Белинская Е.П.
Активное развитие новых информационных технологий, модифицируя весь образ жизни современного человека, закономерно имеет и свои личностные следствия. Среди всех возможных личностных трансформаций, связанных с размыванием границ реального и виртуального бытия человека, приоритетное значение имеет динамика идентификационных структур личности. Можно утверждать, что социальные сети являются на данный момент эффективным ресурсом для выражения реальной идентичности пользователя: в сетевой коммуникации человек конструирует не саму идентичность, а своего рода ее «виртуальную оболочку», являющуюся проекцией реальной идентичности. Соответственно, в контексте эмпирического исследования можно предположить, что характер поведенческой активности в информационной среде определяет структурно-динамические особенности идентичности пользователя, взятые в единстве. Соответственно, основной гипотезой эмпирического исследования стало предположение о том, что существует взаимосвязь между доминирующим стилем идентичности пользователя (как в виртуальном, так и в реальном пространстве коммуникации) и его преобладающим видом активности в социальной сети. Исследование проводилось на выборке в 100 человек - пользователей социальных сетей (62 женщины и 38 мужчин, в возрасте от 17 до 27 лет). Для определения характеристик реальной и виртуальной идентичности пользователей использовался опросник М.Берзонски в авторской адаптации, который предъявлялся респондентам дважды – для «Я-реального», затем для «Я в социальной сети». Для определения специфики активности пользователей в социальной сети была составлена авторская анкета; для анализа активности, состоящей из вида предпочитаемой деятельности и типа информации, анонсируемой на своей странице, использовалась программа подсчета слов WordStat.
Исследование строилось как анонимный интернет-опрос в электронной форме Google, для обработки данных, помимо указанных выше, использовались программы SPSS 16.0 и Microsoft Excel 2010. Были получены следующие результаты. Для респондентов с нормативным стилем идентичности были в основном характерны такие виды активности в социальных сетях как перепост и/или «лайк» чужих текстовых сообщений; респонденты с информационным стилем идентичности в большей степени обращались к эмоционально насыщенной информации (перепост и/или «лайк» чужих фотографий, музыки, видео), а также чаще создавали дублирующего персонажа в социальных сетях. Для респондентов с диффузным стилем идентичности каких-либо предпочтений по видам активности в виртуальной коммуникации выделить не удалось, но они значимо чаще, нежели представители других подвыборок, создавали дублирующего персонажа в сети. Респонденты с информационным стилем идентичности также создавали дублирующего персонажа, но это сопровождалось максимальным разнообразием всех видов активности в социальных сетях. Можно предположить, что для них создание дублирующего персонажа являлось возможностью расширить границы своего сетевого общения и получить больше разнообразной информации, в то время как для пользователей с диффузным стилем идентичности создание «дубля» являлось основой для некоторого «поиска себя» в виртуальном пространстве.
Таким образом, пользователи с информационным стилем идентичности приобретают в виртуальности дополнительное пространство для укрепления своей идентичности. Для них виртуальность и реальность образуют, по сути, единое пространство коммуникации. На пользователях с нормативным стилем идентичности особенности виртуального пространства сказываются сильнее остальных: склонные в реальности ориентироваться на социальные нормативы, в виртуальности они зачастую не находят привычных точек опоры и склонны негативно оценивать себя. Для пользователей же с диффузным стилем идентичности виртуальная среда не является источником дополнительного самоконструирования.
Комментарии
Добавить комментарий