И.В. Горелова Волгоградский институт управления – филиал РАНХиГС, Волгоград
Концептуальное управление в противовес контекстуального управления, позволяет идентифицировать его элементы, функционал, и, самое главное, определить и сбалансировать роли субъекта и объекта. Разрабатываемая в стране система профстандартов призвана решить целый спектр управленческих проблем. Однако внеконцептуальное использование профстандартов (в статье показано на примере госслужащих) несет в себе больше вреда, нежели пользы, доказывая параллельно существование национальной модели управления, главная особенность которой состоит в дисбалансе субъектно – объектной связи.
Conceptual management, as opposed to contextual management, allows to identify its elements, functionality, and, most importantly, to define and balance the role of the subject and object. The system of professional standards developed in the country is designed to solve a range of management problems. However, the non-conceptual use of professional standards carries more harm than good, proving in parallel the existence of the national model of management, the main feature of which is the imbalance of subject – object communication.
Ключевые слова: компетенция, профстандарт, стратегия, фрейм результата, SEO-анализ
Keywords: competence, professional standard, strategy, goal, result frame, SEO-analysis.
Исследования в области когнитивной психологии связывают метакогницию с другими психологическими феноменами. Отсюда и интерес к тем из них, которые имеют целью показать влияние указанных процессов на результативность профессиональной деятельности, например, целеполагание, мотивация, критическое мышление. [Schneider, 2002] В данной статье речь пойдет о роли указанных феноменов в управленческой деятельности. Российскую систему управления хорошо характеризуют слова известного французского философа Ж. Бодрийяра: «Прибегать к диссимуляции - это значит делать вид, что ты не имеешь того, что у тебя есть. Симулировать - это значит делать вид, что у тебя есть то, чего ты не имеешь. Одно отсылает к наличию, другое - к отсутствию» [Бодрийяр, 2013]. Подтверждает умозаключение внеконцептуальность современной системы управления. Точнее в системе управления превалирует смена формальных, неадаптированных концептов. Концепты теперь не «вещи сами в себе», у них появляется второе дно, в зависимости от встроенности в контекст. Такая вот «прецессия симулякров» [Бодрийяр, 2013]. Отсюда сложности в определении точки опоры в любого рода и уровня конфликтах. Запрос в правовые системы относительно концептуального подхода к управлению, а также определения субъекта и объекта управления однозначного ответа не выдает. По мнению же российских руководителей, объектом управления, в системе любого масштаба и назначения, признается человек (люди) [Демьяненко, 2016]. Весь. Целиком. Не компетенции, навыки, способности, которые можно оценить. Такое Понимание мы уже встречали в истории: «Неудивительно, что мы не получаем тех прибылей от хозяйств, в которых трудятся рабы, какие мы получали от труда свободных римских граждан. Главная проблема заключается в том, что у раба нет стимула, чтобы работать хорошо. Он работает за еду, и сколько бы он ни произвел, все равно получит только еду [Тонер, 2015].
Поиск конкурентного преимущества - метацель деятельности управленца. К началу ХХI века появилось осознание «неоднородности единицы анализа» в стратегическом управлении, когда и было предложено двухуровневое толкование его объекта. Во-первых, это сама фирма (макроединица). Во-вторых, это источник конкурентных преимуществ предприятия (микроединица) [Катькало, 2007]. Большинство авторов сходится во мнении, что таковыми признаются компетенции, но что такое компетенция, вопрос, по – прежнему дискуссионный. Как правило, под ними понимают триаду «знания-умения-навыки». Эта же триада лежит в основе вводимых в практику трудовых отношений профстандартов. Однако в отсутствии четкого понимания назначения такого инструмента управления, внимания к деталям в процессе разработки указанных документов, эффективность внедрения профстандартов имеет на выходе «антиэффект».
Министерством труда и социальной защиты РФ в целях реализации положений части 8 статьи 12 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и пункта 6 плана мероприятий («дорожной карты») по реализации Основных направлений развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 - 2018 годы», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2016 г. № 1919-р, разработан «Справочник квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей государственной гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих». Среди общих умений выделяют - умение мыслить системно (стратегически). Сама формулировка такого требования вызывает недоумение. Покажем умение государственных служащих мыслить стратегически на практике. В ситуации отсутствия концептуального подхода к управлению, сформулировать стратегию требуемого объекта – задача не из легких. Отсутствие концептуального подхода ведет к формированию институциональных ловушек [Горелова И.В., 2016, с. 84-87]. Автором на примере Федерального закона от 28.06.2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» было показано, к каким результатам может привести внеконцептуальное законотворчество. Дальше – больше, и уже региональное законотворчество в сфере территориального стратегирования увеличивает антиэффект в разы.
Стратегии регионального развития транслируют перспективу развития конкретного пространственно – временного континуума, формируют контекст развития территории. В концепции нейролингвистического программирования стратегия трактуется как «фрейм результата» [Дилтс, 2016]. Задача управленца состоит в формулировании, идентификации и использовании (либо преобразовании) релевантного для управленческих целей типа фрейма. Анализ стратегий встречается в научно – публицистической литературе. Но, как правило, дальше статистических изысков дело не идет [Ильина, 2015]. Найти актуальные тексты стратегий - неразрешимая задача. Созданный портал взаимодействия бизнеса, общества и власти РФ (https://strategyrf.ru) мало информативен, не все тексты, представленные на сайте, актуализированы. В текстах указанных документов встречаются номинализации, симулякры – слова, смысл которых субъективен и может трактоваться и пониматься по - разному. [Горелова, 2017] Номинализации выступают как побочный эффект управления, несут в себе риск экстраполирования проблем на сопряженные сферы жизнедеятельности.
Для анализа текстов стратегий, а, как следствие, методику для компетентностной оценки госслужащих автор предлагает использовать SEO-анализ текстов, который является инструментом аудита сайтов, решает главную задачу: оценивает уникальность сайта (текста) Оценочными параметрами выступают:
- объем текста в символах,
- водность текста (показывает долю слов текста, не несущих информационной нагрузки, норма составляет 30 – 60%.),
- тошнота (определяет частоту использования слова в текстовом документе, решает проблему определения ключевых слов в документе, помогает идентифицировать номинализации, норма академической тошноты – 9 пунктов),
- топ 10 слов (перечень из 10 слов, встречающихся в тексте чаще всего, позволяет сформулировать релевантный целям стратегирования словарь, идентифицировать фрейм результата),
- словарь (количество используемых в тексте слов, позволяет оценить «управленческий сленг»).
Анализ стратегий Южного федерального округа [Горелова, 2017] обнаружил (1) присутствие в них метафор и нарративов, (2) нивелирование возможности их использования в качестве инструмента развития территории, а также аттестации чиновников, (3) доказательство дисбаланса субъектно – объектной связи в национальной модели управления. SEO – анализ показал: (1) словарь стратегий растет прямо пропорционально количеству слов в документе. Водность находится в норме (2). Показатель тошноты в стратегиях доходит до 58.4 (Ростовская область). Топ 10 слов стратегий ЮФО грешит номинализациями: год, развитие, население, область, республика, производство, инвестиционный, рост, строительство, реализация. (3) Использование методик SEO - анализа применительно к стратегиям позволит сформулировать (а) словарь стратегий и номинализаций, (б) фреймы результатов, (в) алгоритм написания стратегий, а также обосновать критерии оценки деятельности чиновников, закрепить в текстах стратегий мотивационную составляющую, избавить имеющиеся тексты стратегий от так называемых шумовых слов. В современном мире, когда конкурентное преимущество кроется в правильно поданном контексте, стратегии являются инструментом формирования требуемого контекста.
В терминологии Д.А. Нормана, контекстуальное управление – управление, ориентированное на ментальную модель дизайнера в противовес ментальной модели пользователя. В книге «Дизайн привычных вещей» Д. А. Норман определяет типы ментальных моделей [Норман, 2006]. Есть концептуальная модель дизайнера (его Понимание результата) и модель пользователя - это модель, которая создается в результате взаимодействия с системой, воплощенный результат. Несмотря на то, что книга посвящена проблеме сложности взаимодействия с совершенствующейся техникой, здесь выражена главная мысль менеджмента: если дизайнер (в переводе на русский дизайн – решение, дизайнер - человек, принимающий решение, то же что и менеджер, по сути, при имплементации возложенных на него функций), принимая решение, не важно, по какому поводу, ориентируется на ментальную модель пользователя (объекта управления, если речь идет о менеджменте), скорее всего решение будет более эффективным. Что такое плохой дизайн в переводе на язык современного менеджера – «ошибочные ментальные модели (ориентация на модель/концепт дизайнера) и недостаточная обратная связь». Учитывая изложенное, а именно акцент на властные полномочия, трактуемые как права, не подкрепленные обязанностями, позволяет госслужащим (дизайнерам) нивелировать ментальную модель пользователя (подчиненного) в принимаемых решениях, так как она является лишним звеном в национальной модели управления.
Закончим словами И.В. Гете: «Большая часть бед во всем мире происходит от того, что люди недостаточно точно понимают свои цели. Начиная возводить здание, они тратят на фундамент слишком мало усилий, чтобы могла выстоять башня».
- Анализ факторов реализации документов стратегического планирования верхнего уровня. Аналитический доклад [Текст] / П/р М.Э. Дмитриева //С.Пб.: ЦСР, 2016. - 205 с.
- Бодрийяр, Ж. Симулякры и симуляция [Текст] / Ж. Бодрийяр // Тула: ООО «Тульский полиграфист», 2013. – 204 с.
- Горелова, И.В. Институциональные ловушки в системе государственного стратегического планирования [Текст] / И.В. Горелова // Анализ, моделирование, управление, развитие социально-экономических систем: Сборник научных трудов X Международной школы-симпозиума АМУР2016. Севастополь-Судак, 12-21 сентября 2016. - Симферополь: КФУ им. В.И.Вернадского, 2016. - С. 84-87.
- Горелова И.В. Нивелирование лингвистической составляющей как ключевой риск территориального стратегирования [Текст] / И.В. Горелова // Управление в современных системах: сборник трудов VII Всероссийской научно-практической конференции научных, научно-педагогических работников и аспирантов / [науч. ред. О.С. Нагорная, А.В. Молодчик]. – Челябинск: ОУ ВО «Южно-Уральский институт управления и экономики», 2017. – С. 18 – 28.
- Горелова, И.В. Симулякры и кванторы общности как неотъемлемый элемент «русской модели управления» [Текст] / И.В. Горелова // Ползуновский альманах. – 2017. - № 3. - Т. 2. – С. 45–48.
- Демьяненко, В. Особенности управления изменениями в России [Текст] / В. Демьяненко // М.: Издательские решения, 2016. - 138 с.
- Демьянков, В.З. Понятие и концепт в художественной литературе и в научном языке [Текст] / В.З. Демьяненков // Вопросы филологии. - 2001. № 1. С. 35–47.
- Дилтс, Р. Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП [Текст]. / Р. Дилтс // Питер. – СПб. – 2016. – 256 с.
- Ильина, И.Н. Будущее регионов России: аналитический обзор документов стратегического планирования субъектов РФ [Текст] / И.Н. Ильина, Е.Е. Плисецкий, Г.С. Копыченко, Е.Г. Рыбина, В.С. Климова // М.: НИУ ВШЭ, 2015. - 48 с.
- Катькало, В.С. Эволюция теории стратегического управления [Текст] / В.С. Катькало // Автореферат на соискание ученой степени доктора экономических наук по специальности 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (теория управления экономическими системами). – Санкт–Петербург. – 2007. – 41 с.
- Норман, Д. Дизайн привычных вещей [Текст] / Д. Норман // М.: Издательский дом «Вильямс», 2006. - 384 с.
- Степанов, Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования [Текст] / Ю.С. Степанов // М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. С. 46–54.
- Тонер Дж Как управлять рабами [Текст] / Дж. Тонер// М.: Издательство «Олимп—Бизнес», 2015. — 240 с.
- Schneider W., Lockl K. The development of metacognitive knowledge in children and adolescents // Applied metacognition / Perfect T., Schwartz B. (Eds.). Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2002. 297 р.
Комментарии
Добавить комментарий