ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Диагностика психического развития (от греч. diagnosis — распознавание) - обследование человека в целях определения индивидуальных особенностей развития его психики: способностей, личностных черт, мотиваций, отклонений от психической «нормы» и т.д. Существенное значение для диагностики психического развития имеет история развития обследуемого (анамнез).
Процедура Диагностика психического развития состоит из 2 этапов:
- сбора психодиагностической информации;
- постановки диагноза и формулировки рекомендаций.
Существуют 2 способа получения информации в Д. п. р.:
- краткое более или менее разностороннее обследование с применением ряда психодиагностических методик (тестов);
- длительное изучение человека в условиях учебно-воспитательного или лечебного учреждения.
В свою очередь краткое исследование делится на 2 вида:
- психологическое тестирование, при котором достигается стандартность процедуры и дается количественная оценка уровня психического развития;
- комплексное обследование (клинический метод по Ж. Пиаже), при котором выдвигаются и проверяются гипотезы и дается качественная характеристика психики человека.
Диагностика психического развития включается в процесс психологической консультации и заканчивается выдачей психологических рекомендаций. Полученные данные используются для определения путей обучения (это особенно важно при диагностике психического развития детей с нарушениями развития), лечения (в психиатрии, психоневрологии, нейрохирургии), в целях профессиональной ориентации и профессионального отбора и т.п. В тех случаях, когда имеются отклонения в психическом развитии человека, с учетом результатов Д. п. р. обсуждаются меры по их исправлению или компенсации. Этот вопрос решается компетентными органами, имеющими соответствующие права (при этом привлекаются необходимые мед., психологические и др. данные).
Отечественные психологи важнейшее значение при Д. п. р. придавали качественному анализу особенностей деятельности и психики человека, выяснению «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский); решительно критиковали практику формального применения тестов интеллекта, которые направлены на определение суммарной количественной характеристики интеллекта, т.н. коэффициента интеллекта (IQ) или умственного возраста. Подобные тесты не вскрывают причин возможных отклонений в развитии. Кроме того, следует учитывать, что результаты тестирования в значительной мере зависят от условий жизни, обучения и воспитания обследуемых.
В последние десятилетия распространены комплексные тестовые батареи, дающие многомерную характеристику психического развития детей (напр., шкала Бейли). Широко используются тесты уровня развития поступающих в школу. Результаты диагностики психического развития в определенной мере позволяют оценивать эффективность содержания и методов той или иной системы обучения и воспитания детей. (В.Н. Дружинин)
Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского
нет значения и толкования слова
Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук
нет значения и толкования слова
Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.
нет значения и толкования слова
Оксфордский толковый словарь по психологии
нет значения и толкования слова
предметная область термина
назад в раздел : словарь терминов / глоссарий / таблица
Комментарии
Добавить комментарий