Факторная структура опросника «Отношение к учению в средних и старших классах школы»

И.Н. Бондаренко, И.Ю. Цыганов, В.И. Моросанова Психологический институт РАО, Москва

В статье приводятся результаты анализа факторной структуры опросного метода «Отношение к учению в средних и старших классах школы» (ОУУ), который является модификацией «Методики диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы» (МЭОУ) [Андреева, Прихожан, 2006]. На выборке учащихся 6-11 классов Московских школ (N=531) выполнен эксплораторный факторный анализ утверждений опросника, оценена внутренняя согласованность его шкал. Предложена модифицированная версия опросника. В его состав, кроме ранее существовавших шкал: «Познавательная активность», «мотивация достижения», «Гнев», «Тревожность», вошла новая шкала – «мотивация избегания неудачи». Результаты анализа взаимосвязей МЭОУ_2006 г. и его модифицированной версии ОУУ_2017 г. свидетельствуют о хорошей конструктной валидности последнего. Проведенная психометрическая оценка позволяет рекомендовать ОУУ_2017 исследователям и практикам для оценки мотивационно-эмоционального отношения к учению у подростков.

The article presents results of factor structure validation of the Attitude to learning process in secondary and high school questionnaire. This questionnaire is a modification of the Diagnosing the learning motivation and emotional attitude to learning process in secondary and high school questionnaire [Andreeva, Prikhozhan, 2006]. On a sample of students (6-11 grades) of Moscow schools (N=531) an exploratory factor analysis of the questionnaire statements is performed, the internal consistency of its scales is evaluated. The modified version of the questionnaire is discussed. The previously existing scales: "Cognitive activity", "Motivation achievement", "Anger", "Anxiety", supplemented by a new scale "Motivation to avoid failure”. Conducted psychometric assessment allows us to suggest the new questionnaire for researchers and practitioners to assess the students’ motivational and emotional attitude to learning process.

Ключевые слова: мотивация учения, отношение к учению, опросник, факторная структура, подростки.
Keywords: motivation, attitude to learning process, questionnaire, factor structure, adolescents.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 1729-09094 «Осознанная саморегуляция в системе когнитивных и некогнитивных механизмов успешности овладения русским языком в школе»

В настоящее время психологи и педагоги уделяют все большее внимание некогнитивным предикторам академической успеваемости учащихся. Если положительное влияние мотивации оптимального уровня, познавательной активности [Бондаренко, Цыганов, Моросанова, 2017] и самоэффективности является хорошо изученным фактом и не вызывают сомнений (Bandura et al., (1996); Caprara, Barbaranelli, Pastorelli (1998); Chemers, Hu, Garcia (2001); Greene, Miller, Crowson, Duke, Akey (2004); Sharma, Silbereisen (2007)), то вопросы эмоциональной регуляции успешности достижения учебных целей совсем недавно привлекли внимание исследователей [Bondarenko, 2016]. Последние достижения в психологии и нейронауках свидетельствуют о том, что эмоции являются важнейшими ресурсами мотивации обучающихся, их межличностного взаимодействия, памяти и результатов обучения [Lewis, Haviland-Jones, Barrett, 2008; Valiente, Swanson, Eisenberg, 2012]. В этой связи опросник, позволяющий оценить познавательную активность учеников, их мотивационную направленность и основные негативные эмоции, возникающие в процессе обучения, заслуженно пользуется популярностью у психологов-практиков и исследователей. Это опросник «Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы» [Андреева, Прихожан, 2006]. Он является адаптированной версией опросника Ч.Д. Спилбергера «State-Trait Personality Inventory – STPI» (1973 г.). К достоинствам этой методики можно отнести семантический характер стимульного материала, краткость и лаконичность формулировок утверждений, положительный полюс всего спектра вариантов ответа, емкость интерпретации результатов обследования и многое другое. Мы неоднократно использовали этот инструмент в своих исследованиях, посвященных проблеме взаимосвязи саморегуляции учебной деятельности, мотивации учащихся и их отношения к учению [Моросанова и др., 2015; Моросанова, Фомина, Цыганов, 2017; Цыганов, Ованесбекова, Моросанова, 2017]. Задача построения структурных моделей некогнитивных предикторов успешности достижения учебных целей поставила вопрос проверки факторной структуры данного опросника. Раннее подобные исследования не проводились.

Структура опросника «Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы» (МЭОУ) 2006 года включает 40 утверждений об эмоциональных проявлениях учащихся на уроке. Эти утверждения образуют 4 шкалы: «Познавательная активность» (ПА), «мотивация достижения» (МД), «Тревожность» (Т), «Гнев» (Гн). Подсчет интегративного показателя мотивации учения и эмоционального отношения к учению осуществляется на основе формулы ПА + МД + (– Т) + (–Г). Результаты интерпретируются по уровням показателей. Авторы методики предложили характеристики 5 уровней интегративного показателя опросника – мотивационно-эмоционального отношения к учению.

Цель настоящей работы – уточнение факторной структуры и ключей опросника «Отношение к учению в средних и старших классах школы» (ОУУ_2017).

Организация и проведение исследования

Сбор эмпирических данных на выборке учащихся общеобразовательных школ 6-11 классов. Объем выборки стандартизации составил 531 человек. Обработка и анализ данных осуществлены при помощи математикостатистического пакета SPSS 21.0 for Windows.

Результаты исследования

Уточнение структуры опросника осуществлено посредством проведения факторного анализа по методу Альфа-факторизации с вращением «Прямой облимин» и нормализацией Кайзера; вращение сошлось за 20 итераций. Общий процент объясненной дисперсии составил около 50%. По итогам факторизации пунктов опросника выделено 5 факторов. 4 фактора соответствуют шкалам базового опросника, а пятый фактор проинтерпретирован как шкала «мотивация избегания неудачи». Проанализирована внутренняя согласованность утверждений в каждой шкале и уравновешено число пунктов для измерения каждого показателя (по 6 утверждений в шкале). Метод – анализ пригодности, модель – α Кронбаха.

По итогам психометрических процедур в новый опросник вошли 5 шкал: «Познавательная активность», «мотивация достижения», «Гнев», «Тревожность», «мотивация избегания неудачи». Общее количество утверждений в опроснике – 30.

Основные данные по содержанию и психометрике шкал приведены в Таблице 1.

Таблица 1 Шкалы и утверждения опросника «Отношение к учению в средних и старших классах школы»
Шкала Пример утверждения шкалы Факторная
нагрузка
α
Кронбаха
Гнев Я злюсь ,747 ,891
Познавательная активность Мне интересно ,511 ,725
мотивация достижения Я стремлюсь получать только хорошие и отличные оценки ,615 ,803
Тревожность Мне не хватает уверенности в себе ,627 ,800
мотивация избегания неудачи Я избегаю заданий, с которыми не могу справиться ,462 ,714
Примечания: уровень значимости p ≤ 0,01

Описание результатов

Шкала «Гнев» (23% дисперсии) обобщено выражает спектр отрицательных эмоций, которые испытывает учащийся во время аудиторных занятий в школе. Включает 6 утверждений, факторные нагрузки которых лежат в пределах 0,673-0,805.

Шкала «Познавательная активность» (12% дисперсии) отражает присущую учащемуся любознательность и стремление к познанию нового в учении. Включает 6 утверждений, факторные нагрузки которых лежат в пределах 0,376-0,680.

Шкала «мотивация достижения» (7% дисперсии) характеризует стремление к высоким результатам в учении и переживанию успеха. Включает 6 утверждений, факторные нагрузки которых лежат в пределах 0,491-0,615.

Шкала «Тревожность» (4% дисперсии) отражает ощущения тревоги и опасения учащегося за свою успешность в учении. Включает 6 утверждений, факторные нагрузки которых лежат в пределах 0,314-0,664.

Новая шкала «мотивация избегания неудачи» (4% дисперсии) отражает все противоречивую динамику этого вида мотивации. Прежде всего, это касается выбора уровня сложности задания: ученик либо стремится выбрать слишком легкий вариант, либо слишком сложный. В эмоциональном плане, в шкалу входят утверждения, описывающие переживания скуки и ощущение бесконечно длящегося урока. Включает 6 утверждений, ранее входивших в состав шкал «Познавательная активность» и «мотивация достижения», только теперь с обратным ключом. Факторные нагрузки утверждений лежат в пределах 0,384-0,590 (коэффициенты без учета полюса). Это единственная шкала в новой версии с обратными пунктами.

Проверка конструктной валидности опросника ОУУ_2017 в сопоставлении с предыдущей версией «Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы» (2006) осуществлялась посредством проведения корреляционного анализа шкал этих опросников (r по Пирсону). Результаты отображены в Таблице 2.

Таблица 2 Корреляция показателей опросника «Отношения к учению в средних и старших классах школы» в сопоставлении с базовой версией 2006 года
Шкала опросника ОУУ_2017 Шкалы опросника МЭОУ_2006
1 2 3 4
Познавательная активность (1) .863**      
мотивация достижения (2)   .362**    
Тревожность (3)     .840**  
Гнев (4)       .971**
мотивация избегания неудачи (5)   ,618**    
Примечания: 1 – Познавательная активность, 2 – мотивация достижения, 3 – Тревожность, 4 – Гнев; ** – уровень значимости p ≤ 0,01

Результаты корреляционного анализа подтвердили конструктную валидность шкал опросника ОУУ_2017 (r=0,362-0,971). Недостаточно высокий коэффициент корреляции для шкал «мотивация достижения» и «мотивация избегания неудачи» объясняется тем, что утверждения единой шкалы «мотивация достижения» МЭОУ_2006 были разделены на две отдельные шкалы в новом опроснике.

Выводы

По результатам психометрической оценки факторной структуры опросника МЭОУ_2006 была предложена новая его версия, получившая название «Отношение к учению в средних и старших классах школы» (ОУУ_2017). Изменено количество шкал: опросник дополнен новой шкалой «мотивация избегания неудачи». Общее число утверждений сократилось с 40 до 30 пунктов, что делает методику компактнее и уменьшает время ее проведения. Подтверждены внутренняя согласованность и конструктная валидность новой версии опросника. Проведенная психометрическая оценка позволяет рекомендовать ОУУ_2017 исследователям и практикам для оценки мотивационно-эмоционального отношения к учению у подростков. Факторный принцип построения опросника позволит использовать полученные с его помощью данные для анализа современными статистическими методами (моделирование структурными уравнениями).

  1. Андреева А.Д., Прихожан А.М. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы // Психологическая диагностика. М.: 2006. № 1. С. 33-38.
  2. Бондаренко И.Н., Цыганов И.Ю., Моросанова В.И. Регуляторные и личностные предикторы познавательной активности учащихся // Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики. Материалы II-й Международной научно-практической конференции. 20-22 апреля 2017 г., Калуга, Россия. – Калуга: изд-во АКФ «Политоп», 2017. – С. 51-59.
  3. Моросанова В.И., Фомина Т.Г., Цыганов И.Ю. Осознанная саморегуляция и отношение к учению: типологические особенности учащихся как специальные ресурсы академической успешности // Вопросы психологии, 2017. №4. С. 64-75.
  4. Моросанова В.И., Цыганов И.Ю., Ванин А.В., Филиппова Е.В. Осознанная саморегуляция и отношение к учению: их взаимосвязь и вклад в успешность обучения // Вопросы психологии, 2015. № 5. С. 32–45.
  5. Цыганов И.Ю., Ованесбекова М.Л., Моросанова В.И. Возрастная специфика саморегуляции и отношения к учению суворовцев, Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика, Ижевск, 2017. Т. 27, В. 4. С. 468-477.
  6. Bondarenko I. The role of positive emotions and type of feedback in selfregulation of learning goals achievement: experimental research / Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2016. № 86. P. 405-411.
  7. Valiente C., Swanson J., Eisenberg N. (2012). Linking Students’ Emotions and Academic Achievement: When and Why Emotions Matter. Child Development Perspective. 2012. V. 6. № 2. P. 129–135.
  8. Lewis M., Haviland-Jones J. M., Barrett L. F. (Eds.). Handbook of emotions (3rd ed.). New York, NY: Guilford. 2008. P. 757-776.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

21 апр 2018

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Бондаренко И.Н., Цыганов И.Ю., Моросанова В.И. Факторная структура опросника «Отношение к учению в средних и старших классах школы» // Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики: материалы III-й Междунар. науч.-практ. конф., Калуга, 19-21 апреля 2018. – Калуга: ИП Якунин А.В., 2018. – С. 3-9. – 0,4 п.л.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки