стилю автора. Это опора на большую эмпирическую базу – факты из психологии, естественных и социогуманитарных наук. Это попытка междисциплинарного синтеза знаний о человеке и его развитии. Содержание книги имеет ярко выраженный методологический характер, но ананьевская методология не абстрактная, а деловая, направленная на решение конкретной задачи организации КИ человека и, в конечном счете, выходе на практическое применение комплексного знания о человеке. Многие новаторские идеи, впервые объективированные в ней, за прошедшие пол-столетия стали общепринятыми настолько, что потеряли авторство. Историко-психологическая наука обязана изучать биографию великих, рубежных книг, ананьевских в том числе, и давать им оценку с исторической дистанции.
Публикация подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ-ОГОН). Проект № 17-06-00484 «История Петербургской психологической школы (1941-1991): архивные разыскания и изучение источников».
Комментарии
Добавить комментарий