Метод возрастной периодизации в культурно-историческом человекознании

Проблема возрастной периодизации остаётся одной из самых актуальных, от разрешения которой зависит адекватность социально-демографической и образовательной политики. Выделение определённых стадий или периодов онтогенеза человека осуществляется на основе метода возрастной периодизации, особенно продуктивного в русле культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Каждый период получает наименование возраста жизни, как составной части или стадии жизненного цикла.

Исходя из понимания возраста, как специфически-закономерного периода становления развития организма и личности, Л.С. Выготский подчёркивал, что следует различать основные подходы в построении периодизаций: по внешним критериям, и по внутренним, различающимся по одному или нескольким признакам детского развития. Чаще всего, детство делится на периоды, «в соответствии со ступенями воспитания и образования ребенка, с расчленением системы народного образования, принятой в данной стране» [3;244], исходя не из внутренней логики развития ребёнка, а из внешних факторов, воздействующих на человека в том или ином социуме.

Отличие метода возрастной периодизации Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина состоит в том, что одновременно применяются три критерия: центральное возрастное новообразование, Ведущая деятельность и социальная ситуация развития: «Только внутренние изменения самого развития, только переломы и повороты в его течении могут дать надёжное основание для определения главных эпох в построении личности ребенка» [3;247]

Содержание личностного развития в критический, переходный период от возраста к возрасту заключается прежде всего в возникновении новообразований, то есть нового типа строения личности и её деятельности, с теми психическими и социальными изменениями, «которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период». [3;248]

Представляя возраст единой и подвижной структурой, Л.С. Выготский подчёркивает, что «законами изменения этого целого определяется движение каждой его части», вследствие чего «в каждом данном возрасте прежде сложившаяся структура переходит в новую структуру». [3;256,258]

При этом именно форма социального бытия изменяет детское сознание, которое в свою очередь характеризуется новым восприятием окружающей действительности и новыми видами деятельности: «ибо ребенок, изменивший строение личности, есть уже другой ребенок, социальное бытие которого не может не отличаться существенным образом от бытия ребенка более раннего возраста». [3;259]

По Л.С. Выгоскому, педагогика будущего будет отличаться поиском таких форм и отношений социального бытия, которые будут адекватны новообразованиям каждого возрастного этапа, поскольку именно эти новообразования приводят к перестройке всей структуры сознания ребенка и тем самым изменяют всю систему его отношений к внешней действительности и к самому себе». [3;260]

Современная педагогика не должна ограничиваться констатацией несовпадения паспортного и умственного возраста, поскольку за этим, казалось бы, простым явлением, по Л.С. Выготскому, находятся принципиальные различия теорий личностного развития и методов возрастной периодизации, – также как и соответствующих диагностических методик определения уровней социального, психического или биологического развития.

Как подчеркивала ученица Л.С. Выготского, Л.И. Божович, каждый возрастной этап определяется не простой совокупностью отдельных психологических особенностей, а своеобразием определенной целостной структуры личности. Характеристики личности не могут раскрываться описательно, без выделения центрального для определенного возраста новообразования. Адекватный возрастной подход является основой развивающего обучения и воспитания, с открытием перспективы личностного развития: «Путь формирования личности ребенка заключается в постепенном освобождении его от непосредственного влияния окружающей среды и превращении его в активного преобразователя и этой среды, и своей собственной личности». [1;28]

Возрастной системно-генетический подход – это подход прежде всего личностный, поскольку личность, по Л.И. Божович, – это не только нерасторжимая целостность, но и особенная интегративная система психологии человека. Допустимо существование последовательно возникающих новообразований, характеризующие этапы центральной линии онтогенетического личностного развития. [2;147]

Согласно методологии личностной, системно-генетической периодизации Л.С. Выготского, глубокий жизненный смысл и практическая значимость традиционной возрастной классификации, сложившейся в общественном сознании, обязывает не только не исключать из научного обихода понятия дошкольного детства или ранней юности, но разыскивать наиболее существенные, качественные отличия этих и других периодов, рассматриваемых как возрастные новообразования личности, являющиеся, говоря языком современного человекознания, основными возрастными макрохарактеристиками.

Следует отметить, что макрохарактеристиками системы называются свойства, определяющие её поведение в целом, в отличие от свойств, соотносимых с изменениями внутри данной системы. Понятие макрохарактеристик производно от более общих представлений о макромире, то есть о мире так называемых макрообъектов, размерность которых адекватна масштабам повседневного человеческого опыта, в котором применяются привычные единицы пространственно-временных измерений, от миллиметров и секунд до километров и часов.

Макромир человека – это мир величин или параметров состояний природы и общества, соразмерных человеку, мир относительно устойчивых форм и отношений, зафиксированных классической наукой во множестве закономерностей, от физико-химических до социально-экономических и психолого-педагогических. За пределами макромира находятся микро – и мега-миры, активно исследуемые современной наукой на благо развития человеческой цивилизации, с учётом всё более острых требований экоантропологии.

Понятия макрообъектов и макрохарактеристик применяются не только для физических тел, но и для таких виртуальных предметов, как литературный персонаж или психологический тип человека. Согласно пониманию известнейшего деятеля гуманитарной науки Д.С. Лихачёва, «теоретическая история литературы – это макрохарактеристика литературного процесса, задачей которого является определение основных, крупных этапов развития литературы на основе исторического принципа, предполагающего как следование хронологии, так и отступление от неё, если этого требует содержательный анализ, выявление как «вечных законов», так и «анти-законов», закономерностей и случайностей развития литературы.»

Аналогичное, историко-генетическое значение для научной психологии человека имеют подвижные макрохарактеристики индивида, индивидуальности, субъекта и личности, впервые дифференцированные выдающимся отечественным учёным Б.Г. Ананьевым с целью последующей интеграции природных, социальных и пространственно-временных аспектов человеческого поведения в системном человекознании.

Индивидно-индивидуальные и субъектно-личностные макрохарактеристики являются взаимно-проникающими, поэтому психосоматика человека – социальна, а душевно-духовный потенциал – органичен, представляя каждую развивающуюся индивидуальность как уникальный, космически сложный универсум, свободно развивающийся не только по законам мироздания, но и по своим собственным законам.

Понимание макрохарактеристики детства в качестве особенной меры индивидуально-типологического и поло-возрастного разнообразия человеческого поведения, открывает перспективы дальнейших научных исследований на уровнях микро – и мега-миров человеческого бытия, исходя из принципа единства общего, особенного и единичного в предметном, системно-генетическом человековедении. В пределах предмета культурноисторического человекознания, основными возрастными периодами, или возрастными макрохарактеристиками являются детство, отрочество, юность и взрослость.

Каждый из возрастных периодов, в качестве соответствующей макрохарактеристики человеческого онтогенеза, имеет обширное содержательное наполнение, и не только научное, но и социокультурное, включая музыку, живопись и художественную литературу (Л.Н. Толстой: «Детство», «Отрочество» и «юность», а также авторы подобных произведений: М. Горький, Н.Г. Гарин Михайловский, П.В. Санаев, В.А. Осеева, А. де Сент-Экзюпери, Н. Саррот).

Преимущественно развивающиеся в детстве, индивидные свойства человека, – это такие, по которым он не отличается от других, ему подобных, в пределах человеческого рода, – например, одни и те же процессы, состояния и свойства его психики. Соответственно, детство определяется как объективная, культурно-исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная характеристика, адекватная становлению макрохарактеристики индивида в онтогенезе человека. Наиболее общей мерой индивидных свойств человека как родового существа, является темперамент (в буквальном переводе – «соразмерность»), как центральное новообразование детства. Психологически интерпретируемый темперамент индивида – это мера (ре)активности психических процессов и поведения, с учётом поло-возрастных его особенностей. Мощь, сила, устойчивость или динамичность темперамента выразительно характеризуют того или иного индивида, начиная с младенческого возраста и до старости, ещё до рассмотрения индивидуальных особенностей человека.

В отрочестве, вследствие интенсивного развития индивидуальных свойств, то есть таких, по которым человек отличается от других, темперамент становится всё более скрыт за характером. Характер (в буквальном смысле – «чекан»), есть мера индивидуальных свойств человека и центральное новообразование отрочества; в характере темперамент прини‑ мает законченные, «отчеканенные» формы. Индивидуальность человека выпукло представлена в психологическом характере его познавательной множества черт, составляющих уникальный стиль его поведения. Процессы становления индивида и индивидуальности в детстве и в отрочестве, то есть индивидуация и индивидуализация свойств человека, совместно представляют его жизненно необходимую социализацию, его выживание и вочеловечивание на уровне требований и условий современного ему цивилизационного минимума, оформленного в общественном сознании.

Подлинное величие человека, как творца культуры и носителя самосознания представлено его автономным общественным лицом, то есть его субъектными и личностными свойствами, мерами которых выступают, соответственно, мотивация и способности (включая качества личности), как центральные новообразования периодов юности и взрослости. Становясь личностью и субъектом, человек выступает источником активной аккультурации, как целенаправленной предметно-практической деятельности, в результате которой, реализуя те или иные мотивы, он развивает соответствующие способности и качества, позволяющие ему адекватно включаться в общественные отношения и достигать жизненных высот в сложнейшем межличностном взаимодействии, в непрерывной общественной истории человечества.

Благодаря историческому опыту, аккультурация современного человека преимущественно осуществляется в различных формах общественного образования, в особенности, – в формах обучения и воспитания, что, в меру собственной активности человека, позволяет ему, в отличие от животных, во всё большей мере раскрывать практически неограниченные возможности дальнейшей, сознательно управляемой эволюции, в ходе которой он приобретает статус универсума (от лат. universalis – всеобщий), то есть живого существа, способного к осознанному, духовному саморазвитию. В отличие от медико-биологического и антропологического экспертных подходов в условной классификации онтогенеза человека, содержательно насыщенная методология системно-генетической возрастной периодизации Л.С. Выготского, становится всё более актуальной как в теории активной эволюции человечества, так и в практике организации обучения и воспитания.

Литература

  1. Божович Л.И. Возрастные закономерности формирования личности ребенка: Автореф. дис. докт. психол. наук. – М.: 1966
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: «Просвещение», 1968
  3. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития Собр. соч. в 6 ТТ., Том 4. – М.: «Просвещение», 1984

Автор(ы): 

Дата публикации: 

1 янв 2015

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Елисеев О.П. Метод возрастной периодизации в культурно-историческом человекознании // Обучение и развитие: современная теория и практика. Материалы XVI Международных чтений памяти Л.С. Выготского. - 2015.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки