Разделы психологии:
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования познавательная и исследовательская деятельность детей является одним из ведущих способов реализации образовательной программы дошкольного образования, достижения его ожидаемых развивающих результатов. В связи с этим умение решать программные задачи, владеть содержанием и формами развития интересов детей, любознательности и познавательной мотивации является обязательным условием профессиональной деятельности педагога дошкольного образования.
Традиционно субъекты образовательного процесса, педагоги и родители, имеют достаточно четкие соответственно – профессиональные и обыденные представления – о важности для развития ребенка разнообразных игр, общения с взрослыми и сверстниками, рисования, конструирования и других видов продуктивной деятельности. Однако современная нормативная установка на введение в образовательный процесс исследовательской деятельности как пронизывающей всю жизнь ребенка-дошкольника культурной практики – вопрос сложный для понимания и педагогами, и родителями. Понимание же лежит в основе становления грамотной практики. Поставленный вопрос определил цель настоящего исследования:
разработка инструментария для изучения того, как различные субъекты образовательного процесса понимают исследовательскую деятельность и относятся к ней как фактору развития детей дошкольного возраста. Предметом исследования выступала организация исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в дошкольных отделениях образовательных организаций города Москвы и в семье.
Для этого была поставлена задача разработки таких инструментов актуализации понимания, которые позволяли бы включить педагогов и родителей детей дошкольного возраста в процесс осознания и презентации своего воспитательно-образовательного опыта.
Такими инструментами стали опросники, сконструированные с следующих позиций:
- в процессе участия педагогов и других категорий реципиентов в опросе должно происходить обогащение их представлений и систематизация опыта организации познавательно – исследовательской деятельности на дошкольном уровне образования, стимулирование интереса к ней;
- ситуация участия в опросе должна восприниматься реципиентами как интересная в личностном смысле и полезная – в профессиональном отношении.
Рабочее определение: под исследовательской деятельностью нами понимается активность ребенка в процессе личностно-значимого взаимодействия взрослых и детей, направленная на постижение устройства вещей через их преобразование и упорядочивание; связей между явлениями окружающего мира; на социальное экспериментирование с возможными действиями, нормами поведения, речевыми конструкциями. В ее основе лежит познавательная и социально-коммуникативная мотивация ребенка. (Д.Б. Богоявленская, Н.А. Короткова, Л.М. Кларина, А.С. Обухов, Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, А.И. Савинков и др.)
Детская исследовательская деятельность, чтобы стать образовательной реальностью, требует от педагога, а также и от родителей, понимания тех педагогических и развивающих задач, которые ее структурируют, наполняют смыслом, задают импульс для дальнейшего познания. А главное, постигать окружающий мир вместе ребенком должно быть интересно и важно для живущего рядом с ним взрослого человека.
Совершенно очевидно, что и педагоги и родители должны быть способны оценить конструируемые ими образовательные ситуации как с позиции позитивных эффектов, так и возможных рисков. По мнению специалистов излишне активное введение исследовательской деятельности в образовательный процесс может привести к анти-развивающим эффектам в личностном и познавательном развитии детей.
Рассмотрим далее разработанный нами инструментарий, ориентированный на диалог с педагогами, и включающий девять субшкал (критериев). Каждая субшкала содержит:
- показатель, отражающий качество культурной практики исследовательской деятельности на дошкольном уровне образования;
- его конкретизацию в форме вопроса для респондента;
- индикаторы – качественные характеристики состояния показателя;
- восьмибалльную шкалу оценки (от 0 до 7 баллов).
Выделены следующие показатели, отражающие качество культурной практики исследовательской деятельности на дошкольном уровне образования:
- Детская познавательная мотивация (любознательность).
- Репрезентация (представленность) процесса исследовательской деятельности в образовательном процессе.
- Технология исследовательской деятельности (с учетом характера объектов исследования).
- Развитие субъектной позиции и содержательная коммуникация в процессе исследования.
- Материалы и оборудование для исследовательской деятельности.
- Дополнительные институциональные ресурсы организации педагогом исследовательской деятельности детей.
- Создание детско-взрослых общностей (детско-педагогическая, педагого-родительская, детско-родительская, детская) для развития мотивации исследовательской деятельности и обогащения ее содержания.
- Факторы негативного влияния исследовательской деятельности на личностное и познавательное развитие детей.
- Трудности в организации исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.
В опросе участвовало 60 педагогов дошкольного образования. Участие в опросе было добровольным, поэтому можно предположить, что согласились заполнить анкеты, те педагоги, которые мотивированы на разговор о развитии детско-взрослой исследовательской деятельности и имеют опыт включения детских исследований в образовательный процесс, соответствующие педагогические компетенции. Суммарное количество баллов, набранное этими педагогами по всем девяти показателям, варьировалось от 20 до 57 баллов. (Максимальное значение для заполненной анкеты – 63 балла – не встречалось ни разу.)
На основе разработанного инструмента были определены пять интервалов, которые мы условно соотнесли с уровнями педагогического мастерства в организации культурной практики детско-взрослой исследовательской деятельности: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий уровень.
Низкий уровень по количеству баллов наблюдался у 6,66% педагогов в данной выборке. Главной характеристикой этой группы является отсутствие целостности в представлениях о содержании, технологиях, формах организации и развивающих эффектах познавательно-исследовательской одном, кто-то – в другом).
Уровень ниже среднего по количеству баллов – 11,66% педагогов. У этой группы педагогов наблюдаются сниженные результаты по всем показателям. Наиболее низкие значения отмечаются по показателю, связанному с включением исследовательской деятельности в целостный образовательный процесс, а также с рефлексией факторов негативного влияния исследовательской деятельности на личностное и познавательное развитие детей.
Результаты среднего уровня и уровня выше среднего были отмечены соответственно у 55% и 26,66% педагогов. Высокий уровень педагогического мастерства в организации культурной практики детско-взрослой исследовательской деятельности в данной выборке не наблюдался.
Различие между педагогами, показавшими результаты среднего и выше среднего уровня, состоит в том, что последние не просто владеют содержанием и методами организации детско-взрослой исследовательской деятельности, но демонстрируют широту своих общекультурных представлений, оригинальность тематических выборов и высказываемых мнений, чуткость к индивидуальным интересам детей. Сходство между этими двумя группами педагогов состоит в привлечении к совместной деятельности все более широкого круга субъектов образования, использовании возможностей и ресурсов образовательных организаций и социокультурной среды города, а также в способности к осуществлению психолого-педагогической рефлексии.
Анализ влияния педагогического стажа на результаты опроса педагогов не выявил однозначной связи между продолжительностью профессиональной деятельности и уровнем педагогического мастерства в организации культурной практики детско-взрослой исследовательской деятельности. Уровень выше среднего понимания педагогом сути своей деятельности демонстрировали как респонденты с большим стажем (до 33 лет), так и с ми‑ нимальным (до 5 лет) и средним (до 15 лет). Парадоксально, но педагогов, набравших баллов по уровню выше среднего, в последних двух стажевых группах было больше, чем в первой группе самых опытных педагогов.
Результаты изучения практик организации детских исследований в опыте педагогов дошкольного образования (с использованием разработанного инструментария) позволили сделать следующие выводы.
Педагоги, как правило, имеют представление о содержании исследовательской деятельности, ее технологиях и базовых материальных ресурсах для ее организации.
Однако они затрудняются:
- в использовании более широкого спектра возможностей, которые предоставляет взаимодействие различных уровней образования в целостной образовательной организации, всех работающих в ней педагогов;
- в привлечении ресурсов социокультурной среды города;
- в развитии у детей и взрослых мотивации исследовательской деятельности и обогащении ее содержания через создание разнообразных детско-взрослых общностей (команд);
- в рефлексии развивающих возможностей, рисков и трудностей введения исследовательской деятельности в образовательный процесс.
Данные тенденции наблюдаются у педагогов вне зависимости от стажа педагогической деятельности, являются отражением общей ситуации в дошкольном образовании.
Обучение педагогов грамотному введению исследовательской деятельности в образовательный процесс предполагает следующее.
- Понимание педагогами фундаментальных оснований детского развития и владение целостной системой программно-методического обеспечения образовательной программы дошкольного образования.
- Введение педагогов в базовые понятия естественных и гуманитарных наук, необходимых для повседневного содержательного диалога с детьми, поддержания их инициатив, выдвижения и реализации детских и взрослых проектных идей.
- Понимание педагогами возможностей открытого образовательного и социокультурного пространства для развития исследовательской деятельности.
- Владение технологиями её организации – классическими и современными.
Комментарии
Добавить комментарий